Зачем нужны Сбербанку вклады?

На модерации Отложенный

Куда уходят средства населения, которые привлекает Сбербанк? Этот вопрос довольно часто задают Председателю Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Александру Соловьеву на пресс-конференциях и в трудовых коллективах. Вспоминается ситуация десятилетней давности, когда банк критиковали, что «он работает, как пылесос: собирает деньги воронежцев и не вкладывает их в местную экономику, а отправляет в Москву, в другие регионы». В этой статье Александр Кириллович обстоятельно отвечает на вопрос, вынесенный в заголовок.

Не буду сейчас подробно останавливаться на особенностях того времени. Напомню лишь, что тогда в стране практически не работали промышленные предприятия, в руинах лежало сельское хозяйство. И мы действительно не могли разместить средства, которые нам доверили жители, в реальную экономику. Причина проста: предприятия, которые нуждались в деньгах, не могли обеспечить их возврат. Экономический потенциал для эффективного вложения средств отсутствовал. А мы не могли позволить себе работать в убыток, потому что убыточная работа любого банка – это катастрофа для его вкладчиков, а касаясь Сбербанка – это еще и проблемы для государства.

Как заместитель Председателя Правления Сбербанка, председатель вначале Воронежского банка Сбербанка, а с 2000 года и Центрально-Черноземного банка, я свою главную задачу видел в том, чтобы не допустить невозврата выданных банком средств и вместе с тем максимально содействовать развитию региональной экономики. Сегодня мне просто и приятно отвечать на вопрос, который я озвучил вначале. Возможно, многие люди до сих пор его задают из-за недостатка информации, поэтому в своей статье я бы хотел этот пробел восполнить.

В последние несколько лет Сбербанк проводил активную работу по усилению своего влияния на региональную экономику, и в первую очередь это относится к развитию аграрного комплекса нашего региона. Области Черноземья не обладают высококонкурентной промышленностью, не имеют особо ценных полезных ископаемых. Вот почему черноземы – это наши основные ресурсы. Как руководитель банка я видел возможность для роста экономики и улучшения жизни людей через развитие сельскохозяйственного производства. У этой темы есть и важная социальная составляющая: мы не должны забывать, что в «шоковой терапии» 90-х годов больше всех пострадали сельские жители. Вообще, если сравнить жизнь горожан и селян того времени, то мы увидим, что сельское население было фактически поставлено на грань выживания.



А в нашем регионе большинство людей проживают именно в сельской местности. Поэтому банк совместно с областными администрациями и предприятиями разрабатывал и реализовывал программы развития АПК.

Уже к 2004 году вкладов населения стало недостаточно для реализации инвестиционных проектов, и мы через систему Сбербанка России начали активно привлекать средства для кредитования региональной экономики с других территорий. На сегодняшний день объем ресурсов, привлеченных из других областей России в Черноземье, на треть превосходит объем вкладов населения в нашем банке.

Кредитный портфель Центрально-Черноземного банка превышает 300 млрд. рублей, из них 253 млрд. рублей составляют кредиты юридическим лицам, а 47 млрд. руб. – кредиты населению. Сами по себе приведенные цифры сухи и не говорят о том огромном объеме работы, что был проделан банком за прошедшие годы. Прежде всего речь идет о создании коллектива профессионалов, глубоко понимающих проблемы АПК и умеющих находить правильные пути их решения. Это сотрудники, которые могут не допустить потерь банка, но при этом они всегда помогут клиенту правильно составить бизнес-план, реализовать инвестиционный проект так, чтобы он оказался максимально эффективным. В инвестиционной деятельности мы особое внимание обращали на проекты, которые можно тиражировать на других территориях. «Полигоном» для разработки таких проектов стала Белгородчина, где наиболее активную позицию занял губернатор Евгений Степанович Савченко. Профессионализм его команды, а главное – личное колоссальное желание в сжатые сроки изменить жизнь белгородцев, заслуживают глубокого уважения. И сегодня на страницах нашей газеты я еще раз выражаю Евгению Степановичу благодарность за совместную работу, которая позволила вывести Белгородскую область в число лучших аграрных регионов России. А для подтверждения своих слов я хотел бы рассказать о некоторых проектах банка, которые были реализованы на территории Белгородской области и стали основой для высокоэффективного вложения средств населения. Вклады жителей Черноземья через эти проекты вернулись тысячами новых рабочих мест с достойными зарплатами, дополнительными налогами в бюджет. А главное – успешная реализация столь масштабных проектов внушила уверенность и предпринимателям, и власти, и работающим людям, что в России за короткое время можно добиться таких результатов, которым уже сегодня завидуют многие западные бизнесмены.

