Нет гармонии в финансовом мире

На модерации Отложенный

Если сохранится текущая динамика валютных курсов и темпов экономического роста, недавнее сокращение дефицита текущего счета в США останется в прошлом - долги снова начнут расти.

На мировые финансовые рынки вновь вернулась волатильность. В результате, США снова кажутся инвесторам безопасной гаванью, а доллар укрепляется на фоне роста спроса на американские активы. На первый взгляд можно благополучно забыть про устойчивое восстановление мировой экономики. Укрепление доллара обернется не только замедлением роста в США, но и спровоцирует всплеск протекционизма на рынке, а также, возможно, помешает процессу экономического восстановления. Однако если копнуть глубже, то становится ясно, что под угрозой также окажется и стабильность всей мировой финансовой системы, поскольку некоторые виды активов вновь пользуются незаслуженным спекулятивным спросом. В конечном итоге, рост спроса на активы спровоцировал образование пузырей, взрыв которых обернулся катастрофой для мировой экономики. Рассмотрим существующие риски. Финансовые рынки стремятся уйти из незащищенных, сильно задолжавших стран Южной Европы. Греция стала всего лишь толчком к развитию событий, однако, сейчас внимание приковано ко всем странам с высоким уровнем государственного долга по отношению к ВВП. Естественно, увеличение дефицита бюджета, по большей части, - прямое следствие поддержки, которая оказывалась компаниям в худшие времена мирового финансового кризиса. В данном контексте, это последствия действий правительства, вставшего на защиту отраслей частного сектора с высокой долей заемных средств, и гарантировавшего их долговые обязательства.

Вопрос теперь в том, смогут ли отдельные правительства выполнить свои гарантии не в ущерб прочим обязательствам. Греция, например, сможет. Но не без участия других стран с более прочными балансами, например, Германии и Франции. В основе спроса на американские активы лежит стремление инвесторов к безопасным вложениям средств. Это подтверждается падением доходности американских облигаций и ростом курса доллара. Правда, надо признать, что цены на американские акции падают, несмотря на приток иностранного капитала США. Это можно объяснить укреплением валюты и опасениями, что нарушится процесс экономического восстановления в США. Вне всякого сомнения, это серьезный повод для беспокойства по поводу восстановления мировой экономики. С другой стороны, меры жесткой экономии, которые были введены в Европе, отвечающей за 18% мировой экономики, также будут тормозить глобальное восстановление. Получается, что вклад Евросоюза в мировой спрос и, соответственно, в экономический рост окажется очень незначительным. В действительности, те, кто надеется на слабый евро, как на катализатор роста, не учитывают, что в этой ситуации под давлением окажутся не только Штаты, но и другие страны Старого света, включая Великобританию. С другой стороны, волатильность на валютном рынке может сохраниться, что выльется в падение на финансовых рынках, приведет к потере доверия и вернет нас к рецессии. Тем не менее, уж лучше вялое восстановление, чем рецессия. Между тем укрепление доллара и медленный рост в Европе затормозит процесс восстановления в США.

Если бы оно шло быстрее, чем в Европе, а доллар растерял бы свою конкурентоспособность, в Штатах бы начался существенный рост дефицита, а в Европе - профицита.

Возможно ли повторение подобного сценария через несколько лет в условиях несбалансированной американской экономики? Мы прогнозируем умеренное увеличение дефицита текущего счета в США и рост профицитов в Японии и Еврозоне. Правда, не в таких масштабах, как это было в 2007 году. Объемы китайского импорта растут, а профицит при этом сокращается. Это означает, что мировая экономика еще не утратила своей сбалансированности. Кроме того, можно предположить, что состоятельные инвесторы, получили хороший урок, который они запомнят, по крайней мере, на ближайшее время. Они уже не горят желанием предоставлять кредиты прилично задолжавшим домохозяйствам, странам, компаниям или частным лицам. Более того, должники и сами не стремятся влезать в новые кредиты; по последним данным, компании и частные лица хотят погасить свои долги и вывести свои финансы на более устойчивый уровень. Кроме того, у ликвидности, формируемой экономиками с профицитами, появились новые пристанища, которых не было в период до 2007 года.

Сейчас, чтобы поддержать стремительный рост, Китаю приходится вкладывать большие средства в инфраструктуру. То же самое можно сказать про Бразилию, Россию и Индию. Также не стоит забывать, что поиск и разработка новых месторождений полезных ископаемых влекут за собой дополнительные расходы. Одним словом, объем инвестиций в экономики развивающихся стран, скорее всего, увеличится по сравнению с недавним прошлым. Это означает, что риск усугубления мировых дисбалансов вряд ли приведет к повторению кризиса 2007 года, вызванного поиском безопасных активов в развитых экономиках. В условиях избыточной ликвидности, кризиса, вероятно, не избежать. Но он будет другим. Протекционистские настроения в США - еще один фактор риска для мировой экономики. В Китае уже намекают на то, что падение евро дает эффект, равнозначный укреплению юаня, привязанного к доллару США, поэтому нет никакой необходимости предпринимать дополнительные действия в этом направлении. Несмотря на то, что в данном утверждении есть доля правды, скорее всего, оно не снизит давление со стороны США на другие страны, касающееся укрепления их валют, поскольку дефицит торгового баланса снова будет расти. Мы ожидаем сокращения профицита торгового баланса Китая на фоне увеличения объемов импорта.

По нашим прогнозам, сокращение дефицита в США осталось в прошлом, а сейчас формируется новая тенденция, противоположная предыдущей. Данный факт дает повод для другого серьезного беспокойства. В основе мирового финансового кризиса лежат процессы трансформации огромных профицитов развивающихся стран в потоки дешевой ликвидности, наводнившие развитые экономики. Однако высококачественные активы развитых экономик сумели поглотить всю избыточную ликвидность. Это привело к созданию активов, которые выглядели высококачественными, но на деле таковыми не являлись. Последствия лопнувшего пузыря на рынках этих активов ощущаются по сей день. Также, большие потоки ликвидности в развитые экономики стимулировали рост кредитования, поскольку процентные ставки были низкими, а кредиты - доступными. В итоге, доступность кредита на щадящих условиях стимулировала рост рынка подобных активов в условиях отсутствия должного контроля.