\"Послужной список\": Сапожник
На модерации
Отложенный
На радио \"Эхо Москвы\" \"Послужной список\": Сапожник.
О. ЖУРАВЛЕВА: В Москве 16 часов и 6 минут, вас приветствует программа «Послужной список». Это совместное производство газеты «Труд», которую представляет Яна Маргасова…
Я. МАРГАСОВА: Здравствуйте. Ольга Журавлева представляет «Эхо Москвы».
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, и мы вот вдвоем представляем себе разные профессии. Напоминаем, как всегда, что мы идем по алфавиту, иногда, конечно, бывают всякие допуски, выпуски, запуски. Но мы стараемся, во всяком случае. Сейчас у нас на повестке дня стоит буква «С», и поэтому мы сегодня разговариваем о профессии, которая как раз на эту самую букву – называется она «сапожник». Мы сразу хотим сказать, что, во-первых, граждане сапожники нам не прислали своих анкет. Возможно, это связано с тем, что они не особенно любят пользоваться всякими интернетами…
Я. МАРГАСОВА: Да и некогда.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, может быть, некогда, а может быть, еще и потому, что некоторым такое наименование кажется таким немножко неподходящим. Потому что, вот мы с Яной вспоминали, сапожником обзывали неудачливого киномеханика во время просмотра кино в клубе, когда у него рвалась пленка, например, или вовсю гас экран, и тут же раздавались крики: «Сапожник!». Ну и еще всякие такие воспоминания. Андрей уже нам на СМС прислал: «Почему говорят, что сапожник матерится? «Матерится, как сапожник»».
Я. МАРГАСОВА: Ну, кстати надо сказать, что сапожник – такая профессия тоже богатая на пословицы, почти как сапер. Да?
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну одна вообще тоже таких древних и важных, как кузнец. Может быть, чуть помоложе, но одна из таких очень исторических, таких протяженных, я бы сказала, в истории профессий. Я прошу прощения, мы, естественно, хотим говорить о современном сапожнике-обувщике, не важно, каком – фабричном или индивидуальном.
Я. МАРГАСОВА: Мы вам расскажем даже, какие они бывают.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да. И если вы каким-то образом с этой профессией пересекались, а пересечения может быть два – либо вы профессионально занимались этим или занимаетесь сейчас, в том числе и на ниве ремонта обуви, либо вы сталкивались с сапожниками какими-то удивительными. Может быть, вам даже индивидуально что-нибудь шили. Это такая редкость, но она еще существует на самом деле.
Я. МАРГАСОВА: Либо вы нашли своего обувщика. Как я говорю, обувной мастер, вот у меня с детства так.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, обувной мастер?
Я. МАРГАСОВА: Да, обувной мастер. Я их так всегда называю.
О. ЖУРАВЛЕВА: Как интересно. В вакансиях, кстати говоря, эта профессия обозначается как «мастер по ремонту, по пошиву обуви», ну и «сапожник» тоже. Пока это слово употребляется.
Я. МАРГАСОВА: Ничто не противоречит, и все используется.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, все имеет право на существование. Напоминаю, как всегда, всякие вводные технические сведения, что на нашем сайте есть видеотрансляция. Ее можно найти, если немножко постараться. Там будет написано «Послужной список», «Смотреть здесь» и, в общем, щелкнуть и войти в видеотрансляцию несложно. Кстати говоря, по поводу анкет тоже на всякий случай скажу для тех, кто, может быть затрудняется их найти. Специальный баннер нашей программы расположен с правой стороны сайта, уже за пределами всех блогов. Поэтому ищите. Там же, где все конкурсы карикатур и все остальное, обязательно будет написано название следующей профессии. И щелкнув по этому баннеру, вы можете заполнить анкету и принять участие в программе.
Я. МАРГАСОВА: Это просто на расстоянии клика практически.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, это нетрудно. Просто вот постарайтесь, тем более, что следующая профессия у нас будет совершенно замечательная – священнослужитель. Не конкретной конфессии, а священнослужитель вообще. Поэтому, пожалуйста, батюшки, шаманы, ксендзы, кто угодно…
Я. МАРГАСОВА: Раввины.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, раввины, муфтии, я уж не знаю, там кто. Муллы, да? И все-все-все, кто хочет рассказать о том, что это за профессия, за что вы ее любите, и какие у нее там особенности и трудности, присылайте свои анкеты на следующей неделе.
Я. МАРГАСОВА: Чем вас будет больше, тем богаче, конечно, эфир…
О. ЖУРАВЛЕВА: Разумеется. А сейчас вернемся к сапожнику. Ну такую затравочку литературную можно перед тем, как ты начнешь свою традиционную рубрику?
Я. МАРГАСОВА: Конечно.
О. ЖУРАВЛЕВА: Я вам напомню такое старое детское стихотворение Сергея Михалкова. Может, кто помнит. «Холодный сапожник у наших ворот Дырявую обувь в починку берет. Весь день продувает его ветерком, Он песни поет и стучит молотком». Здесь Сергей Михалков намекает тем самым, почему сапожник холодный. «Несут ему туфли, несут сапоги, - Сапожник, сапожник, скорей помоги. Подметки подбей, прохудились они. Заплату поставь и каблук почини. И тонкую дратву сапожник возьмет И шило достанет, и шилом кольнет. Починены туфли, починен сапог, Прохожий доволен – сапожник помог». Дальше история про коньки, это уже не самое главное. Но здесь уже прозвучала некая терминология, очень важная в этой профессии. Поэтому мы сейчас переходим к нашей традиционной рубрике. Я только напомню, что СМС-ки от вас мы пламенно ждем. +7-985-9704545. А во второй части программы обязательно 363-36-59, ваши сапожные истории тоже будем собирать.
ФОКУС ТРУДА
О. ЖУРАВЛЕВА: Итак, расскажите, пожалуйста, что нафокусничали у вас в «Труде».
Я. МАРГАСОВА: Как говорится, как шили сотни и тысячи лет назад…
О. ЖУРАВЛЕВА: Босые, небось, ходили.
Я. МАРГАСОВА: Да не ходили босые, что ты, никогда. Камни и змеи. …Так и современные обувщики несут эту эстафету и продолжают мастерство обувного дела. И самое интересное, что обувщики, которые занимаются индивидуальным пошивом, чем дольше длится их история – династии, каких-то находок, приемов, - тем, соответственно, они больше этим гордятся. То есть здесь такая профессия, когда не технологии впереди, а все-таки мастерство, опыт и традиции. Помимо обувщика, который занимается индивидуальным пошивом, есть, конечно, более массовые специальности. Так, например, обувщики на фабриках либо то, кого мы знаем и видим чаще – это обувщики по ремонту обуви.
О. ЖУРАВЛЕВА: Я сразу здесь делаю ставку. Москвичи и не только москвичи наверняка знают, особенно старшего поколения, что очень часто ремонтом обуви занимались вполне определенные народности. Московские ассирийцы или айсоры – это как раз были чистильщики обуви, те люди, которые делали небольшой ремонт. В таких будочках они располагались, эти будочки переходили по наследству. До сих пор еще в Москве существуют айсорские будочки, есть еще и армянские. И это вот была такая национальная профессия в Москве. Поэтому если кому интересно, взгляните, у них очень интересные такие древние черты, очень характерные такой древней нации. Это тоже, можно сказать, сапожники.