Начиналось все с обсуждения, с острых дискуссий. С одной стороны в них было желание белгородцев как можно быстрее получить средства на развитие проектов, с другой – риски, с которыми банк не мог не считаться. Тем не менее компромисс мы всегда находили. В результате в Белгородской области с нуля начали создаваться современные комплексы по производству мяса птицы и свинины. Одним из первых предпринимателей, кто начал активно работать в этом направлении, стал Александр Викторович Орлов (ЗАО «БЭЗРК-Белгранкорм»). Затем, сменив профиль своей деятельности, производством мяса птицы занялся Геннадий Алексеевич Бобрицкий (ЗАО «Приосколье»). Причем на качественно новом уровне, создавая вертикально интегрированный холдинг, когда производство начинается от репродукции яйца и заканчивается глубокой переработкой и логистикой доставок продукции в крупнейшие города России. В проекте «Приосколье» мы изначально ставили перед собой задачу снизить себестоимость, чтобы производить продукцию, конкурентную по стоимости, но более высокого качества, чем завозимая из-за рубежа.

Сейчас «Приосколье» – высокоэффективный агрохолдинг, максимально использующий все свои внутренние ресурсы.

Следующим шагом стало активное развитие предприятий по производству свинины. Первоначально проект планировался исходя из объемов производства порядка 50 тысяч тонн, но уже сегодня его мощность увеличилась вдвое. Создание настолько мощных предприятий животноводства потребовало развития предприятий-партнеров, которые занялись растениеводством, производством кормов, глубокой переработкой, логистикой.

Был и еще один немаловажный аспект. Совсем недавно нам приходилось выслушивать критику со стороны одного из губернаторов, что работа в таком объеме предприятий животноводства приведет к экологическим проблемам в Белгородской области. Прямо скажем, критика оказалась безосновательной, потому что в это же время группа специалистов разрабатывала схему повышения плодородия белгородских почв с использованием отходов животноводства. Суть метода состоит в замене минеральных удобрений органическими. Было создано два предприятия под названием «Плодородие», которые быстро освоили западные технологии и обеспечили производство высококачественных органических удобрений из отходов свиноводства и птицеводства. В конечном итоге после внедрения технологии в области повысилась урожайность зерновых и одновременно были решены экологические проблемы.

На белгородских производствах в АПК, созданных с помощью кредитов Сбербанка, количество новых рабочих мест достигает 30 тысяч, а средняя зарплата – почти 15 тысяч рублей. Кроме того, эти предприятия вкладываются в социальную сферу – строят жилье для своих работников, оплачивают их обучение, помогают школам и больницам, восстанавливают храмы…

А сотрудники, в свою очередь, активно пользуются нашими потребительскими кредитами для покупки автомобилей, жилья и решения других важных жизненных вопросов.

Конечно, в реализации таких проектов важна роль не только банка, но и областной власти, самих предпринимателей. Но ни власть, ни банк, ни руководители предприятий не могли бы каждый в одиночку добиться таких результатов.

Тема производства качественного молока не один раз поднималась в прессе. Мы знаем, сколько завозится в страну молочной продукции, скажем так, невысокого качества и понимаем, к чему это может привести. Поэтому банк поддержал развитие белгородского холдинга «Авида» под руководством Елены Николаевны Романенко. За неполные пять лет здесь были созданы мощности для содержания порядка 10 тысяч голов дойного стада.

Активно развивались молочные проекты и в Липецкой области. Это еще один регион, где эффективно использовались ресурсы банка. Здесь также созданы десятки эффективно работающих предприятий. В качестве примера я назову одно, которое вызывает у меня чувство восхищения не только своими результатами, но и доказательством того факта, что женщины могут наравне с мужчинами добиваться высоких результатов в бизнесе. Это предприятие «Трио», которым руководят Евгения Уваркина и ее сестра Елена Латышева. «Трио» – многопрофильное предприятие, производящее и растениеводческую продукцию, и семена для полеводов, и качественное молоко. Способности замечательных руководителей Евгении и Елены сегодня используются и на благо другого предприятия, имеющего в своем активе 65 тысяч гектаров земли, сахарный завод, элеватор. «Трио» как управляющая компания этого хозяйства за первый год добилась его выхода на прибыльную работу. Это хороший пример для тех, кто привык объяснять свои неудачи чем угодно – погодой, политикой государства, высокими ставками по кредитам – но не своим низким профессиональным уровнем. А между тем созданная в России система поддержки развития АПК позволила талантливым людям всего за несколько лет добиться выдающихся результатов.

Не могу не привести еще один пример, когда группа талантливых управленцев во главе с Валерием Николаевичем Кустовым, имея хорошие навыки руководства промышленным производством, пришла в агропромышленный комплекс и создала ряд новых предприятий. Модернизировав маслоэкстракционный завод, они впервые запустили технологию создания растительных жиров из пальмового масла. Таким образом была решена задача импортозамещения большого объема продукции, которая ранее ввозилась только из-за рубежа.

