Израиль-Палестина: Неустойчивое равновесие
Израиль обыгрывает Палестину на поле боя, но неизменно уступает ей в пропагандистской войне
Перехват израильскими ВМФ и коммандос \"Флотилии свободы\" стал ярким доказательством того, как важно в современной политике обеспечивать умелое пропагандистское прикрытие своим акциям.
Ведь выигрывает не тот, кто победил на поле боя, а тот, кто победил в схватке за умы и симпатии. События в море возле Сектора Газа сами по себе не имеют серьезного значения. Флотилия не принадлежит ни одному государству, а ее корабли лишь арендованы турецким комитетом по правам человека и по оказанию гуманитарной помощи и организацией Free Gaza Movement.
Схватка на борту \"Мави Мармара\" с объективной точки зрения представляла собой потасовку, правда, с применением огнестрельного оружия и человеческими жертвами. От того, прорвется или не прорвется флотилия, не зависела ни судьба Газы, ни снятие или продолжение ее блокады Израилем.
Однако это событие вызвало громкий резонанс по всему миру. Ближневосточный конфликт вот уже седьмой десяток лет находится в центре внимания мировой общественности, и не видно ни малейших предпосылок к его скорому завершению. Как и любое идеологически мотивированное противостояние, спор Израиля со своими арабскими соседями порождает резкую поляризацию мнений. И каждое событие трактуется в зависимости от изначального отношения к конфликту в целом.
Поэтому трудно представить себе объективную точку зрения на то, что произошло 31 мая в Средиземном море. Блокада Газы, которая длится с момента прихода к власти в секторе движения ХАМАС, с самого начала вызывала резкую критику в исламских странах, а также в Европе. Логика Тель-Авива проста: ХАМАС – это террористы, мечтающие об уничтожении Израиля. Они совершают против израильтян вооруженные вылазки, обстреливают приграничные районы ракетами, которые им поставляет Иран. Поэтому блокада и строгий досмотр всех поступающих грузов жизненно необходимы.
Позиция противников Израиля также ясна: блокада сектора – вопиющее нарушение прав человека, \"коллективное наказание\" жителей. Мирные люди не должны страдать из-за политики своей власти.
Однако в мировом общественном мнении преобладающее значение имеет именно второй взгляд, пропалестинский и потому антиизраильский. Это и понятно – резоны абстрактной безопасности усваиваются куда хуже, чем вполне конкретные картинки на ТВ, показывающие мрачную стену, солдат на блокпостах, страдающих детей и женщин. Вооруженная сила в современном мире всегда антипатична – а Израиль является именно торжествующей силой в ближневосточном конфликте. Более того – силой прозападной, поддерживаемой американцами, тогда как его противники воспринимаются как беспомощные мирные палестинцы, жестоко угнетаемые израильтянами. С учетом того, что сегодня интеллигенция настроена антиамерикански и разделяет в массе своей левые воззрения, поддержка делу Палестины обеспечена. Причем, происходит интересный феномен – левые сливаются в своей поддержке жителей Газы с исламистами. Турецкая НПО, организовавшая рейд в Газу, как раз обвиняется в связях с воинствующими исламистами.
С другой стороны, Египет прямо поддерживает блокаду Сектора Газа, и многие умеренные арабские режимы были бы рады, если бы в результате нее пало правительство ХАМАСа. На словах они выступают против блокады, а сами меньше всего желали бы ее снятия. Ведь, если ХАМАС добьется очередной победы, их внутренняя устойчивость пошатнется.
Турецкий фактор также нельзя сбрасывать со счетов, особенно с учетом растущего значения Анкары в современном мире. Турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган, выступающий как умеренный, но исламский политик, внес во внешнюю политику своей страны сильную антиизраильскую струю. С его приходом Турция начала отходить от традиционно взвешенных и спокойных отношений с Израилем, и стала дрейфовать в направлении других исламских стран, занимающих резко антиизраильские позиции.
Не случайно Турция сегодня является оплотом и базой для многих исламских и пропалестинских организаций. Резкая реакция Эрдогана на захват флотилии – подтверждение нового турецкого курса в арабо-израильском конфликте.
Таким образом, в отправке флотилии к берегам Газы сошлось много факторов – и бескорыстный энтузиазм тех, кто искренне сочувствует страданиям палестинцев, и тонкий расчет турецких властей, которым нужно показать себя в роли борца за справедливость, и бешенный фанатизм ненавистников Израиля, для которых чем хуже, тем лучше. Слишком много сторон было заинтересовано в том, чтобы все закончилось так, как закончилось – резней и кровью, и, в итоге, дополнительной дискредитацией Израиля.
Военные еврейского государства как следует подготовились к неизбежной пропагандистской войне. В течении всей операции шла съемка через аппаратуру ночного видения, и запись, где показывается, как израильских солдат первыми атаковали находившиеся на судне \"Мави Мармара\", была запущена в интернет. Однако сделано это было с запозданием, когда информационное поле уже было сформировано противниками Израиля, которые первыми представили мировой общественности свою версию случившегося, в том числе видео с места событий. Первый раунд пиар-войны Израиль проиграл.
Правда, после обнародования израильской видеоленты, его позиции несколько усилились, и Тель-Авив смог смелее отражать нападки своих противников. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху даже отказался от визита в Вашингтон, что было воспринято США \"с пониманием\", однако, несмотря на все усилия, Израиль остался почти в одиночестве. Вот только несколько откликов со всего мира.
Президент Дмитрий Медведев считает, что \"нужно провести максимально тщательное расследование. Но в любом случае гибель людей невосполнима и абсолютно не мотивирована\". Он и председатель ЕС Херман Ван Ромпей потребовали скорейшего расследования штурма израильскими коммандос гуманитарного конвоя. Глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон уже заявила, что для ЕС политика блокады сектора Газа неприемлема. Президент Франции Николя Саркози осудил \"непропорциональное применение силы\", а его министр иностранных дел Бернар Кушнер сказал, что прекращение Израилем блокады Сектора Газа является \"неотъемлемым условием\" продвижения палестино-израильского урегулирования. Израиль осудили МИДы многих европейских государств, а также Китай и Бразилия. Реджеп Эрдоган назвал действия Израиля \"государственным терроризмом\", а его МИД отозвал посла из Израиля. По миру прокатились массовые антиизраильские демонстрации. Они прошли, в том числе, в Париже, Стамбуле, Афинах, Риме, Стокгольме.
Впрочем, нечто подобное всегда наблюдается после силовых акций Израиля. Так, нынешней зимой его резко осуждали за использование поддельных паспортов ЕС во время операции по ликвидации главаря палестинских боевиков. Однако США традиционно накладывают свое вето на любые антиизраильские санкции.
Вывод из этой истории прост – палестинцы переигрывают Израиль на медийном поле по всем статьям, несмотря на то, что у них хуже образование, меньше доступа к компьютерам и интернету и т.д. Однако израильтяне обыгрывают своих противников на поле боя, и таким образом, неустойчивое равновесие сохраняется. Инцидент с флотилией не усилил и не ослабил ни Израиль, ни ХАМАС. Первый показал, что в состоянии регулировать сообщение Сектора Газа с окружающим миром, и не остановится ни перед чем. А ХАМАС продемонстрировал, что в информационном плане он всегда переиграет Тель-Авив.
Противостояние, длящееся 62 года, продолжается.
Комментарии