Страна на распутье

На модерации Отложенный

Одиннадцать лет назад во время натовских бомбардировок такие названия, как Сербия, Белград, занимали центральное место в СМИ. Следующий всплеск интереса к этой балканской стране возник во время одностороннего провозглашения независимости Косово в феврале 2008 года. Сейчас новые конфликты, трагедии и потрясения в международном сообществе оттеснили Сербию на второй план мирового политического и информационного процесса. Но в нашей стране никогда не забывают о братском народе на Балканах. Интерес представляет каждая новая возможность получить информацию о современных событиях в сербском государстве. Как оно будет развиваться? Авторы хотят поделиться с читателями своими наблюдениями.

Между Косово 
и Европейским Союзом


Большая часть сербской политической элиты видит развитие своей страны на путях вступления в Европейский Союз. Да и ЕС не закрывает дверь перед новым кандидатом; европейцы готовы обсуждать условия приема Сербии в эту организацию. Камень преткновения – в характере таких условий. Большинство стран ЕС признали отделение автономного края Косово от Сербии и хотели бы, чтобы при вступлении в союз эта балканская страна заняла аналогичную позицию. Для сербского общества и официальных властей признание отделения и полная независимость представляются в настоящее время неприемлемыми. В то же время большинство сербов не видят будущее своей страны вне объединенной Европы. Возникает странная дилемма – «жить с Евросоюзом и без Евросоюза невозможно». Тем не менее переговоры Сербии и ЕС по вопросам взаимного сближения продолжаются.

А что же в это время происходит в самом Косово? Совсем недавно состоялись слушания в Совете Безопасности ООН, на которых обсуждалась ситуация в этом крае. Глава миссии ООН в Косово констатировал явный недостаток согласия между проживающими на данной территории общинами. Отсутствие такого согласия в совокупности с экономическими трудностями ведет к риску социальной нестабильности в крае. А сербский министр иностранных дел выразил осторожную надежду, что в ближайшем будущем могут возникнуть новые возможности для решения проблемы Косово. Такие возможности он связывает с предстоящим решением Международного суда ООН, которое может создать новые условия для сербов, проживающих в крае, и косовских албанцев. В этих новых условиях может быть достигнут стратегический компромисс.

Однако министр иностранных дел самопровозглашенного края, наоборот, никаких стратегических компромиссов не ищет, а полагает, что ситуация развивается успешно и в позитивном направлении. Так, он обратил внимание на то, что за несколько месяцев, прошедших между заседаниями СБ ООН, где обсуждалась косовская проблема, независимость Косово признали еще три страны. А правительство самопровозглашенного государства учредило министерство по делам европейской интеграции, значительно усилило борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

Ситуация вокруг проблемы самопровозглашения Косово еще более запутанная, чем это кажется издалека. Стороны конфликта по-прежнему занимают сугубо противоположные позиции, связывают надежды на выход из кризиса взаимоисключающими или противоречащими друг другу трендами. Позиция сербской стороны, как ни печально об этом говорить, при таком характере развития событий вряд ли будет усиливаться. И это объясняется двумя причинами: во-первых, признание независимости Косово ЕС становится все более прочным и, похоже, необратимым в среднесрочной исторической перспективе. Во-вторых, в самой Сербии усиливается вектор европейской интеграционной политики. Очевидно, что такое усиление рано или поздно приведет к необходимости осуществления конкретных шагов по сближению с ЕС. Такие шаги, безусловно, потребуют определенных компромиссных решений. Однако при современных тенденциях развития ситуации эти компромиссы могут оказаться не в пользу одной из сторон, которой придется пойти на принципиальные уступки. И если Сербия не сумеет в ближайшее время выдвинуть новые предложения, которые могут изменить ситуацию, например, повлиять на позицию ЕС, поддержку со стороны международного сообщества, то вполне вероятно, что стороной, которой придется решать проблему интеграции в Европу при помощи фундаментальных уступок, будет она.

Эхо недавней войны


Нам показалось, что именно воспоминания о недавней трагедии могут значительно затруднить политику возможных уступок.

