О причинах роста молодежной смертности в РФ
На модерации
Отложенный
Данная статья вызревала давно, однако непосредственным стимулом к ее написанию был сделанный недавно нами материал.
Есть темы, которые практически полностью замалчиваются нынешней политической элитой РФ, понимающей, что их широкое освещение равнозначно признанию в своем моральном и политическом банкротстве. Прежде всего, это катастрофическое повышение детской и юношеской смертности. Это массовое вымирание молодого поколения трудящихся, обнажающее целые профессиональные ниши и заставляющее правительство заполнять за счет трудовых мигрантов. Люмпенизированная трудовая молодежь гибнет, не оставив потомства или обрекая его на аналогичную судьбу. Гибнет от наркомании, алкоголизма, беспризорности, «болезней бедности», которые при социализме были сведены на нет. Средняя продолжительность жизни мужчин в РФ упала именно из-за роста смертности молодых людей в возрасте до 35 лет, и тенденция высокой смертности молодежи сохраняется, хотя и преступно замалчивается [1].
На наш взгляд, есть объективные и субъективные причины повышения детской и юношеской смертности. Объективные причины этого явления непосредственно связаны с природой капитализма. В капиталистическом обществе идет непрерывная конкурентная борьба, господствуют индивидуализм, бездушие, деперсонализация отношений, отражающаяся в принципе «человек человеку – клиент». Капитализм обрекает на смерть слабых, а самыми слабыми слоями населения оказываются дети и юношество. Как проявления этой закономерности – рост насилия над детьми, беспризорность [2], сексуальная эксплуатация молодежи, ее наркотизация, рост самоубийств среди подростков и молодежи [3]. При этом, несмотря на наблюдаемую ежедневно деградацию молодежи, каких-либо слаженных, организованных действий населения по исправлению ситуации не наблюдается. Это тоже закономерно: капитализм порождает мелкобуржуазную психологию, когда каждый печется лишь о своей семье, боится выйти за отведенные ему или ей узкие рамки социального поведения, предпочитает считать «неудачников» вместе с их детьми наказанными по заслугам. Бюргеры могут повозмущаться, выпустить пар, но канализируют свою агрессию не на строй, а на самих жертв этого строя или, в крайнем случае, на «плохое правительство». В конечном счете, это ведет к искажению стереотипа, когда святыней, ребенком в полном смысле слова, становится лишь свой ребенок, а чужой ребенок, да еще попавший в беду, униженный и жалкий, воспринимается просто как опустившееся существо или как вещь[4].
Еще более значимой объективной причиной вымирания молодежи является такое свойство капитализма, как погоня за прибылью. Неудивительно, что некритически перенявшая либерально-буржуазную систему Россия сразу же столкнулась с тем, что предприниматели не гнушались наркоторговлей – это же «самый доходный бизнес». И отсутствие привычки к законопослушанию здесь не при чем. Стяжательством, наживой на беде в буржуазном обществе заняты и вполне легальные учреждения: аптеки, больницы, продающие наркосодержащие препараты под видом просроченных, врачи, выписывающие соответствующие рецепты, «центры реабилитации», занятые банальной детоксикацией, частные наркологические клиники, не стесняющиеся предъявлять огромные счета (эквивалентные стоимости квартиры в провинциальном городе) за нулевой результат.
Так работает сам принцип капиталистической экономики. Вспомним знаменитые слова К. Маркса: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Наконец, и это, возможно, самое главное: дети пролетариев, обреченные терпеть эксплуатацию, выполнять унизительную и бессмысленную работу, постоянно видеть несправедливость, утрачивают волю к жизни. В таком обществе и по таким законам, которые предлагает нам капитализм, просто не хочется жить – особенно молодежи с ее максимализмом и не утраченной еще нравственной чистотой. Ну а тот, кто все же заражается буржуазными «ценностями», очень скоро понимает, что бездумное потребление за те гроши, которые он получает, невозможно, и также приходит в отчаяние. Безысходность, отсутствие веры в будущее у пролетариата – классический признак капитализма.
