Четыре лица Константина Райкина

На модерации Отложенный

Режиссеру, народному артисту России Константину Райкину - 60.

Раньше, что и как бы о нем ни говорили, первым делом вспоминали его отца - Аркадия Райкина - и проводили параллели и сравнения, отдыхает природа на детях или нет. А сейчас, к счастью, можно с высоты этой даты посмотреть на жизнь Константина Райкина и сказать, что он полностью состоялся сам по себе. Посмотрите на четыре лица - четыре сегодняшних ипостаси Константина Аркадьевича - и сразу все станет ясно.

Райкин - Актер

Когда Костя в детстве сказал папе, что собирается стать артистом, Аркадий Райкин устроил для него маленький экзамен:

- Видишь ту клумбу и дорожку. Сможешь пройти это расстояние и, не делая паузы, показать человека от рождения до смерти? - спросил у сына Аркадий Исаакович.

- Свой этюд я начал не с рождения, а с зачатия. Когда он был окончен и я упал, изобразив смерть, папа не сказал мне ни слова. Но по выражению его лица я понял, что ему понравилось. И теперь в сложные минуты - актерский Пегас - конь привередливый и нередко сбрасывающий - я вспоминаю то мгновение, и мне становится легче, - говорит Константин Аркадьевич.

Райкин неоднократно рассказывал о собственном поступлении в театральный вуз и мог этим рассказом довести слушателей до экстаза.

- Очередь в Щукинское училище растянулась на четыре дня... Я решил совместить декламацию с этюдами на тему \"животные\". О дикции я тогда никакого представления не имел, а потому активно использовал жестикуляцию и большие мимические возможности своего лица. К тому же все время животом упирался в лицо члена приемной комиссии…

Помня, что нельзя дать жюри расслабиться, Константин на полуслове прервал собственную декламацию, выкрикнул слово \"тигр\" и стал на четвереньки.

- Я зарычал и двинулся вдоль кресел. Увидев ужас на лицах педагогов, решил, что им страшно нравится, и зарычал еще сильнее. После чего вскочил и громко объявил: \"Алые паруса\".

Следующим испытанием приемной комиссии на прочность стал этюд абитуриента Райкина \"Дворняжка\".

- Сейчас бы это назвали легкой эротикой, а в те пуританские времена это выглядело жестоким порно. Маститые мэтры увидели всю неприукрашенную правду жизни, - вспоминает Константин Аркадьевич.

…Когда родители вернулись с гастролей из Чехии и узнали, что их сын поступил в театральный вуз, Аркадий Исаакович тихим голосом произнес только одну фразу: \"Видимо, так должно было случиться…\"

Потом была учеба на так называемом \"золотом курсе\" Юрия Катина-Ярцева, откуда вышли Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Владимир Тихонов, Наталья Варлей, Алексей Граббе. После учебы - 10 лет работы в \"Современнике\": \"Это был мой любимый театр в то время, - рассказывает актер. - За 10 лет я сыграл там 38 ролей, из них - 15 главных\".

Знаменитый фильм \"Труффальдино из Бергамо\" впервые показали по телевидению 1 января 1977 года. Но мало кто знает, каким трудом далась роль Труффальдино Константину Райкину. Хотя впоследствии именно она стала самой знаменитой его киноролью. Когда с \"Ленфильма\" пришел вызов на кинопробы для фильма по пьесе Карло Гольдони \"Слуга двух господ\", Райкин немедленно отправился в город своего детства. На Труффальдино и Смеральдину пробовалось много популярных актеров, среди которых были и Олег Даль, и Марина Неелова. Но худсовет вдруг утвердил на главную роль в двухсерийном фильме именно Райкина. Смеральдиной же стала бывшая однокурсница Райкина Наталья Гундарева.

В родном \"Сатириконе\" за Райкиным \"числятся\" замечательные роли - Соланж в \"Служанках\", Сирано в \"Сирано де Бержераке\", Джордж в \"Там же, тогда же…\", Грегор Замза в \"Превращении\", Мэкки Нож в \"Трехгрошовой опере\", Тестор Тексель в \"Косметике врага\", моноспектакль \"Контрабас\" и другие.
Фраза Райкина: \"Актер, развиваясь профессионально, и как человек становится лучше\".

