Шариатские суды в Европе

Лондонская полиция продолжает расследование в связи с обнаруженным в одной из квартир в районе Гринвуд смертельно опасного яда - рицина. А французский телеканал TF-1 сообщил, что "лондонская семерка", по данным французских правоохранительных органов, была в тесной связи с четырьмя террористами, арестованными в парижском пригороде Ла-Курнев еще в середине декабря 2002 года. Специалисты по антитеррору уверены, что столкнулись с разветвленной и законспирированной террористической организацией. То есть, сетью "Аль-Каэды".

А по данным немецкой газеты "Die Welt", в новогоднюю ночь на улице Виа Ницца близ вокзала полиция обнаружила некоего Фауда Салиха по кличке Мустафа. Его левая рука была отсечена мясницким ножом - кисть болталась на лоскуте кожи, а сам Мустафа пытался остановить кровотечение при помощи собственной одежды. На теле имелось множество синяков - по мнению экспертов, алжирца удерживали несколько человек. Однако во время допроса в полиции никаких показаний Мустафа не дал. Обнаруженный в луже крови с отсеченной рукой алжирец был известен местной полиции - его давно подозревали, как пишут в полицейских протоколах, "в совершении насильственных сексуальных действий с женщинами" в районе Туринского вокзала. Возможно, именно это обстоятельство и натолкнуло полицейских на вывод: отсечением левой руки, по шариатскому праву, караются именно такие вот "насильственные приставания".

И не исключено, что в Италии, вернее, в мусульманских общинах итальянских городов, нелегально действуют "шариатские суды". Впрочем, Фауд Салих - не единственный араб на Апеннинах, кто был подвергнут наказанию по приговору подпольных "шариатских судов". Как указывает ""Die Welt", в больницы Северной Италии не раз попадали молодые мужчины со следами от ударов кнута - так, по мнению местных экспертов, наказывают за употребление алкоголя. Трижды полиция обнаруживала побитых камнями женщин - вероятнее всего, за нарушение супружеской верности - напомним, что в арабских странах "изменой" со всеми вытекающими отсюда последствиями может считаться даже просто разговор женщины с незнакомым мужчиной. Еще зимой 2001 года в Милане в поле зрения врачей оказались молодые тунисцы с тяжелыми травмами правой руки. Они были известны полиции как отъявленные воры, а наказание по шариатскому праву за воровство - отрубание правой руки.

Как указывает газета, итальянская полиция вплотную занялась Исламским центром в Милане, где не только задерживали террористов "Аль-Каэды" - по мнению полиции, именно здесь находится центр тайных исламских судов. История с "шариатскими судами" в Италии - это не первый случай, когда в поле зрения европейской прессы оказались случаи "внутреннего правосудия" исламских общин в немусульманских странах. Еще за несколько лет до 11 сентября Швецию потрясло убийство двух курдских женщин, вся вина которых состояла в том, что они решили связать свою судьбу со шведами, а не со своими единоверцами.

В те же дни, когда в Лондоне обсуждали подробности "рицинового дела", а в Италии - "шариатское судопроизводство" на своей территории, Верховный суд США рассматривал вопрос: распространяется ли на "американских талибов" статус военнопленных или же они должны отвечать за свои действия в рамках "обычного" американского судопроизводства. В лагере "X-Ray" для пленных талибов и "алькаэдовцев" на базе в Гуантанамо, как известно, есть граждане США.

Обнаруженные среди арестованных в Афганистане и Панкисском ущелье Грузии обладатели американских, британских и французских паспортов, облавы и антитеррористические операции в городах Европы не оставляли сомнений: в мусульманских общинах европейских стран "Аль-Каэда" действует весьма активно. Здесь существует и система вербовки "добровольцев", и сеть финансирования террора, и, наконец, та самая "террористическая инфраструктура". Однако действующие в Европе, да еще к тому же под патронажем "исламских центров", связанных с "Аль-Каэдой", подпольные шариатские суды - это уже нечто иное. Впервые задуматься о "внутренних правилах", регламентирующих жизнь мусульманских общин стран Запада, сотрудников правоохранительных органов заставила "Заваля" - система финансовых расчетов под честное слово, из рук в руки или с курьером. Деньги не переводились по банковским каналам, и при помощи обычных мер финансового контроля их было невозможно отследить. Полиция стала действовать вполне традиционным методом: выслеживать "курьеров". Но шариатские суды - проблема несравнимо более сложная. Понятно, что субъекты типа Фауда Салиха симпатий ни у кого не вызывают.

Европу тревожит сам факт существования в эмигрантских общинах "внутренней" судебной системы. Она выносит приговоры, порой весьма суровые, и приводит их в исполнение. И к тому же, как показывает пример Милана, действует под плотной опекой "исламских центров", связанных с "Аль-Каэдой". И если сегодня "шариатские суды" в Италии выносят приговоры виновным в супружеской неверности или употреблении алкоголя, то завтра на "скамье подсудимых" могут оказаться и виновные, скажем, в уклонении от "джихада" или неуплате "Закята", то есть той самой "национальной дани", которую "Аль-Каэда" весьма успешно собирает с арабских иммигрантов в странах Запада. Возможно, именно здесь следует искать объяснение астрономическому числу арестов по обвинению в финансировании "Аль-Каэды" в первые дни после трагедии 11 сентября.

Как показывает армянский и курдский опыт, именно "внутриобщинная" элита чаще всего попадает под влияние террористических структур. Если учесть, с какой настороженностью относится полиция к выходцам из арабских стран, у которых к тому же могут быть проблемы с визами и т.д., то жаловаться им, как правило, некуда. А это значит, что иммигранты в странах Запада оказываются между двух огней. И сказать, что это затрудняет борьбу с терроризмом, значит, не сказать ничего.