Я. МАРГАСОВА: При этом очень много специальностей есть у обувщиков, особенно у тех, которые на фабриках. Первым приступает к созданию обуви модельер-колодочник. Именно он делает колодку с размерами, при помощи которой будет создана определенная модель обуви. Что есть дальше по специальностям? Есть вырубщик деталей обуви. С помощью резака он изготавливает детали низа обуви и, соответственно, все делает резаками. Раскройщик материалов нарезает на другом инструменте, на гидравлическом прессе, некую выкройку - все детали обуви. Как мы это называем, тигр в разрезе.
О. ЖУРАВЛЕВА: Я на видеотрансляцию демонстрирую. У нас есть специальный… сейчас я сделаю так, чтобы было видно. Вот здесь нарисован ботинок прекрасный совершенно, и внизу…
Я. МАРГАСОВА: Сколько у нас деталей?
О. ЖУРАВЛЕВА: Деталей у нас 13, которые называются такими удивительными словами, мы не все ударения знаем, и в словарях этих слов нет – рант, жесткий подносок, союзка, берцы, подкладка, жесткий задник, подошва, внутренняя стелька, основная стелька, простилка, каблук и обводка. Это вот строение такого мужского ботинка в разрезе.
Я. МАРГАСОВА: Причем я еще вычитала, что союзка – он же карман.
О. ЖУРАВЛЕВА: Союзка вообще встречается в словарях.
Я. МАРГАСОВА: Когда вы где-то прочитаете, что у обуви есть карман, все в порядке, она же союзка.
О. ЖУРАВЛЕВА: Это не для денег.
Я. МАРГАСОВА: Да. Дальше, что происходит дальше. Дальше за дело берется сборщик верха обуви. Карандашом он прочерчивает траекторию несущих и декоративных строчек, затем выполняет обработку краев деталей всей выкройки и начинает собирать верх обуви, плавно их стачивая. А дальше за дело берется рабочий 6-го разряда, самого высокого, потому что дальше идет затяжка обуви. Есть такая специальность – затяжчик обуви. Придает обуви окончательную форму. То есть он должен соединить носок, бока. То есть именно вот всю модель обуви без подошвы.
О. ЖУРАВЛЕВА: Всю верхнюю часть, ага.
Я. МАРГАСОВА: И подошву уже окончательно приводит в правильный вид прессовщик, эти все болванки, заготовки…
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну мы так себе представляем сапог или мужской ботинок, где конструкция вот очевидна, такая классическая, она видна. Может быть, там какие-то закрытые туфли. Но, естественно, существует еще масса обуви менее сложной и менее хитрые. О массе обуви отдельно, потому что я прочитала несколько десятков названий разнообразных видов обуви. Ну вот если по группам, то ботинки, полуботинки, туфли, сапоги, полусапоги, открытая обувь, спортивная обувь, национальная, домашняя, военная и детская. И в каждом из этих разделов по четыре, по пять названий. Причем некоторые совершенно тоже какие-то волшебные, мы себе с трудом представляем, что это такое. Ну а такие классические вещи, как туфли-балетки или какие-нибудь чешки, или кроссовки, это вы сами себе легко представите. Здесь нужно все-таки понять… А, вот, кстати говоря, уже начали появляться профессионалы. Вот ты перечислила всех специалистов-обувщиков, а вот нам пишет модельер-обувщик. Алексей, который прислал свой номер телефона, но если можно, Алексей…
Я. МАРГАСОВА: А я же сказала в первую очередь о модельере-колодочнике. Может быть, тут все-таки рядом.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да. Если вы модельер-обувщик, то милости просим к нам, Алексей. Во второй части программы с удовольствием вас послушаем.
Я. МАРГАСОВА: Мы не сможем вам позвонить. Просто Алексей оставил свой номер телефона. А вы нам звоните, пожалуйста.
О. ЖУРАВЛЕВА: «Я уже 15 лет работаю сапожником. И на районе меня все знают, каждый день мне человек 8 – 15 скажут «спасибо», - Сабир из Томска. – Я счастлив в своей профессии». Прекрасно, Сабир. Вот именно об этом мы и мечтали узнать и услышать. Вы тоже звоните, кстати говоря.
Я. МАРГАСОВА: Я тоже с трепетом хожу к одному и тому же обувному мастеру, как я это называю. И ни на кого бы не променяла, потому что совершенно случайно рядом с домом – ну это прекрасно.
О. ЖУРАВЛЕВА: Кстати, обратила внимание, что еще и во многих вакансиях указан мастер по ремонту обуви и металлоремонт. То есть какой-то очень широкий профиль, что вообще, на мой взгляд, удивительно. С другой стороны, если мастер по ремонту обуви – это только набойки, то, наверное, это возможно. Поэтому сейчас нужно понять, чему учат. И здесь мы поподробнее об этом поговорим.
ТРУДОВАЯ КНИЖКА
О. ЖУРАВЛЕВА: Итак, рассказывай, пожалуйста, где…
Я. МАРГАСОВА: Получить профессию очень легко – в учреждениях среднего специального образования, которые сейчас очень страдают от нехватки…
О. ЖУРАВЛЕВА: Кадров.
Я. МАРГАСОВА: Студентов и, соответственно, будущих кадров. Не идут люди. Потому что профессия, с одной стороны, как бы считается непрестижной. Ну, она довольно пыльная, грязная, довольно тяжелая. Мы об этом попозже расскажем. Но, тем не менее, чем она хороша – тем, что уже к выпуску многие из учащихся уже начинают зарабатывать довольно неплохие деньги, о которых мы тоже расскажем, и они уже проходят практику и практически всегда трудоустраиваются либо на фабрики, либо начинают свое дело. И в этом тоже большой плюс. Есть большие перспективы и возможности именно предпринимательской деятельности на себя. Итак, помимо среднего специального учреждения какого-либо, потом могут быть вузы легенькой промышленности, технологи…
О. ЖУРАВЛЕВА: А, я-то думаю, какой вуз может быть?
Я. МАРГАСОВА: Нет, ну что ты, технологи как раз, вот модельеры – это все высшее образование.
О. ЖУРАВЛЕВА: Прекрасно, замечательно.
Я. МАРГАСОВА: Так что все очень просто.
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну а карьерный рост, я думаю, здесь совершенно очевиден. Если человек работает на фабрике, там своя какая-то структура – начальник цеха и так далее. Если человек работает индивидуально, то он тоже может там подняться до директора мастерской или еще чего-то. Я не думаю, что так уж важна здесь как раз карьера. Тут очень важно мастерство, руки и индивидуальные какие-то вот особенности человека.
Я. МАРГАСОВА: Абсолютно. Что касается знаний и требований, то на выходе профессионал знает основы, которые нужны в органической химии, физике, моделировании и конструировании, основы обработки дерева, пластмассы, кожи, технологию и экономику обувного производства. То есть все, что необходимо для некого старта, уже есть.
