Перегрузка \"перезагрузки\"

На модерации Отложенный

Чуть более года назад министр иностранных дел России Сергей Лавров и Хиллари Клинтон, госсекретарь США, нажали на кнопку «перезагрузка».

Казалось, мир вздохнул с облегчением. Эпоха противостояния путинской России и бушевских США, сопровождавшаяся, как это ни парадоксально, личной дружбой двух президентов, уходила в прошлое. Приняв на себя президентские обязанности, Обама немедленно заявил о замораживании проекта ПРО, потом были мирные инициативы по Ираку, договор по СНВ и совместная деятельность России и США по борьбе с желанием Ирана получить в ближайшем будущем ядерное оружие.

Апогеем этого слияния внешнеполитических позиций стал недавний визит президента Дмитрия Медведева в США, в ходе которого он познакомился с технологическими новинками, которые предлагает или в ближайшем будущем предложит миру Силиконовая долина, а также отведал настоящий американский гамбургер в любимой «забегаловке» Обамы. Однако то, что последовало за этим знаковым визитом, похоже, оправдало надпись, на самом деле красовавшуюся под знаменитой кнопкой, нажатием на которую Лавров и Клинтон ознаменовали начало новой эры в российско-американских отношениях. Надпись эта была «перегрузка». Как говорил знаменитый капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Современные Розенберги

Шпионский скандал, который разразился немедленно после отъезда президента России Дмитрия Медведева из Соединенных Штатов, иначе как смехотворным не назовешь. Десять человек были разоблачены как российские шпионы. При этом ни один из низ не занимал сколько-нибудь важной должности в государственных структурах Соединенных Штатов или важнейших корпорациях. Это были, по сути, мелкие лавочники, имевшие, как и многие в США, личный бизнес, и чья единственная пока вина заключается в том, что были они выходцами из России.

Похоже, США ждет второе дело Розенбергов. Первое, напомним, проходило в начале 1950-х годов на волне маккартистской истерии. Тогда по обвинению в ядерном шпионаже в пользу Советского Союза по приговору суда были казнены Юлиус и Этель Розенберги. Произошло это, даже несмотря на тот факт, что вина Розенбергов так и не была до конца доказана, их причастность к инкриминируемым преступлениям оказалась более чем сомнительна, а прошения о их помиловании отправляли американскому президенту и Альберт Эйнштейн, и Томас Манн, и Папа Римский Пий XII. И хотя впоследствии оказалось, что Юлиус Розенберг действительно был связан с советской разведкой, сомнения в его причастности к ядерному шпионажу, то есть к тому, за что его и казнили, до сих пор остаются. В еще большей степени последнее касается его жены - Этель Розенберг.

И вот, похоже, все повторяется, правда теперь совсем по Марксу. Если в 1950-е годы дело о шпионаже стало действительно трагедией, то теперь это настоящий фарс. Десять российских \"шпионов\", не занимая сколько-нибудь значимых позиций в американском обществе, должны были выведывать, во-первых, позиции Обамы по ключевым вопросам мировой политики, а во-вторых, заниматься промышленным шпионажем, попросту говоря красть ноу-хау. Однако, как известно, современные технологические новинки охраняются крупными корпорациями получше иных государственных секретов. А, кроме того, одно дело украсть технологию, совсем другое дело воспроизвести ее продукт в промышленных масштабах, да так, чтобы он оказался дешевле по цене, чем его предложит на рынке сама корпорация владеющая данной технологией.

Также необходимо учитывать, что нынешней России, нацеленной на создание иннограда Сколково и привлечение в него ведущих бизнес-менеджеров и ученых из западных стран, совершенно невыгодна подобная система добычи информации. Ведь при появлении данных новинок в Сколково, а это пока, как бы печально это не звучало, центр, в котором они могут быть использованы, повлечет за собой ряд вопросов со стороны именитых иностранцев. А ведь многие из них наверняка к созданию этих новинок прикладывали свои руки и мозги.

