У нового противника Минска российские черты?

На модерации Отложенный

Для очередной президентской кампании Александру Лукашенко готовят новый политический образ. Старые маски стремительно теряют актуальность. Имидж закоренелого интегратора нынче бесполезен, так как роль Беларуси в объединительных процессах на постсоветском пространстве подорвана серией конфликтов с Россией. В костюме политика, умеющего решать проблемы в Кремле, на люди теперь тоже не покажешься — в Москве сегодня и куска хлеба не дождешься.

Очередные выборы для Лукашенко, о чем он и сам говорил, пройдут в совершенно новых условия. Основная причина перемен — изменение российского фактора с «плюса» на «минус».

Раньше Россия за счет экономической поддержки обеспечивала официальному Минску прочный политический фундамент электоральных побед. Имея в кармане признание выборов Москвой, белорусский официальный лидер мог не волноваться по поводу традиционно негативной реакции Запада.

Сегодня, как отмечают эксперты, полной уверенности в политической поддержке Кремля у Лукашенко нет. Слишком много негатива накопилось в отношениях между лидерами стран за последние годы, слишком много поступавших из Москвы вопросов белорусский президент оставил без ответа.

События последнего времени на постсоветском пространстве свидетельствуют, что непоследовательность внешней политики лидеров некоторых стран в Москве воспринимают, как фактор, не вписывающийся в парадигму партнерских отношений и требующий исправления.

Беларусь тоже все больше вываливается из этой парадигмы. И белорусская власть опасается, что у Кремля есть желание этот недостаток устранить на свой лад. Лукашенко и не скрывает, что определенное давление накануне президентских выборов со стороны России ощущает. Мол, срабатывает у кремлевского дуумвирата имперское мышление — «взять, завернуть, надломить, придавить, удавку набросить».

Но ключевой здесь момент — не столько желание Кремля накрыть своими орлиными крыльями кусочек земли в самом центре Европы. Корень нынешних непрекращающихся дрязг с Россией — в скорых президентских выборах в Беларуси. Это цель № 1 для Лукашенко, все остальное, в том числе и налаживание отношений с Россией, возвращение их во вменяемое русло, — после документального оформления четвертого срока. И белорусские власти в своих электоральных планах уже выписали России, пожалуй, главную роль.

Логика этой роли проста. Раз Россия не горит желанием цементировать фундамент белорусской экономики, значит хочет его развалить, погребя под обломками всё, что нынешняя белорусская власть создавала годами неустанного труда на благо собственного народа.

Российские черты в образе врага, с поднятым забралом против которого пойдет на скорых выборах Лукашенко, прорисовываются все четче.

Целая серия публичных выступлений белорусского президента — в том числе и свежие интервью Euronews и CNN, об этом недвусмысленно говорит. Это и есть тот новый имидж белорусского президента — истого борца за суверенитет страны и право его жителей «людзьмі звацца».

Эксперты близкого к Кремлю Института стран СНГ считают, что Лукашенко «взял курс на самоизоляцию» и «уже всерьез готовится к существованию в условиях непризнания своего очередного президентства не только со стороны США и Евросоюза, но и России». Обоснованием же этого самоизоляционного курса и будут свежие истории нефтяного и газового конфликтов с Кремлем.

Как подготовку к существованию в автономном режиме можно рассматривать и активированные белорусской властью проекты по привлечению в страну финансовых ресурсов и снижению энергетической зависимости от России. «Если завтра российские субсидии уйдут, мы не погибнем», — заверял вчера журналиста CNN Лукашенко.

Фактически выставлены на продажу ключевые объекты государственной собственности — «Беларуськалий», БЖД, НПЗ, нефтепроводы. Причем речь о переходе их под контроль российского капитала уже, понятное дело, не ведется. «У них глаз горит на государственную собственность в Беларуси, которая сегодня не приватизирована, и хотят прихватить ее по дешевке», — несколькими днями ранее говорил Лукашенко в интервью Euronews.

Покупателей ищут среди друзей, в числе которых Москва с недавнего времени не значится. Так, пакет акций «Беларускалия» за 6-7 млрд. долларов может приобрести Китай, к МАЗу и БелАЗу проявляет интерес Венесуэла. Наверняка, не останется в стороне и Иран.

Часть российского стратегического наступательного оружия — природного газа — Беларусь планирует заместить сжиженным, для чего хочет присоединиться к литовскому проекту по строительству завода по разжижению газа.

В этом плане показательно затягивание Минском принятия окончательного решения по Таможенному кодексу. Он вступает в силу 1 июля, но оформить свое в нем участие Беларусь к этому времени не захотела. Последнее окно закрылось сегодня вместе с весенней сессией парламента, так и не ратифицировавшего необходимые соглашения.

В следующий раз депутаты планируют собраться 7 сентября. И это будет внеочередная сессия, инициированная, по официальной версии, для рассмотрения нескольких важных документов вроде закона о бюджете. Эксперты же склонны считать, что Палата представителей соберется главным образом для того, чтобы назначить дату президентских выборов. И это, похоже, будет не 6 февраля 2011 года, а гораздо раньше.