Райкин - Режиссер

- Режиссура - это наука о том, как сделать, чтобы зрителю было интересно, - слова Константина Аркадьевича, который поставил за свою жизнь более 30 спектаклей.



- Я вообще не верю в легкие пути, - говорит Константин Райкин о репетиционном процессе. Если человек умеет легко работать, значит, он эту легкость уже оплатил в какой-то предыдущей работе, значит, что-то уже было оплачено тройной ценой. По-другому не бывает. Репетиция - очень кровавая пора, бесстыдный, мучительный процесс. Если работа не оплачена мучением, отчаяньем, абсолютным ученичеством, в которое обязательно впадаешь, - ничего не выйдет…

- Просто я люблю разные вещи, - продолжает Райкин. - Есть разные инструменты, разные пьесы. Я люблю и сцены-шкатулки, и большие полигоны. У человека есть разные струны. И когда кто-то говорит: \"Я люблю джаз\", я задаю вопрос: \"А рок не любишь? А классику?\" Я считаю, что нормальный здоровый человек должен любить разные вещи - есть гениальная попса. Нельзя же не любить такие явления, как Майкл Джексон? И это не значит, что в другое мгновение твоей жизни тебе не захочется послушать Бетховена.

Фраза Райкина: \"В баню, например, мы ходим каждую неделю. А в театр редко\".

Райкин - Худрук

Художественным руководителем театра \"Сатирикон\" Константин Райкин работает с 1988 года.

- Внятный успех - это большое количество аплодисментов и понимание в глазах зрителей, - формулирует он. - …Надо сразу учитывать, что театр - камерное искусство, рассчитанное на элиту. 90 процентов жителей города в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города. Среди этих лучших людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства. Я ценю свою демократичность и похожесть на остальных.

О репертуаре театра Райкин говорит так:

- А он никогда легкомысленным не был. Другое дело, что я никогда при этом не стеснялся скоморошества. Не был таким чистоплюем, интеллектуальным артистом, который не может лягушку показать. На творческом вечере я могу так вас рассмешить, что вы из кресел выпадете. А когда вы пойдете за мной, наедитесь того, что хотели, я вам прочту Мандельштама.

…А в крупных театральных центрах публика по уровню восприятия, по отдаче даже выше, чем в Москве. В Екатеринбурге, Саратове, Новосибирске нас очень хорошо принимают. Они не стесняются реагировать, удивляться. В Москве публика все-таки снобистская. Чтобы не прослыть дураком, человек долго оглядывается вокруг - выражать ли свою поощрительную эмоцию, не выглядит ли он профаном, дескать, так сразу и купился, не объегорили ли его, не халтура ли это... Москва - целая страна. Со своей провинцией. Со спальными районами, спящими душой. В Марьиной Роще тоже своя среда. Там публика вялотекущее не любит.

Фраза Райкина: \"Я театром живу, а не руковожу\".

Райкин - Педагог

С 2001 года Константин Аркадьевич руководит курсом в школе-студии МХТ. В 2005 году состоялся первый выпуск актерского факультета курса профессора Райкина. А на сегодняшний день он выпустил уже три курса. Он подготовил новое поколение артистов для \"Сатирикона\", и именно они играют спектакль \"Страна любви\" по пьесе \"Снегурочка\" Александра Островского.

11 июня Райкин дал мастер-класс \"Разговор о профессии\" в центре им. Мейерхольда. А 1 августа 2010 года в Чехии, в Карловых Варах, откроется Международная школа русского театра под руководством Константина Райкина.

Фраза Райкина: \"Тут формула такая: интереснее работать не с теми, кто умеет, а с теми, кто хочет уметь. Это очень важно. Потому что, строго говоря, не умеет никто. Научиться этому делу нельзя, оно до конца непознаваемо, и ты всю жизнь пытаешься его осваивать\".

ДОСЛОВНО


Райкин о Райкине:

\"Папина известность мне больше мешала, чем помогала. Если я что-то делал плохо, то всегда думал: \"Сейчас они скажут мне, что я тут по блату\". Я чувствовал, что меня постоянно сравнивают с отцом. Это угнетало… Папа не умел преподавать, но своим примером он меня воспитал. Когда мы работали вместе - это было трудное счастье!\"