Ведущие государства ЕС, определяющие стратегию переговоров о присоединении Сербии к ЕС, одновременно являются и членами НАТО. Весной 1999 года их самолеты в составе натовских эскадрилий бомбили Белград и другие сербские города. Некоторые следы этих бомбардировок сербы сохранили как напоминания о тех трагических событиях.

Но не все так просто. В сербском обществе усиливается признание и собственной вины в балканском конфликте. И этому есть причины, о которых сейчас в Белграде стараются говорить прямо и открыто. Так, сербская комиссия по расследованию военных преступлений обнародовала результаты следственных действий в районе юго-западного сербского города Раска. В частности, 10 мая сербская сторона объявила, что при помощи миссии Европейского Союза в Косово было раскопано массовое захоронение, содержащее тела примерно 250 этнических албанцев, ставших жертвами конфликта в 1998 – 1999 годах. И хотя пока не ясно, кто убийцы, очевидно, что такие факты буквально электризуют общество. Расследование этой трагедии будет проведено совместно с исполнительной миссией ЕС в Косово. Здесь, наверное, следует напомнить, что парламент Сербии весной нынешнего года принял резолюцию, осуждающую убийство боснийских мусульман в Сребренице в 1995 году.

Еще одной болезненной проблемой, которая стоит на пути сближения ЕС и Сербии, является выдача лиц, обвиняющихся в военных преступлениях, совершенных в 1990-е годы во время войн, вызванных распадом Югославии. Сербы уже выдали ряд таких обвиняемых. Среди них был и президент Югославии С. Милошевич. Премьер-министр, организовавший его выдачу, пал жертвой террористического акта, организованного сторонниками бывшего президента. ЕС и сейчас настаивает на продолжении таких выдач, и первыми в этом списке стоят имена Ратко Младича, который во время войны на Балканах в 1990-е годы командовал вооруженными формированиями боснийских сербов, и Горона Хаджича, бывшего в тот же период лидером хорватских сербов.

В этом вопросе власти Белграда и руководство ЕС, похоже, находят большее понимание друг друга, чем при решении косовской проблемы. Гаагский трибунал опубликовал в декабре 2009 года доклад, в котором позитивно оценивает предпринимаемые властями Сербии усилия по нахождению и аресту лиц, разыскиваемых этим судебным органом. Белград надеется, что данные оценки послужат основанием для размораживания процесса ратификации соглашения о стабилизации и установлении ассоциированных отношений между Сербией и Евросоюзом.

В ожидании подъема


Очевидно, что для развития сербской экономики необходим приток иностранных инвестиций и расширение внешней торговли. Во время нашего пребывания газеты писали о вхождении в круг крупнейших иностранных инвесторов Сербии другого балканского государства – Словении, которая получила независимость также при распаде Югославии. Однако судьба оказалась к ней более благосклонной, ей удалось избежать втягивания в балканские войны и стать членом ЕС в 2004 году. Теперь маленькая Словения (население – 3,5 млн человек) – крупнейший инвестор Сербии. Главными торговыми партнерами Белграда являются Россия, Германия и Италия.

Белград – город, не вызывающий туристического бума. Такое утверждение справедливо и по отношению ко всей Сербии. Эта страна, по современным меркам, явно не туристическая. Хотя в сербской столице и встречаются очень красивые улицы. Например, пешеходная улица, носящая имя Князя Михаила. Однако даже здесь непросто найти туристические сувениры.

И все же Сербия ищет свою нишу на европейском туристическом рынке, сделав ставку на развитие так называемого медицинского туризма. Как и во всех постсоциалистических европейских странах, медицина здесь очень высокого уровня. Да и фармацевтическая промышленность тоже.

Покидая Сербию, ощущаешь, что эта страна в прямом и переносном смысле транзитная. Это перекресток дорог Южной, Центральной и Восточной Европы. Она расположена в регионе, где сходятся не только транспортные коммуникации, но и различные цивилизации, религии, культуры. И хочется пожелать Сербии стабильности, мира и процветания, которые заслуживает ее многострадальный народ.