О. ЖУРАВЛЕВА: Мы обязательно вспомним людей, которые вошли в историю обуви, и как раз не только техники, технологии, но и организации производства. Будет у нас сегодня и такой исторический экскурс. А сейчас несколько СМС-ок. Евгений из Пензы вспоминает тоже, что долго сапожниками были ассирийцы, и многих он знает. Это правда. Просто достаточно приглядеться и обратить внимание, что это какие-то вот особенные люди, похожие друг на друга как родственники. Алексей из Саратова: «Выражение «пьяный, как сапожник» сегодня актуально для данной отрасли?». Судя по всему, не очень.
Я. МАРГАСОВА: Во-первых, мы искали, откуда вообще это все пошло. И если честно, я не нашла, почему так считается. Потому что «матерится, как сапожник» или «пьет, как сапожник»…
О. ЖУРАВЛЕВА: Ой, а ты знаешь, я нашла вариант перевода. Скажем, в каком-нибудь французском можно было бы сказать «пьет, как тамплиер» или «ругается, как тамплиер». Имеются в виду члены соответствующего рыцарского ордена, которые жили в пустыне, в тяжелых условиях. Ну, десантник, короче говоря. Почему-то у нас сапожник такой же тамплиер.
Я. МАРГАСОВА: Но, тем не менее, Алексей и дорогие слушатели, если послушать требования к особенностям того человека, который хотел бы стать обувщиком, то вряд ли вопрос алкоголя здесь встанет. Потому что обувщику необходимо хорошее зрение, точный глазомер, подвижность кистей и пальцев рук, точная координация движений. Мне кажется, все это с алкоголем не очень-то.
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну, конечно, да. Конечно, всяко бывает в жизни. Наверняка сейчас на миллион историй расскажут, что наш сапожник пил, как сапожник. Но я думаю, что это профессионалу даже обидно вот так пойти в эту поговорку и ей так соответствовать. А тем временем Алексей нас поправляет и говорит, что вот эта вот схема ботинка в разрезе нас обманывает: «Не путайте, союзка впереди обуви, а карман – это кожаная подкладка в пятке», - пишет Алексей.
Я. МАРГАСОВА: А я вам отвечу.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да? Откуда ты взяла эти сведения?
Я. МАРГАСОВА: Из интервью замечательного омского сапожника Григория Замчева, который говорит: «Есть у обуви и передняя часть, она называется «союзка», она же карман».
О. ЖУРАВЛЕВА: В общем, мы ссылаемся на конкретный авторитет, уж извините, Алексей. А вот Сабир из Томска пишет следующую СМС-ку, замечательную: «Я с утра до вечера сижу в своей мастерской и слушаю «Эхо Москвы». И ремонтирую обувь народу. Спасибо Александру Пикуленко». Мы тоже передаем большой привет Александру Пикуленко.
Я. МАРГАСОВА: «Обувь народу» - это тоже звучит как лозунг.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, «обувь народу» - это, кстати, тоже важно. По поводу Александра Пикуленко… Просто мы всегда приходим в эту студию после него, поэтому мы всегда с удовольствием и даже с наслаждением читаем СМС, присланные вами в адрес Александра Пикуленко. Это действительно очень интересно, и тоже много непонятных слов. Так же, как и в случае с обувью. С образованием поняли. А половые какие-то, извините меня, различия существуют? Хотя слова «сапожница», конечно, не существует, но мастер обувной…
Я. МАРГАСОВА: Мастер, он и есть мастер…
О. ЖУРАВЛЕВА: Но я вот мастериц не встречала по ремонту.
Я. МАРГАСОВА: Я сама не встречала, но я знаю, что они есть, я слышала. И в принципе, никто не говорит, что мужчина обувщик как-то работает лучше, например, женщины.
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну понятно. Хотя в тех же айсорских будках очень часто сидят такие пожилые, прекрасные тетеньки. Я, правда, никогда у них вот конкретно, у этих тетенек, кроме шнурков или каких-то глупостей, не покупала. Но, может быть, они тоже что-то могут, я не сомневаюсь, что… это такой фамильный бизнес, так все серьезно. Будки по наследству переходят. Кстати говоря, в интернете можно найти статью об ассирийцах. И как раз вот об этой обувной истории несколько интервью с московскими айсорами, у которых еще в Москве сейчас есть будки. Так что там даже портреты приведены. Прекрасная статья, мне очень понравилась. А мы хотим еще одну очень важную вещь осветить в этой части программы. Потому что когда ты говорила о престижности и непрестижности, сразу возникло ощущение, что престижная профессия – это когда там много платят. Ну а что сапожнику платят? Копейки же на самом деле. Ну вот сейчас об этом, если можно, поподробнее.
ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ
О. ЖУРАВЛЕВА: Рассказывай, пожалуйста, что на самом-то деле там…
Я. МАРГАСОВА: Копейки, да не самые копейки. Что касается средней зарплаты сапожника в ателье по ремонту обуви, в среднем, причем по стране, насколько я понимаю, 25 – 30 тысяч в месяц. И интересно, что так до 30 тысяч рублей могут зарабатывать уже при определенном трудолюбии сразу выпускники средних специальных заведений. Что касается индивидуального пошива, вот это, конечно, совсем другая история…
О. ЖУРАВЛЕВА: 25 - 30 – это будет одна пара.
Я. МАРГАСОВА: Да, я промониторила московские цены на индивидуальный пошив. От 22 тысяч в среднем – пара. И вот интересная фраза: «Питон или замша, кайман или крокодил, овчина или олень, страус или угорь – все к вашим услугам». То есть любая кожа.
О. ЖУРАВЛЕВА: Вы себе представляете, туфельки из угря сколько стоят? Я даже боюсь об этом думать.
Я. МАРГАСОВА: Ну а средняя зарплата обувщика на фабрике все-таки низкая – 10 – 15 тысяч рублей. Но они дополняют какой-то вот один свой элемент.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, а мастер-универсал, конечно же, когда работает в каком-то индивидуальном режиме, он, конечно, зарабатывает совсем другие деньги. Опять-таки при навыке, мастерстве и так далее. Я, кстати говоря, нашла в Интернете историю одной дамы-обувщицы, скажем так, у которой мастерская по индивидуальному пошиву, которая очень много работала для театра и шила специально обувь для знаменитых актеров. У нее, кстати, два высших образования. Она не только вот этот самый модельер, она еще, по-моему, конструктор. Вообще инженер-конструктор, он может пригодиться во многих профессиях. Обувь тоже как автомобиль, получается, ее тоже строят изначально. Наверняка Алексей нам сейчас что-нибудь по этому поводу скажет.
Я. МАРГАСОВА: Я вам больше скажу, даже самые горячие сезоны, как у автомобилистов и у шиномонтажа, это весна и осень у обувщиков, как раз когда ремонт идет.
О. ЖУРАВЛЕВА: Это «день жестянщика», да, такой? Когда все вдруг переобулись и обнаружили, что каблук-то совсем нехорош…
Я. МАРГАСОВА: Да. В среднем 23 пары в день ремонтирует мастер.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да ты что? С ума сойти. А я, кстати говоря, еще вспомнила, что вот лето – это такая пора интересная, когда, во-первых, ездят в отпуска, и очень многие люди в отпуске ходят гораздо больше и вдруг обнаруживают все изъяны своей обуви, которая дома казалась такой удобной, а на выезде при 8-часовой прогулке такой хорошей по брусчатке каких-нибудь старинных городов вдруг выясняются все ее минусы.
