Католический сан – лучшая гарантия безнаказанности

На модерации Отложенный

Католическим священникам позволяют избегать наказаний даже за тяжелые преступления.

Пятьсот лет реформаций, секуляризаций и деклерикализаций – срок немалый, но и его оказалось недостаточно для того, чтобы католическая церковь смирилась, наконец, со статусом обычной общественной организации. Ватикану до сих пор хочется гонять императоров босиком через Альпы, отлучать неугодных, а главное, ставить свои собственные законы выше светских и ответ держать только перед собой и богом, без всякого вмешательства мирских властей. Поэтому после вполне рутинных действий бельгийской полиции – обыска с санкции суда и допроса свидетелей – католическое начальство почувствовало себя глубоко оскорбленным и обрушилось на власти Бельгии с жесткой критикой.

Ведь бельгийские полицейские обыскали не что-нибудь, а дворец архиепископа в Брюсселе, конфисковали там файлы из церковных компьютеров и несколько часов допрашивали достопочтенных иерархов католической церкви Бельгии. Светские власти хотели таким образом помочь священникам в расследовании случаев растления малолетних бельгийскими клириками. Но католической церкви в этом деле помощь не нужна. Там привыкли самостоятельно разбираться с сексуальными преступниками в своих рядах, карая их страшными наказаниями, вроде угрызений совести, строгих, но непубличных выговоров и, в качестве крайней меры, перевода на другую работу – подальше от соблазнительных детей.

То же самое планировалось сделать и в Бельгии, где в конце апреля 73-летний епископ Брюгге Роже Вангелуве сложил с себя сан, признавшись, что в 1980-е гг. несколько лет спал с несовершеннолетним хористом. Совесть замучила дедушку очень вовремя: срок давности по делу давно миновал и никакой уголовной ответственности за грехи ранней старости ему не грозило. Католическое начальство ограничилось причитаниями и передачей дела на рассмотрение специальной церковной комиссии по расследованию сексуальных преступлений священников. На практике это означало, что дело собираются потихонечку замять без всяких последствий. Члены церковной комиссии так активно исполняли свои обязанности, что за 10 лет работы в Бельгии успели рассмотреть всего 30 жалоб, а серьезных действий не предприняли ни по одной из них.

Однако замять дело не получилось: слишком много аналогичных скандалов происходило за последнее время по всей Европе, да и в других частях мира, где активно работает католическая церковь. Эротические откровения епископа Брюгге спровоцировали волну воспоминаний о тяжелом детстве у сотен бельгийцев, что сильно прибавило работы членам церковной комиссии. В течение мая–июня количество жалоб от подросших жертв сексуальной активности священников достигло 500.

При таком размахе злоупотреблений полиция Бельгии, несмотря на все уважение к традиционным ценностям, не могла оставаться в стороне от расследования и 24 июня вмешалась со своими обысками и конфискациями. За это полицейских отчитал лично Папа Римский, заявивший, что даже коммунисты не позволяли себе таких безбожных безобразий. А оскорбленные иерархи католической церкви Бельгии отказались от дальнейшего сотрудничества с властями и 27 июня демонстративно объявили о самороспуске комиссии по расследованию сексуальных преступлений священников.

Вера католических священников в собственную неподсудность, конечно, поражает. Но еще более поразительна та терпимость, с которой эти мессианские комплексы воспринимают светские власти и общество. Европейцы, которые, судя по опросам, готовы чуть ли не единогласно поддержать введение химической кастрации для обычных педофилов, вдруг теряются и стихают, если педофил оказывается в сутане.

Мол, церковь должна сама разобраться со своими грехами. Как будто священники не такие же граждане, как и все остальные.

Вот представим, что в мире действует какое-нибудь международное атеистическое общество. Скажем, «Свет разума». Оно проводят в школах уроки естествознания, организует научно-исследовательские кружки для юношества, содержит приюты для сирот, где воспитывают детей в духе светского гуманизма. И вдруг выясняется, что члены этого «Света разума» занимаются растлением малолетних, которых должны обучать. Счет преступлениям идет на тысячи, и происходят они по всему миру. Причем тысячи – это только известные случаи, а сколько их на самом деле – оценить невозможно, потому что учителя-атеисты до смерти запугивают несчастных детей разными наказаниями и карами. А руководители «Света разума» или сами педофилы, или всеми силами покрывают своих коллег, чтобы не подрывать доверия к атеистическому мировоззрению.

Как бы реагировали власти и общество на такую ситуацию? Понятно как. Они бы атеистов к детям и без всякой педофилии не допустили, и все дела. А вот католической церкви все это можно, попробуй кто слово поперек скажи. Многовековой опыт секретничания и запугивания гарантирует им полную безнаказанность. Если кому-нибудь из пострадавших и удается преодолеть вбитый в детстве розгами страх перед адскими муками и рассказать о насилии, то случается это уже тогда, когда срок давности по делу давно вышел. И святые отцы вместо тюрьмы отправляются, в худшем случае, на пенсию.

Скандалы, связанные с католическими священниками-педофилами, происходят буквально по всему миру. Количество жертв, решившихся на признание, измеряется тысячами. А осужденных священников – единицы. Например, в США в 1950–2002 гг. обвинения в педофилии были предъявлены примероно 4500 из 111 000 католических священников, работавших в стране в эти годы. В тюрьме оказалось всего 2% обвиняемых, еще около 20% были оправданы судом. В остальных случаях или истек срок давности, или обвиняемый успел умереть. Тому же епископу Брюгге, решившему выговориться перед смертью, сейчас не угрожает ничего, кроме косых взглядов соседей. Ведь его жертва (а может, жертвы) не стала заявлять на него в полицию в течение десяти лет после совершеннолетия.

Однако западное общество почему-то не видит в такой тотальной безнаказанности ничего страшного. Люди ждут, что церковь сама разберется с преступниками. Вот сейчас Папа Римский узнает о происходящем и быстро наведет порядок в своем хозяйстве. Хотя каких решительных мер можно ожидать от старого больного человека, у которого главная задача – не заснуть во время очередной мессы? К тому же, последние педофильские скандалы не были для Папы Бенедикта XVI какой-то особенной новостью. Его самого обвиняют в том, что он покрывал священников-педофилов, когда возглавлял ватиканскую Конгрегацию по вопросам вероучения, в чью компетенцию входило расследование преступлений священников. Но в суд по этому поводу Папу не вызовешь: все-таки глава независимого государства.

И все же лидер католической церкви не смог остаться совершенно безучастным к многочисленным педофильским скандалам последних месяцев. Он сделал выводы из событий в Бельгии и принял меры. 29 июня Папа объявил о создании в Ватикане новой комиссии, которая займется «реевангелизацией Запада». Будут заново прививать европейцам и американцам христианские ценности и уважение к сану священника, а то совсем страх потеряли. Католическая церковь решила не усложнять себе жизнь и искоренять не преступления, а обвинения.