Украина: Сельские школы. Без “левых” они исчезнут

На модерации Отложенный

Последний период существования украинского государства характерен тем, что жизнь – политическая, а вслед за ней и все остальные ее разновидности – сосредоточилась в городах. На селах негласно поставили клеймо «вымирающего типа поселения», и отключились от его проблем – так, будто их и вовсе нет.

Четче всего это видно в сфере образования. Сельские школы уже в ближайшее время превратятся в миф золотого советского века. Да и сейчас большинство из них существует в совершенно унизительном виде – с двумя-тремя учителями, которые тянут на себе весь набор учебных курсов. Говорить о каких-либо средствах, выделяемых на сельское образование, не приходится. Максимум – это время от времени проводимая показушка, когда какой-нибудь матерый чиновник сподобится подарить школе компьютер, который некуда включать по причине дохлой проводки.

Идиотская политика укрупнения, когда по «малодетным» поселкам прокатывается волна закрытия школ, а немногочисленным ученикам предписывается ходить в школу, минуя два соседних села, может привести только к окончательной отмене сельского образования. А что, логика – убойная: в этом селе детей мало, школа не нужна – это первый шаг; второй – в селах вообще детей мало, они могут и в городские школы походить.

Подобный сценарий выглядит утрированием только на первый взгляд: от нашей страны можно ожидать чего угодно. В конце концов, неолиберальная логика, требования ВТО и тому подобные бредовые стандарты подразумевают перевод всех общественных благ в статус товара. Вот вам и товар: образование на селе. Кто сможет там его купить? Это риторический вопрос.

Общая тенденция развития (если это можно так назвать) образования в нашей стране прорисована очень четко: элитаризация. Элитарность высшего образования – давняя мечта доморощенных аристократов, всех этих тяготившихся партмаксимумом любителей родословных древ. Они прилагают все усилия, чтобы четко разделить вузы на престижные и «для лохов», а впоследствии – и вовсе закрыть низшим слоям путь даже в непритязательные институты. Это весьма противоречивый процесс, если учесть, что в течение лет пятнадцати систему высшего образования непомерно раздули, будто вузовский диплом – обязательное условие дальнейшей нормальной жизни любого человека.

Из крайности в крайность – вот вся их логика.

Естественно, что и среднее образование они стремятся сделать точно таким же элитарным. Начинается это с банального, еще перестроечного расслоения – стратификации школ на гимназии, лицеи, с уклоном, частные – и обычные, «для неудачников». Как правило, «престижные» школы обеспечивают своим выпускникам дальнейший успех не высоким качеством преподавания, а негласными связями в системе образования. Да и родители, мнящие себя лордами и пэрами, преспокойно устраивают деток после «престижной» школы в вузы – так же, как и в школы. Идея не в том, чтобы лучше обучить своих детей, а в том, чтобы с детства приучить и их, и окружающих: «вы, Секлета Филипповна, это одно, а мы – что-то другое».

Само собой, сельские школы в упомянутом перечне с трудом в состоянии занять даже нишу «обычных». Нет никаких стимулов для сельских учителей, нет никакой материальной базы, то, что осталось от советской власти, и так уже отработало три запланированных срока – без ремонтов, поддержки и модернизации. Сельское образование целенаправленно уничтожается – потому, что «да зачем оно им нужно, пусть в поле работают!» Та омерзительная классовая надменность, с которой успешно боролись при социализме, сегодня рассматривается как неотъемлемое качество «здорового» общества.

Ни одна из украинских властей практически ничего не предпринимала для реального изменения ситуации с сельским образованием. Ничего удивительного в этом нет – рыночные отношения не подразумевают плотного государственного участия в системе образования. Товар, товар, никаких обязательных благ! Останутся ли в селах школы после следующих выборов в парламент? Не знаю. Во многом это зависит от того, сколько людей проголосует за левые партии, за коммунистический блок, так как они – единственные прямые наследники социалистической логики и в образовательной политике, и во многом другом. Честно говоря, не думаю, что жителям сел есть смысл голосовать за кого-либо другого – если, конечно, они хотят, чтобы их дети закончили хотя бы девятилетку.