Россия и Белоруссия окончательно договорились по газовому вопросу

На модерации Отложенный

Газпром и Белтрансгаз подписали дополнительное соглашение к контракту по транзиту газа, которое должно положить конец «газовой войне» Москвы и Минска. Так окрестил спор сторон президент Белоруссии Александр Лукашенко. Ставка за перекачку голубого топлива через территорию республики на 2010 год для Газпрома составит 1,88 доллара. Эксперты считают, что это пока промежуточный этап в газовом споре Минска и холдинга.

Российский Газпром и Белтрансгаз подписали дополнительное соглашение к контракту по транзиту газа. Об этом сообщает ИА БЕЛТА со ссылкой на генерального директора Белтрансгаза Владимира Майорова.

«При создании СП на базе Белтрансгаза действительно была предусмотрена возможность увеличения размера ставки»

«Сторонами подписаны необходимые документы, в которых установлена ставка по транзиту на 2010 год в размере 1,88 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров. Сейчас стороны проводят окончательную сверку расчетов», – сказал Майоров.

В среду первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сделал «сенсационное» заявление. Минск радостно потирал руки, сообщая, что Газпром признал, что задолжал белорусам за транзит.

В самом Газпроме эту «сенсацию» оставили без внимания, видимо устав объяснять журналистам, что согласно на тот момент действующему контракту (никакого допсоглашения подписано еще не было) Газпром Белоруссии ничего не должен.

Российский концерн заплатил за транзит газа еще неделю назад, но по контракту. Сумма составила 228 млн долларов (1,45 доллара за прокачку тысячи кубометров газа на сто километров), в то время как Минск требовал погасить долг в размере 260 млн долларов.

Впрочем, расхождение в цифрах возникло не на пустом месте. Дело в том, что при создании СП на базе Белтрансгаза действительно была предусмотрена возможность увеличения размера ставки до 1,74 доллара в 2009 году и 1,88 доллара в 2010 году. Однако этот вопрос был увязан с увеличением оптовой надбавки на газ, реализуемый Белтрансгазом на местном рынке.

В 2009 году она должна была составить 10,47 доллара на 1 тыс. кубометров, а в 2010 году – 11,08 доллара. Однако надбавка так и не была введена. И это помешало Газпрому повысить прибыль, получаемую Белтрансгазом (который наполовину принадлежит российской монополии).



«Остались вопросы, связанные с тем, какой точно должна быть ставка транзита – базовая, как записано в контракте, или более высокая, как это предусматривалось в 2006 году, когда определялись условия работы уже совместного предприятия Белтрансгаза, ведь 50% акций этой компании принадлежит Газпрому, и как раз основной вопрос, какие условия для работы Белтрансгаза на внутреннем рынке обеспечит для него белорусская сторона», – пояснял официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов.

Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, 21 июня президент России Дмитрий Медведев распорядился начать процедуру ограничения поставок газа Белоруссии, так как прошло пять дней, отведенных на погашение долга. Задолженность по газу у белорусской стороны возникла из-за того, что Белоруссия платила Газпрому не по контрактной цене, а по установленной Белтрансгазом в одностороннем порядке. С начала 2010 года Минск задолжал Газпрому за газ почти 200 млн долларов. К среде, 23 июня, сокращение поставок газа в Белоруссию достигло уже 60%.

В тот же день Белоруссия погасила задолженность за газ перед Газпромом в размере 187 млн долларов. На следующий день Газпром сообщил, что намерен восстановить поставки в полном объеме, Минск, в свою очередь, заявил, что Газпром так и не заплатил за транзит российского газа.

Теперь, по мнению экспертов, острая фаза кризиса в отношениях Белоруссии и России по газовому вопросу пройдена. Однако чтобы говорить «наверняка», нужно, по крайней мере, иметь четкое представление о том, что представляет собой это самое дополнение к контракту по газу.

«В любом случае стороны придут к какому-то компромиссу. С транзитом газа теперь проблем быть не должно», – уверен аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков.

При этом эксперт все же считает, что «это еще не финал, а только промежуточный финиш».

К слову, после появления информации об урегулировании проблем с транзитом, с «мертвой точки» сдвинулся и политический вопрос взаимоотношений России и Белоруссии – принятие документов в рамках Таможенного союза. На закрытом собрании в среду белорусский парламент все-таки принял Таможенный кодекс.