Я. МАРГАСОВА: Да, соглашусь.
О. ЖУРАВЛЕВА: Между прочим, обувь на отпуск – это тоже отдельная история. Человек, когда уже вот он понимает, что да, так просто не выйдет…
Я. МАРГАСОВА: Но, к сожалению, только опытным путем к этому приходишь.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да. Есть еще масса всяких вещей, в том числе, опять же летом люди начинают обнаруживать, что когда жарко, то размер обуви совсем другой, чем когда холодно. Ну и еще много интересного. Кстати, есть такой полезный совет универсальный, что, в принципе, обувь себе самому нужно выбирать в магазине после 6 вечера.
Я. МАРГАСОВА: Я только хотела сказать об этом: после работы – самое верное.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да. С утра ходить в обувной магазин – это совершенно бессмысленная затея, потому что размер будет не тот. Вам вечером будет в этой обуви плохо. Кстати, если есть какие-то полезные советы касаемо выбора обуви, каких-то индивидуальных штучек, может быть, есть какие-то секреты, с удовольствием вас выслушаем или прочитаем. Наш номер +7-985-9704545 – это СМС. Присылайте какие-нибудь свои истории. Вот, прекрасная совершенно приходит СМС-ка, просто с языка у меня сняли: «Самый легендарный обувщик – это чех Томаш Батя». Это правда. Про Томаша Батю написано немало, и мы обязательно о нем поговорим поподробней. Я просто напомню какие-то истории. Но просто вот по-русски «батя» - это совершенно вот такой вот отец, батька. А когда это пишется латиницей, получается «bata», многие просто не понимают, что это как раз тот самый чех и тот самый Батя. «У Гиляровского в «Москве и москвичах» было профессиональное пьянство», - пишет Алексей. Ну, наверное, да. Я вполне допускаю, что есть какие-то основания для вот этих вот народных всяких поговорок, пословиц и присловий. Но все-таки мы сегодня будем говорить не о тех, кто пьют, как сапожники, а о тех, кто хорошо работает, как сапожники. Кстати говоря, если у вас есть опыт индивидуального заказа, я понимаю, что есть люди просто, у которых такие особенности, что ширпотребовская обувь им не подходит, расскажите тоже. Вот мы с Яной, например, слыхали, что если ты первый раз делаешь заказ индивидуально, то следующая пара тебе выйдет дешевле, потому что твоя колодка у мастера уже есть.
Я. МАРГАСОВА: Потому что уже заготовлена колодка, подписана. И, в общем, можно ждать дальше.
О. ЖУРАВЛЕВА: Наверное, приятно знать, что где-то стоит твоя колодка именная.
Я. МАРГАСОВА: Но сами мастера говорят, что все-таки, конечно, сейчас довольно качественное массовое, скажем так, производство обуви.
О. ЖУРАВЛЕВА: А ее просто очень много можно подобрать.
Я. МАРГАСОВА: Сейчас по ним бьет. И они называют себя «мамонтами» - те, кто существуют и работают. И говорят, что все-таки профессия вымирает потихонечку.
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну, наверное, есть люди, которые на заказ мотоциклы себе собирают или автомобили. Так они и обувь тоже хотят на заказ делать.
Я. МАРГАСОВА: Для кого-то индивидуальный заказ – это, конечно, в первую очередь, не блажь, а необходимость. Либо нестандартный размер ноги, полнота…
О. ЖУРАВЛЕВА: А кстати, может быть, можно индивидуальные какие-то заказы посылать на конкретные фабрики. Вот это интересно. Потому что если у человека 48-й размер, то ему вообще жить тяжело. А с другой стороны, жить-то как-то надо, он же не может все время в этих ходить, во «вьетнамках». Кстати, «вьетнамки» - это все-таки, наверное, не совсем обувщицкая вещь, потому что модель-то разработана, а потом это такая банальная отливка, как и вот эти все пляжные шлепанцы и прочая чепуха. Поэтому про «вьетнамки» мы сегодня особо рассказывать не будем, хотя это тоже обувь. Здесь мы должны сделать небольшой перерыв. Очень большая просьба ко всем специалистам по обуви или к родственникам специалистов, или к клиентам этих специалистов, благодарным или не очень благодарным, звоните нам после новостей. 363-36-59, код Москвы 495. Пишите СМС-ки: +7-985-9704545. Рассказывайте свои истории, с удовольствием вас послушаем. А на сайте «Эха Москвы» идет видеотрансляция. Наши стойкие и от жары не пострадавшие слушатели и зрители с нами, мы им машем рукой приветственно, дорогие наши. Мы вас тоже очень рады видеть. И вот сейчас мы уйдем на новости, и программа «Послужной список», посвященная профессии «сапожник», он же мастер-обувщик, он же модельер, он вообще хороший человек, продолжится после новостей.
НОВОСТИ
О. ЖУРАВЛЕВА: В Москве 16 часов 33 минуты, скоро будет 34. Это программа «Послужной список». К вашим услугам не только аудио, но и видеотрансляция на сайте «Эха Москвы». И естественно, СМС +7-985-9704545. И естественно, телефон. Но прежде чем перейдем к телефону, хотелось бы вам еще сказать несколько вещей, касающихся именно этой профессии, и прочитать парочку СМС-ок. Внук сапожника Михаил из Саратова пишет: «Подошла и подметка – это разное. …(неразб.) врет». Я вообще обратила внимание, что профессиональные слова в таких общедоступных словарях, которые можно через интернет посмотреть или взять того же Даля, они очень слабо представлены.
Я. МАРГАСОВА: Когда я только начинала самостоятельно ухаживать за своей обувью, я помню, что приходила с туфлями и говорила, что мне нужно сделать носики. А мне говорили: «Ну, то есть косячки, да?».
О. ЖУРАВЛЕВА: Носики?
Я. МАРГАСОВА: Ну, знаешь, такие…
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну понятно. Да, мы еще забыли сказать, что газету «Труд» представляет Яна Маргасова.
Я. МАРГАСОВА: А «Эхо Москвы» - Ольга Журавлева.
О. ЖУРАВЛЕВА: Спасибо большое. И собираем ваши истории, связанные с сапожниками, обувщиками, модельерами и так далее. И вот, кстати говоря, есть одно воспоминание от Лилии из Казани, из детских воспоминаний: «В доме жила соседка, которая считалась закройщицей обуви. Она из кожи вырезала модель по заказу, верх любого фасона, затем это все уносила сапожнику, который тачал обувь по ноге заказчика, то есть готовил ее до конца. Но он никогда не занимался ремонтом». Естественно, когда человек делает такие высококлассные штуки, к нему с подметкой, с набойкой или с носиком, как ты говоришь, приходить, конечно, смешно. «Современные модельеры-обувщики учатся в основном в Лондоне, в школе дизайна.