Не остановившись на этом, предприятия под руководством Валерия Кустова построили завод по производству соевого шрота (этот продукт активно применяется в животноводстве) и со временем решили вопрос с поставками пальмового масла, построив порт в г. Темрюк Краснодарского края. Кроме того, Валерий Николаевич решил еще одну важную для России задачу – создал в Белгородской области учебный центр по подготовке специалистов, владеющих передовыми подходами в организации производства.

Высокий уровень взаимопонимания сегодня достигнут с новым руководством Воронежской области. Это позволяет реализовать крупные инвестиционные проекты в сфере АПК нашего края.

Например, в Верхнехавском районе начато строительство крупнейшего в Воронежской области мясоперерабатывающего предприятия по производству охлажденного мяса. Этот проект реализуется компанией «Талекс Холдингс». Запуск завода планируется в конце нынешнего – начале будущего года. Строящееся предприятие по уровню оснащенности современным оборудованием и используемым технологиям будет лучшим в регионе.
Отмечу и уже реализованный проект ОАО «Комбинат мясной «Калачеевский». Здесь построили современный свиноводческий комплекс, производственной мощностью до 5500 тонн мяса в живом весе в год.

Банк – это не только крупные проекты. Значительная часть кредитов выдана малым предприятиям и предпринимателям. Почти 57 млрд. рублей составляет объем кредитов, выданных малому бизнесу. В Воронеже сегодня действуют два Центра развития малого бизнеса, в которых предприниматели наряду с финансовыми услугами получают и нефинансовые – в области бухгалтерского учета, налогов, бизнес-планирования. Банк, который думает о будущем, выращивает себе клиентов. Ведь именно талантливые руководители малых предприятий завтра начнут реализовывать более крупные проекты.

Говоря о роли Сбербанка в экономике, нельзя не учитывать, что поддержка финансовой устойчивости предприятий – задача порой не менее важная, чем финансирование инвестиционных проектов. Например, краткосрочное кредитование сельхозпроизводителей дает им возможность более эффективно работать в условиях годового производственного цикла, когда от посевной до реализации урожая проходит значительное время. В прошлом году в кредитном портфеле банка на долю коммерческого кредитования приходилось почти 112 млрд. рублей. В текущем году мы планируем значительно увеличить объемы, потому что в посткризисных условиях у предприятий наблюдается недостаток оборотных средств. Крайне важна сегодня и поддержка таких отраслей как промышленность, строительство, которые после кризиса находятся не в лучшем состояния. Для восстановления объемов производства нужны заказы, поэтому банк продолжит финансирование строительных проектов.

Как видим, практически все отрасли экономики в посткризисных условиях нуждаются в финансовых ресурсах. Полное обеспечение потребностей предприятий кредитами зависит не от нашего желания кредитовать, а от наших возможностей, то есть – от наличия ресурсов. И сейчас я хотел бы вернуться к тому, с чего начал наш разговор. Сегодня очень важно, чтобы средства населения не хранились под матрасами, не тратились бездумно на то, что мы называем «вредными привычками», но накапливались для повышения уровня жизни – оплаты образования, покупки автомобиля, строительства жилья и т.д. Есть и другая сторона вопроса использования вкладов наших жителей. Бизнес хотел бы получать дешевые кредиты, вкладчики – высокие доходы по депозитам. Что делать банку в этой ситуации? В наше непростое время никого не нужно убеждать в том, что для решения задачи роста экономики нужно снижать ставки по кредитам. И Сбербанк, один из немногих банков, это делает. Пример тому – недавнее апрельское решение об отмене всех комиссий по кредитам для частных клиентов и снижении ставок по кредитам как для населения, так и для юридических лиц. Но все мы понимаем, что без наличия дешевых ресурсов у банков задачу развития экономики не решить.

Путем планирования минимальных расходов на содержание банка, на его развитие и выполнение требований Банка России определяются максимально возможные доходы по вкладам населения. Я мог бы привести соответствующие экономические расчеты, но, как мне кажется, важнее ответить на вопрос: мы хотим развивать экономику России и с каждым годом повышать уровень жизни людей или не делать этого, но сегодня иметь более высокие доходы по своим вкладам?.. В 90-х годах государство фактически пошло по второму пути, когда в угоду политическим амбициям бездумно повышались пенсии, зарплаты бюджетников и т.п. Чем это закончилось – всем нам хорошо известно.

Нарушение экономических законов неизбежно приводит к «перекосам» в экономике. Поэтому мы вынуждены вместе со снижением ставок по кредитам снижать доходность по вкладам. Но эта мера поможет нам более эффективно развивать региональную экономику и в конечном итоге приведет к повышению благосостояния большего числа жителей Черноземья.

Заместитель Председателя Правления Сбербанка России, Председатель Центрально-Черноземного банка
Александр Соловьев