Ну, а что касается выяснения позиций Обамы по ключевым вопросам международной политики, то едва ли кто-то, кроме наиболее близких людей (жены и детей), об этом знает. Все остальное доступно и в открытых источниках. Речи Обамы и брифинги Белого дома публикуются постоянно, и именно из них аналитики черпали и черпают информацию о настроениях, царящих на Олимпе американской политики.

В конце концов, секретная информация отнюдь не столь ценна сама по себе, как можно было бы подумать. Она также должна проверяться и перепроверяться, поскольку никто изначально не может поручиться, что это не дезинформация со стороны вероятного противника.

Таким образом, очевидно, что целью организаторов «шпионской кампании» была отнюдь не забота о национальной безопасности, а нечто иное. И наиболее очевидно, что целью тех, кто развязал это, является дискредитация как курса, взятого Бараком Обамой на сближение с Россией, так и России, взявшей курс на автомодернизацию.

Кому выгодно?

Наиболее очевидный игрок в «шпиономанию» - американский ВПК, мощная структура, которая только теряет от развернутой Обамой борьбы за мир. Один контракт на создание системы ПРО, стоивший несколько миллиардов долларов, стоит того, чтобы дискредитировать первого чернокожего президента Америки. Кроме того, не стоит забывать, что сам американский ВПК связан с Республиканской партией, представители которой захватили в нем ведущие позиции еще в период правления предыдущего президента, Джорджа Буша-младшего.

И здесь следует учитывать важный момент. Обама - один из немногих президентов, которые отказались автоматически поддерживать Израиль в его деятельности по подавлению сопротивления на палестинских территориях. Случилось это после инцидента с «Флотилией мира». Именно тогда в Вашингтоне наконец-то задались вопросом: не стал ли Израиль обузой для американской внешней политики? И ответ пока, видимо, более положительный, нежели отрицательный. Что будет представлять из себя Тель-Авив без Вашингтона и сможет ли он в одиночку противостоять давлению арабского мира - вопрос открытый. Поэтому израильское лобби, вероятно самое могущественное лобби в Вашингтоне, вполне могло осуществить данную провокацию.

Кроме того, не стоит забывать и об американской армии, которая непосредственно перед началом скандала с российскими шпионами подверглась атаке из Белого дома. Генерал Маккристал, командующий войсками США в Афганистане, позволил себя ряд нелицеприятных высказываний о самом президенте Обаме, а также о ряде его советников по национальной безопасности. Безусловно, если подчиненный позволяет себе такое, то его ждет неминуемая отставка. Это и произошло.

Но не стоит забывать, что именно от успехов в Афганистане зависит политическая судьба Обамы. Он пришел к власти на волне массовой эйфории народа Америки от его обещаний скорейших успехов на Ближнем Востоке. Причем, если из Ирака Обама обещал вывести войска, то в Афганистане он намеревался одержать сокрушительную победу, установив на территории, не знавшей мира уже несколько десятилетий, стабильный демократический режим. И вот генерал, обещавший Обаме военную победу, объявил его неучем, ничего не понимающим в международной политике. То есть, по сути, обвинил в неспособности выполнить сделанные американскому народу обещания, причем сделал это не где-нибудь, а в журнале «Rolling Stone» - глянцевой библии основного электората Обама - либеральной, прогрессивной молодежи. В этом смысле, обнаружение шпионов - это хорошо рассчитанный удар. Публике как будто говорят: посмотрите, Обама проигрывает в Афганистане из-за своего незнания, а еще у него под носом действуют российские шпионы. Вот какой он неудачный президент.

Станут ли подобные удары по имиджу фатальными для Обамы, пока сказать сложно. До выборов еще больше года, но снижение его рейтинга, наблюдаемое в последнее время, свидетельствует о том, что восстановить утраченное доверие избирателей ему будет стоить больших трудов. Ну, а России не привыкать быть в глазах зарубежного обывателя злым медведем, желающим поглотить мед трудолюбивых пчел Запада. Единственное о чем стоит беспокоиться нашей стране, помимо возможной утраты через год ценного союзника, - это восстановление своего имиджа в глазах представителей зарубежных компаний. Нам нужны их технологии, но если они будут считать нас пиратами, санкционирующими кражу их секретов на государственном уровне, и о Сколково и о модернизации можно будет забыть.