Уровень российских модельеров мирового уровня…» - Алексей все тот же, видимо, да? Да, слыхали, что действительно на очень индивидуальные ноги советуют шить в Лондоне. Кстати, там это тоже поставлено на дело серьезно. Но что-то я подозреваю, что даже если телушка – полушка, то перевоз сильно дорог. Если еще учесть всякие таможенные хитрости, то с этими ботинками замучаешься.
Я. МАРГАСОВА: Ну, ты знаешь, если действительно проблемы, то…
О. ЖУРАВЛЕВА: Кузя пишет: «В советское время часто пользовался услугами сапожников – заклеить или зашить. Сейчас можно купить обувь, которая не разваливается», - пишет Кузя. Можно купить и ту, которая разваливается, просто потому что вы ее очень давно носите и очень ее сильно любите. Она просто уже… ей срок вышел. Раньше-то считалось, что обувь покупаешь практически навсегда, вот пока она на ноге уже не распадется, так и носишь. А сейчас можно еще покапризничать, иметь много обуви и за 10 лет не сносить все эти пары. Но все-таки бывают всякие штуки. Не знаю, вот всем хороши туфли, но у них, скажем, застежка отвалилась. Ну вот элементарная вещь, это вам сделает специалист по ремонту обуви легко, прямо скажем.
Я. МАРГАСОВА: За две минуты…
О. ЖУРАВЛЕВА: Владимир вспоминает, что все анекдоты про сапожников не процитируешь. Ну, в общем, оно и к лучшему. Николай из Нюхчи пишет: «У меня левая нога больше правой, а в магазине всегда правая на примерку. Почему?». Николай, требуйте левую ногу, требуйте обе ноги. Надевайте оба ботинка и гуляйте как можно дольше. Потому что этот проход на 5 метров и проход до метро 100 метров – это совершенно разные ощущения.
Я. МАРГАСОВА: И все-таки лучше вечером.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, да, и главное – вечером с собой огромную левую ногу приносите. И действительно, кстати говоря, хорошо бы выбрать тот магазин, который тебе симпатичен еще по обслуживанию. Потому что примерка обуви – это тоже очень интимный процесс, как нас учит мировой кинематограф и личный опыт.
Я. МАРГАСОВА: Либо все-таки уже понимаешь, какая даже из марок – марок очень много, не обязательно дорогих – подходит. И уже лучше идти туда и просить прямо свой с какой-нибудь половинкой размер.
О. ЖУРАВЛЕВА: Возвращаясь, собственно, к особенностям профессии, мы себе вот так в целом представляем, что разными вещами на той же фабрике занимаются, и вот частным образом кто-то кроит, кто-то тачает. Но, тем не менее, в целом у профессии есть несколько таких вот острых углов или опасных моментов.
ВЫГОВОР С ЗАНЕСЕНИЕМ
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну, во-первых, мы так себе представляем, что работа либо сидячая, либо стоячая, в таком неподвижном каком-то состоянии, то есть опорно-двигательный аппарат страдает.
Я. МАРГАСОВА: Как правило, все-таки в напряженном графике, потому что работы всегда хватает обувщикам. И что касается работы на фабрике, то фабричные условия – это либо какой-то газовый состав воздуха, не совсем благоприятный, химия…
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну вы даже мастерскую себе представьте, где клеем пахнет сапожным.
Я. МАРГАСОВА: Как правило, повышенная температура, потому что, как правило, операций выполняется много. Да что говорить, если даже вместо мыла, как известно, используют наждачку, чтобы не смыть клей, а оттереть его.
О. ЖУРАВЛЕВА: А почему не растворителем? Потому что можно, наверное, растворить саму подошву. Тоже вариант. Ну, представили себе, что и температурный режим, и двигательный режим, и еще, наверное, со светом, со зрением там тоже могут быть всякие особенности.
Я. МАРГАСОВА: Есть, кстати, серьезные противопоказания вообще к самой деятельности. Если люди имеют дефекты зрения, повышенные аллергические, кстати, реакции, которые могут приобретаться, наоборот, тоже в процессе работы, нервно-психические расстройства…
О. ЖУРАВЛЕВА: Я себе представила, как обувщик в нервном припадке с колодкой и с молотком кидается на людей…
Я. МАРГАСОВА: И, конечно, опорно-двигательный аппарат – это тоже важно. Суставы, ноги…
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну просто когда вот мы о портных, например, говорили, мы себе представляли такую портняжную позу: человек сидит по-турецки на столе и что-то там, согнувшись, делает. Но сапожник тоже в любом кино, вот вспомни про какие-нибудь прошлые века, он сидит, согнувшись над вот этой лапой – это «лапа» называется, вот эта вот штука, на которую надевается сапог, например, - и тоже какая-то, в общем, нефизиологичная в этом смысле профессия, но очень важная. У людей всегда будут ноги, на ногах всегда будет обувь и будут индивидуальные особенности. И кто-то будет снашивать один каблук быстрее другого, кстати говоря, и из-за этого тоже приходится обращаться. Ну, и думаю, что профессия еще долго не исчезнет, несмотря на вот эти вот стенания индивидуалистов, скажем так.
Я. МАРГАСОВА: Мне кажется, никогда. Уйдут в тираж…
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну, может быть, да. «В Лондоне, поди, Березовский шьет?» - спрашивает Илья из Тулы. Это продолжение по поводу того, что Березовский в молодости, в юности занимался обувью, а теперь, значит, в Лондоне вроде как центр моделирования обуви… «Свыше 80 процентов производства обуви в мире – Китай. Пока центр обувной мысли – Италия. Но пока», - пишет Алексей.
Я. МАРГАСОВА: Да, Китай действительно собирает 80 процентов обуви.
О. ЖУРАВЛЕВА: Как раз вот этой дешевой, которая на сезон.
Я. МАРГАСОВА: Нет, нет, нет. Там просто цеха, которые могут иметь итальянскую технологию. То есть вот как раз умы в Италии разработали, а совершенно лицензированный цех просто с дешевой рабочей силой шьет в Италии. То есть «made in Chine» - это еще не показатель того, что это дешево и некачественно.
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну известно то, что такая, в общем, серьезная, дорогая почти ортопедическая обувь, как спортивные и всякие другие комфортные, они тоже шьются далеко не в стране изначальной своей прописки – ни в Дании, ни в Швеции все это не шьется. Это шьется в Бразилии, в Китае, в Индонезии.