Итак, сам капитализм как система становится причиной вымирания молодежи, особенно пролетарской молодежи. Естественно, прежде всего такое положение свойственно полуколониям, сырьевым придаткам и странам периферийного капитализма – здесь на социальное неравенство и классовую эксплуатацию пролетариата со стороны местной буржуазии наслаивается геополитическое давление империалистических центров на периферию. Таким образом, сами объективные законы капиталистического общества обусловливают депопуляцию РФ.
Субъективные факторы высокой смертности среди молодежи непосредственно вытекают из объективных, являются их прямыми следствиями. Среди них выделяются преднамеренные и непреднамеренные, внешние и внутренние. Рассмотрим их на примере наркомании, которая, несомненно, является главной причиной вымирания молодежи в РФ [5].
Важнейшим внешним фактором, несомненно, является наркоагрессия как геополитическая стратегия западных империалистических стран. Этот вопрос широко освещается в различных источниках, тем не менее, мы решили представить основные факты и в нашей статье. Многие считают, что превращение Афганистана в гигантский центр выращивания опийного мака и производства героина не случайно. Исторические факты показывают, что такие центры, как правило, совпадают с центрами геополитической напряженности, мигрируют из одного региона в другой, служат для дестабилизации правительств, финансирования вооруженной оппозиции. Например, в ходе войны во Вьетнаме такой центр был в Индокитае, так называемом «Золотом треугольнике» — это Бирма, Лаос, Таиланд, затем он мигрировал в «Золотой полумесяц», куда входит Афганистан. До конца 1978 годов выращивание опиумного мака в Афганистане было незначительным, а героин не производился [6]. После прихода к власти афганских коммунистов в 1978 г.
и особенно после ввода советских войск в Афганистан в 1979 г., наркобизнес стал активно использоваться как источник финансирования моджахедов. На территориях, подконтрольных моджахедам, в больших масштабах началось культивирование мака, и Афганистан превратился в один из ведущих центров выращивания и производства опиума [7]. На западные деньги стали создаваться лаборатории по производству героина [8]. И если сначала речь шла о 3-4 сотнях тонн опиатов, то к моменту вывода советских войск эта величина достигла 1000 тонн, а сразу после свержения режима Наджибуллы и развала СССР произошел еще один скачок в 3 раза, и Афганистан стал производить около 3000 тонн опиатов ежегодно. Это количество резко снизилось только один раз. Пришедшие в конце 1990-х годов к власти талибы были крайне заинтересованы в признании их режима международным сообществом. ООН потребовала резко снизить наркопроизводство, и талибы смогли это сделать, снизив в 2001 году, как раз перед вводом американских войск, объемы урожаев и посевных площадей в 20 раз [9].
С момента ввода в Афганистан военных контингентов США и НАТО в 2001 году производство наркотиков в этом регионе выросло более чем в 40 раз. На 2009 г. объем наркотиков, произведенных в Афганистане с момента начала операции «Несокрушимая свобода» составил 37300 тонн, при этом изъято из них – 2300 т., т.е. 6,2%. Урожаи опиума в Афганистане возросли более чем в 3 раза, т.е. с 2100 тонн до 7700 тонн [10]. При фактическом покровительстве англичан и американцев была создана отлаженная схема выращивания и сбора урожая опийного мака и опия-сырца [11], его централизованная доставка на пункты складирования, созданы многочисленные лаборатории по переработке его в морфий и героин [12], налажена дальнейшая доставка по отлаженным маршрутам в страны-потребители,. Была создана полноценная производственная, кредитно-финансовая и банковская инфраструктура, которой могли бы позавидовать лидеры мирового бизнеса. Полученные средства легализуются на мировых рынках через различные международные и оффшорные финансовые институты. По словам В. Иванова, афганский «урожай смерти» приносит от 65-100 миллиардов долларов в год и выше, из которых лишь 5-7 млрд возвращаются в Афганистан [13]. При этом большинство афганцев убеждено, что англо-американский контингент в Афганистане сам финансирует талибов, поскольку имеет свой интерес в затягивании конфликта [14].