Я. МАРГАСОВА: Дело все в оптимизации затрат на производство.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да. И здесь мы подбираемся к основоположнику такому обувного бизнеса. И здесь это будет называться так:
ДОСКА ПОЧЕТА
О. ЖУРАВЛЕВА: Самому Томашу Бате уже глубоко все равно, естественно, что мы вот так сейчас о нем торжественно вспоминаем. Но в истории обувного дела он очень серьезную роль сыграл. Родился он в 1876 году в городе Злине. Город Злин со временем стал столицей его империи, можно сказать так. Основатель обувной фирмы «Батя» и один из крупнейших предпринимателей своего времени. Ввел новую концепцию в производство и продажу своих изделий, которая оказала влияние на большинство будущих экономистов. Там вообще потрясающее сочетание трудолюбия, менеджерских талантов невероятных совершенно, силы воли, мерзкого характера и других странных… ну, тяжелого детства заодно. Я просто напомню, вот по сведениям из энциклопедии - есть, кстати говоря, и биография Бати, которую тоже можно почитать, более литературную – семья как раз занималась сапожным делом несколько веков. И первый сапожник по имени Батя, вот по семейной легенде, упомянут в 1667 году. А сам Томаш начал заниматься именно этим ремеслом в 12 лет, и не только изготовлением, но и продажей. В какой-то момент он работал в фирме «Фебер», выпускающей сапожные станки. Там заинтересовался облегчением и ускорением работы сапожников. Начал заниматься предпринимательством в собственной мастерской, но тогда еще вот как раз ему менеджмента не хватало, вот этих способностей. Он был еще по официальным законам даже несовершеннолетним. И, в общем, сложная история. Они это основали как семейный бизнес, там и сестра, и брат его участвовали в этом. И в Злине было основано обувное предприятие в 1894 году. Первоначально, что интересно, производили пастушью прошивную войлочную обувь на симметричной колодке. Обувщики сразу поняли, о чем идет речь, мы себе представили такие сапожки «прощай, молодость». Но на самом деле тот же самый Батя производил в какой-то момент, в 96-м году, он тоже открыл очередной золотое дно и решил начать шить обувь из сукна. Сукно было намного дешевле и доступней, чем качественная кожа. И так называемые «батевки», суконные ботинки на кожаной подошве и элегантным носком из качественной кожи, благодаря рекламе вызвали огромный интерес. Дешево, сердито, но качественно. Ну и вот производство очень быстро развивалось. Надо только сказать, что вот в начале Первой мировой войны они получили заказ на военные сапоги, что, конечно, сделало очень серьезный такой прорыв. И к 23-му году сеть магазинов «Батя» имела 112 филиалов. В том же году он решил выдвинуть свою кандидатуру на выборах на пост мэра города Злина и выиграл выборы. И в 26 – 28-м годах фирма «Батя» обладала более чем половиной всего чехословацкого экспорта вообще. Фирма перешла на конвейерное производство, которое применялось на заводах Генри Форда. Тоже чутье, рынок, все что угодно.
Я. МАРГАСОВА: Это настоящая история такая, история успеха.
О. ЖУРАВЛЕВА: И вот одну цитату из Бати приведу: «Выполняя всю черную работу, нашел дорогу, которая вела к экономии материала и упрощению работы мастеров. Материалы, привезенные ночным поездом, сам разгружал, носил на своих плечах от вокзала, в 10 км от Злина, до утра с помощником резал материал, утром выдавал мастерам. Мастера работали день и ночь, пока дело не было выполнено. Потом, в свою очередь, мастера отсыпались, а я ночью отвозил товар, привозил новый материал и деньги на выплату. Сам покупал, сам его резал и кроил, сам делил между мастерами, сам принимал и просматривал пару за парой, сам платил мастерам, сам проводил ревизию и подведение счетов». Вот история успеха Томаша Бати. Успех действительно гигантский, и фирма существует по сию пору и делает хорошую обувь. Я только добавлю, что погиб в авиакатастрофе Батя в 1932 году. Но остались его родственники, дело осталось и, в общем, продолжалось. Что нам пишут на СМС? «Кстати, знал сапожника, убившего сапожным ножом человека», - пишет… (неразб.) из Пензы. Ну когда у тебя в руках острый предмет, наверняка можно было и повара тоже такого вспомнить.
Я. МАРГАСОВА: Что касается ножей, то вот они бывают закройный, брусовочный и сапожный.
О. ЖУРАВЛЕВА: А, ну вот он сапожным убил, а может быть, и закройным, мы точно не знаем. «Два раза в год в Милане проходит основной обувной салон «Микам», плюс два салона комплектующих в Болоньи. Так передается по миру мода. Плюс китайский промшпионаж», - рассказывает Алексей. Алексей, вы очень много интересного рассказываете, давайте вы нам сейчас дозвонитесь.
Я. МАРГАСОВА: А мы, наверное, сейчас начнем принимать звоночки.
О. ЖУРАВЛЕВА: Ольга, Москва: «В медицине есть термин «грудь сапожника» - профессиональная деформация грудной клетки от колодки». Именно, вот я говорю, вот эта вот поза неудобная. И кстати говоря, в литературе встречаются вот эти чахоточные сапожники, которые работают в подвале.
Я. МАРГАСОВА: Да, все их, мне кажется, явно себе сейчас представили.
О. ЖУРАВЛЕВА: «При коммунистах шил на заказ, - пишет Анатолий. – Такую ни в какой загранице не купишь». Анатолий, на заказ индивидуально действительно и сейчас тоже ни с чем не сравнится. Ура! У нас есть звонки. 363-36-59, хотелось бы послушать людей, которых нам еще не удавалось слушать. Алло, здравствуйте, вы в эфире. Алло? Ага, ничего не в эфире, все сорвалось. Извините. Так… 363-36-59, еще один звонок. Алло, здравствуйте, слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
О. ЖУРАВЛЕВА: Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Наталья Сергеевна, город Жуковский в Подмосковье.
О. ЖУРАВЛЕВА: Наталья Сергеевна, вы на заказ шили, или вы из семьи сапожников?
СЛУШАТЕЛЬ: У меня дедушка был сапожник-модельер.
О. ЖУРАВЛЕВА: Ух ты.
СЛУШАТЕЛЬ: Шил модельные …(неразб.). Моя мама мне рассказала, он умер очень рано, когда она и (неразб.) были маленькие. У него оставались обрезки кожи из заказа, и он им шил разноцветные чудесные туфельки на зависть всем подружкам.
О. ЖУРАВЛЕВА: А скажите, пожалуйста, а вам-то удалось поносить вот такие индивидуально сшитые туфли?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, мне нет. Но, кстати, фирма «Батя», чешская обувь, многие жаловались, что довольно-таки неудобная, в наше время, советское. Ну, мне много лет. А у меня всегда чешская обувь очень хорошо на ноге сидела.
О. ЖУРАВЛЕВА: То есть Батина колодка – это ваша колодка?
СЛУШАТЕЛЬ: Моя колодка.
О. ЖУРАВЛЕВА: Спасибо вам огромное. Кстати, по поводу того, что Италия – это центр мирового обувемоделирования и так далее, все-таки итальянская колодка отличается от российской очень сильно в целом.
Я. МАРГАСОВА: Не могу не согласиться.
О. ЖУРАВЛЕВА: У нас другие ноги в стране. И кстати говоря, кому-то подходит бразильская, кому-то подходит польская, кому-то еще какая-то. А есть прямо такими дудочками, что вот я, например, не могу, у меня нормальная славянская лапа. 363-36-59, вашу историю про сапожников. Алло, здравствуйте, слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло?
О. ЖУРАВЛЕВА: Здравствуйте. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Авиалина. Идет передача об обуви. Ведь есть обувь, которую шьют только для артистов балета.
О. ЖУРАВЛЕВА: О, да! Вы правы.
СЛУШАТЕЛЬ: Мастерская Большого театра. Но я хочу сказать еще вот что. Сейчас в Москве есть мастерские, магазины, в которых продается обувь, которую шил обувщик, у которого жена была балериной. Поэтому вся обувь фабрики …(неразб.) годится для всех балетных. Я – балерина и знаю, что это такое.
О. ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Спасибо вам большое. Хорошая информация.
СЛУШАТЕЛЬ: На Бауманской. Бауманская, дом 8, есть этот магазин.
О. ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Спасибо большое. Кстати говоря, вот то, что говорит Авиалина, ноги балетных – это вообще абсолютно индивидуальная история, потому что они тоже имеют профессиональные всякие особенности. И им простую обувь покупать очень сложно.
Я. МАРГАСОВА: И мне кажется, вряд ли можно зайти в магазин, где будут…
О. ЖУРАВЛЕВА: Нет, про балетные туфли я вообще молчу, там все очень индивидуально, особенно у прима-балерины, которым нужно, кстати говоря… они же снашиваются очень быстро, эти туфельки-то. Говорят, какие-то поклонники в свое время съели туфельку, я вот только не помню, у Тальони или у кого-то еще. После какого-то шикарного выступления поклонники торжественно эту балетную туфлю съели, я не помню, с чем. С шампанским, наверное. 363-36-59. Алло, здравствуйте. Алло? Вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬ: Алло?
О. ЖУРАВЛЕВА: Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Евгения, я живу в Москве. И можно сказать, что я из семьи потомственных сапожников. У меня был сапожником дед, потом какое-то время отец. Причем отец, когда он пошел на войну, а он побежал на войну раньше 18 лет, все боялся, война без него кончится, и он умел только это делать. И в перерывах между боями, он был десантником, он всем чинил обувь. Представляете? Так что его до сих пор вот люди, которые остались в его бригаде десантной, вспоминают. А еще и тетка была, и дядя, все были сапожники.
О. ЖУРАВЛЕВА: Евгения, скажите, а вам не хотелось пойти по сапожной линии?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, мне всегда хотелось быть филологом, очень хотелось изучать иностранные языки.
О. ЖУРАВЛЕВА: А кстати говоря, уж как филолог, вы не интересовались всякими сапожными терминами? Может, что-нибудь расскажете? Может быть, какие-то ударения знаете?
СЛУШАТЕЛЬ: Честно говоря, в этой области нет, пожалуй. Но вот, например, такая вещь, как лапка, она мне была с детства знакома. Потому что папа, уже когда стал даже очень крупным начальником, лапка всегда сапожная была дома, и обувь он чинил долгое время вообще сам.
О. ЖУРАВЛЕВА: Отлично. Спасибо вам большое. Спасибо за эту историю. До свидания, Евгения.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо вам. До свидания.
О. ЖУРАВЛЕВА: А вот что называется мастерство-то, а? Он все-таки… понимаешь, когда человек криворукий что-то будет делать с его ботинками, кем бы он ни был, он все-таки уже в этот момент вспомнит, что «нет уж, давайте я сам». В Интернете советы, которые дают вот таким народным умельцам, как починить самому обувь, мы с Яной изучали. Ну, во-первых, требуется масса всего дополнительного. Очень редко можно купить профессиональные сапожные всякие штуки.
Я. МАРГАСОВА: И там все время предлагалось делать некий заменитель чего-то.
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, мне кажется, что это плохая идея. Хотя очень все подробно объясняется. Если кому интересно, посмотрите, как самому ремонтировать обувь в домашних условиях. Вдруг вы такие умельцы, что у вас получится. 363-36-59. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
О. ЖУРАВЛЕВА: Здравствуйте. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Александр, город Москва. Я очень рад, что к вам дозвонился, и с интересом слушаю вашу передачу. Более того, я отношусь к сапожному производству. Работаю в одной из крупных фабрик в Москве.
Я. МАРГАСОВА: А кем вы работаете?
О. ЖУРАВЛЕВА: Какая у вас специализация?
СЛУШАТЕЛЬ: Я – энергетик.
О. ЖУРАВЛЕВА: О-о!
СЛУШАТЕЛЬ: Но я хотел бы о другом сказать. О серьезных вещах, которые вы не учли.
Я. МАРГАСОВА: Будем рады.
СЛУШАТЕЛЬ: Первое – что потребность России в мужской обуви всего 3 миллиона, а мы шьем, наверное, миллиона 2. Следующее: потребление обуви в среднем в Америке - 6 пар в год человек покупает, в Европе – 4, у нас в стране – одну – две. Поэтому, наверное, мы очень много уделяем времени ремонту обуви. Надо не ремонтировать, надо ее потреблять.
О. ЖУРАВЛЕВА: Понятно, соглашусь.
СЛУШАТЕЛЬ: И второе. Вы говорили о вредных условиях труда. Скажу вам честно, я до этого работал на оборонном предприятии в Москве. Когда я пришел на предприятие обувное, мне показалось, что это санаторий. Условия работы хорошие. Да, есть выделения вредные. Но есть санитарные нормы и правила. Если их соблюдать, то рабочим комфортно и удобно работать. Другое дело, что у нас люди отучились работать в конвейере.
О. ЖУРАВЛЕВА: Спасибо огромное. Всего хорошего. По поводу пар. Когда говорится о том, что нам нужно 3 миллиона, а выпускается 2, ну у нас очень много еще неместной обувью догоняется до нужного количества. А то, что мы не привыкли часто менять обувь и еще не привыкли к тому, что еще есть достаточно недорогая, которую не нужно хранить годами и так далее…
Я. МАРГАСОВА: Это пока еще не выветрилось.
О. ЖУРАВЛЕВА: Это да, это психология.
Я. МАРГАСОВА: Вот кто-то писал как раз о фабрике «Цебо»…
О. ЖУРАВЛЕВА: Да. Но вообще в любом случае я помню, что югославские босоножки, я помню, был такой фетиш в какой-то момент.
Я. МАРГАСОВА: Даже тогда фетишем была все равно импортная обувь, а не наша.
О. ЖУРАВЛЕВА: Фабрика «Скороход» не радовала ногу? 363-36-59. Ваши истории, связанные с обувщиками, обувью, сапожниками, в том числе и семейные легенды. Алло, здравствуйте. Слушаем вас. Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Алло.
О. ЖУРАВЛЕВА: Здравствуйте. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Екатерина.
О. ЖУРАВЛЕВА: Екатерина, откуда вы? Из Москвы?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
О. ЖУРАВЛЕВА: У вас что с сапожным делом связано?
СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что у меня есть в Москве живущие братья двоюродные и сестры, у них дедушка был сапожником из Кимры. Я вам хочу сказать, что я просто из детства помню, это было 50-е годы, моей маме, у нее была ножка очень маленькая, 33-й размер… по-моему, его звали Александр Яковлевич, он был прекрасный сапожник. И вот он ей шил и нам, конечно, шил великолепную обувь из натуральной кожи, из цигейки. И потом эти ботиночки долго-долго носила мама, и мы носили после нее.
О. ЖУРАВЛЕВА: Вам просто повезло, Екатерина. Здорово.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, вот такие воспоминания.