Таким образом, очевидная вина за массовую наркотизацию и, как следствие, ослабление России, Ирана, Китая, Пакистана, Индии, стран Средней Азии и, разумеется, Афганистана лежит на НАТО, который фактически дал карт-бланш на превращение Афганистана в глобальное наркогосударство. Именно афганский опиум и героин способствовали лавинообразному распространению наркомании в России, прочно «подсадив» нашу молодежь на наркотики, ибо избавиться от наркомании после опиатов очень и очень трудно.
Но субъективные внутренние факторы сыграли в наркотизации молодежи не меньшую роль. Со времени перестройки, фактически, с 1987-1988 годов, когда восторжествовали либеральные принципы, и страна стала погружаться в хаос, государство ослабило идеологическую, да и какую-либо организационную работу с молодежью. Уже в эти годы распространились случаи токсикомании и бытовой наркомании, в том числе за счет наркотиков, изготовляемых из выращиваемого в приусадебных хозяйствах мака, псилобициновых грибов и легальных фармакологических препаратов [15].
Исходя из того же вульгарного либерализма, государство фактически потворствовало распространению афганских опиатов. Так, например, 6 мая 2004 года было принято 231-е постановление правительства «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей сбыта», практически сводящее на нет сокращение наркомании, достигнутое более ранними законодательствами. Это законодательство пролоббировала группа граждан, имеющих статус общественной организации и называющих себя правозащитниками. Так была легализована мелкая наркоторговля, способствовавшая вовлечению подростков в наркоманию (что фактически равносильно умышленному убийству) [16]. После этого опиумная и героиновая наркомании приняли лавинообразные формы. И только в 2006 году были приняты более строгие законы в отношении их хранения и оборота [17]. Тогда, в 2006 г., благодаря уменьшению дозы, за хранение которой полагался срок, большинство героиновых и опиумных наркоманов было определены в тюрьмы (оттого с 2006 г. у нас резко увеличилось количество осужденных и заключенных).
Когда торговать героином и опиумом стало накладно, вовсю распространилась торговля «легальными наркотиками» (кодеиносодержащими и прочими препаратами), зависимость от которых развивается не менее быстро, а действие - не менее пагубно. Страну захлестнул рост кодеиновой наркомании. Сказались и массовая наркотизация молодежи за счет афганских опиатов, сокращение государственных учреждений реабилитации больных наркоманией [18], низкая эффективность наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией [19]. Миллионы молодых людей гниют заживо, ежегодно наркотизируются сотни тысяч новых детей. И остановить массовое вымирание молодежи не удается. При этом существует узаконенный безрецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов из аптечной сети. В СССР эти препараты продавались по рецепту, сейчас же они входят по продажам в первую десятку препаратов, и в основном это бесконтрольный отпуск и немедицинское использование [20]. «Наш закон – самый либеральный, такого широкого списка безрецептурных лекарств нет ни в одной стране», - говорят медицинские эксперты [21]. В нашем материале мы выяснили один из путей сбыта таких препаратов: аптеки, больницы, аптечные склады продают их под видом списанных наркодилерам, а последние развозят их по городам области и перепродают. Тем не менее, закон об устрожении мер к продаже кодеиносодержащих препаратов встречает мощное сопротивление «наркотического лобби» фармпроизводителей и «правозащитников», которые кричат об ограничении прав пациентов.
Итак, в данной статье мы попытались рассмотреть некоторые объективные и субъективные причины роста молодежной смертности в Российской Федерации. Эта статья не претендует на исчерпывающий анализ, но лишь делает наметки на возможное развитие исследования по данной теме.
Комментарии
Причина наших бед не в капитализме, а в законах, точнее в отсутствии законности в стране.