О. ЖУРАВЛЕВА: Спасибо большое. Я просто вспоминаю, что действительно, во-первых, были ужасно уродливые вот детские мои сапоги, я вспоминаю, туфли и все такое. Они были просто-таки чудовищные. Так маму было жалко, потому что ты их снашиваешь, и они еще страшней становятся, и вроде надо новые покупать, а еще как-то стыдно, что еще и нога растет.
Я. МАРГАСОВА: У человека с 33-м размером ноги, который, в общем-то, детский. И что?
О. ЖУРАВЛЕВА: Да, взрослой женщине и до сих пор очень тяжело найти себе обувь такую нестандартную, потому что в детских сандаликах типа «Котофеича» как-то не всем хочется вечернее платье надевать. 363-36-59, еще один звонок. Алло? Здравствуйте. Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Я. МАРГАСОВА: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Вас беспокоят из Раменского Московской области. У меня дедушка был сапожником.
О. ЖУРАВЛЕВА: Как вас зовут? Простите, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Наталья Николаевна.
О. ЖУРАВЛЕВА: Наталья Николаевна, дедушка был сапожник?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
О. ЖУРАВЛЕВА: Давайте воспоминания.
СЛУШАТЕЛЬ: Я очень любила сидеть рядом с ним и следить. Конечно, в детстве хотела тоже стать сапожником. И очень запомнилось из детства, он шил, тогда модной была такая обувь, как бурки. И еще запомнилось, он для того, чтобы сшить, употреблял дратву. Вот такие вещи очень помню, и как-то это не забывается. Потому что он был очень классным сапожником. И еще что важно, люди, когда получали от него готовую обувь, они получали ее как новенькую, потому что он обязательно ее чистил. И даже если что-то не просили сделать, он доводил это до совершенства. Вот это очень любили. Это как бы характеризует людей, которые занимаются обувью.
Я. МАРГАСОВА: Абсолютно точно.
О. ЖУРАВЛЕВА: Наталья Николаевна, а скажите, пожалуйста. А вы сами из-за этих воспоминаний стали лучше… может быть, лучше, чем знакомые, разбираетесь в обуви, относитесь к ней как-то по-другому?
СЛУШАТЕЛЬ: Естественно. До сих пор, если я иду в мастерскую, и мне хочется что-то подсказать. Не очень приятно бывает, когда попадается сапожник, мне нравится это название профессии, он делает плохо…
О. ЖУРАВЛЕВА: Ну понятно, да, вы сразу это видите.
СЛУШАТЕЛЬ: До сих пор вот это вот осталось впечатление.
О. ЖУРАВЛЕВА: Спасибо вам большое за историю. Я сейчас на секундочку прервусь. «Про армейскую обувь ничего не сказали», - Илья, Екатеринбург. Существует армейская обувь, существуют, естественно, по сию пору кирзовые сапоги, которые, кстати говоря, во времена плохой обуви некоторые мальчики в старших классах страсть как любили. Потому что при наличии портянки все остальное… нам никакие носки, ничего не натирает. Если хорошо наложена портянка, то в кирзовых сапогах ходили.
Я. МАРГАСОВА: Знаешь, как говорят солдатики, что сначала надо кирзовый сапог приручить, обкатать. Но, к сожалению, когда ты его обкатаешь, он уже становится, в общем…
О. ЖУРАВЛЕВА: Видок так себе, да, бывает. Хотя вот опять же сверкающие вот эти сапоги, которые начищались там по разным случаям, в которые можно смотреться. «А вы представляете себе, если жена – сапожник, сколько она будет в магазине туфли выбирать?» - пишет Алексей из Саратова. Ну, очень хорошо…
Я. МАРГАСОВА: А мне кажется, она как раз будет довольно конкретно…
О. ЖУРАВЛЕВА: Она выберет то, что нужно, она не будет по пять раз ходить. «Колодки для обуви заказывали в Италии, но делаем русскую полноту. А у китайцев с колодками плохо», - пишет Алексей. «Сейчас мастера не найти, Китай отконкурентил», - пишет Анатолий. «Италия до сих пор сильно кормится обувью. Исторически дворянин имел на подкормке фабрику, а сам вел светскую жизнь. А Италия остается центром дизайна обуви, мы на них смотрим».
Я. МАРГАСОВА: Так и есть.
О. ЖУРАВЛЕВА: Алексей спрашивает: «Будет ли сварщик?». Мы пока в задумчивости на эту тему. Священнослужитель точно будет. Насчет сварщика мы сейчас еще пошерстим.
Я. МАРГАСОВА: Мы думали, думали, пока не решили.
О. ЖУРАВЛЕВА: Там как-то хорошо, когда это видно. А по радио сварку показывать – не знаю. «А что такое красный клей, которого никогда не было?» - спрашивает Евгений. Может, это и есть тот самый волшебный сапожный клей, которого не достать и который можно получить смешиванием двух других клеев в пропорции 4:1? 363-36-59, самый последний звонок, история про сапожника. Алло, здравствуйте, слушаем вас. Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый день.
О. ЖУРАВЛЕВА: Добрый день. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Андрей, Омск.
О. ЖУРАВЛЕВА: Андрей, расскажите, пожалуйста, про сапожника.
СЛУШАТЕЛЬ: Не успел дозвониться, вы уже начали рассказывать про армейскую обувь. Я закончил Ташкентское таможенное училище, там была традиция, что все выпускники ходят только в сшитой обуви. И сапожник, который был на территории училища, не помню, как зовут, фамилия была Коган. Это был культ поклонения, потому что все 200 человек должны были сшить у него сапоги.
О. ЖУРАВЛЕВА: Слушайте, ну это какая-то прям традиция такая еще из 19-го века, когда офицеры шили специально мундиры.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, причем это не просто сапоги, это произведение искусства. Это мало того, что все индивидуально, это вот именно деревянные, дубовые гвозди… Потом, когда я в войска попал, и увидели эти сапоги, там все… (неразб.)… говорили, что вот настоящий гусар.
О. ЖУРАВЛЕВА: Отлично. Спасибо вам большое, настоящий гусар Андрей из Омска. Спасибо вам. Заодно вспомнили сапожника Когана. Это просто потрясающе. Я вообще не знала, что в такое еще наше… Живы люди, которые это помнят, причем прекрасно звучат, судя по всему, прекрасно себя чувствуют. Спасибо вам большущее за ваши звонки, за ваши истории, за ваши СМС-ки. Еще раз обращаюсь ко всем, у кого есть знакомые - хорошие священники, священнослужители самых разных конфессий. Предложите им рассказать, столько там интересных аспектов. И все-таки это профессия, несмотря ни на что. Расскажите своим знакомым, найдите их, покажите, как на сайте заполнить анкету. Мы с удовольствием запишем интервью с представителями разных конфессий из разных мест, не обязательно православными или католическими. Следующая профессия – священнослужитель. Газета «Труд» - Яна Маргасова…
Я. МАРГАСОВА: Ольга Журавлева, «Эхо Москвы»…
О. ЖУРАВЛЕВА: …Здесь с вами прощаются, всего хорошего. А Ольга Журавлева с вами встретится в следующем часе, когда мы с Центральным Агентством путешествий будем рассказывать про отдых в Соединенных Штатах и речные круизы по России.
Комментарии