Слова правят миром?
На прошлой неделе Председатель ФРС Бен Бернанке на слушаниях в Конгрессе сделал весьма примечательное заявление: «Были жалобы, что именно монетарная политика США способствует образованию пузырей за рубежом, - сказал он. - У стран, которые опасаются перегрева, есть собственные рычаги для противодействия образованию пузырей».
Задача ФРС - поддержание стабильности в США, а не за рубежом, подчеркнул он, а активы в США не переоценены.
Вполне себе такой откровенно-циничный подход: у нас, мол, в США есть проблемы, с ними разбираемся, а если у кого-то другого из-за этого возникают свои проблемы, так это его (другого), дело.
Обратите внимание, что это заявление было сделано в самый разгар событий вокруг Dubai World, когда разговоры о второй волне кризиса вновь захлестнули прессу.
Стоит ли удивляться, что после этого котировки нефти и евро пошли вниз, а доллара, соответственно, - вверх? Никому не хочется оказаться последним, кто покупает дорожающие активы, но каждому хочется стать последним, кто его продаст перед падением цены.
В этой связи меня не очень сильно беспокоит то, что произошло вслед за этим заявлением: я отчетливо понимаю, что покуда ФРС будет держать низкие ставки количество желающих поиграть в carry-trade (доллар против любого другого финансового актива, включая нефть и промышленные металлы) будет велико, и это желание не остудить даже самыми жесткими заявлениями господина Бернанке.
Мое внимание в его заявлении привлекло другое: это четкая констатация того, что никакого видимого улучшения ситуации в США не наблюдается.
(Не случайно и программу TARP продлили еще на год). А это значит, что главный мотор мировой экономики вряд ли заработает на полную мощность в следующем году. А вчера подошла еще одна новость на ту же тему: промышленное производство в Германии упало. Упало, всего через пару месяцев после того, как закончилось действие программы «деньги в обмен на драндулеты». Упало в стране, руководитель которой в наиболее жесткой форме требовала прекращения всяческих программ бюджетного стимулирования. А получается, что без этих программ и немецкая машина не хочет ехать вперед.
Россия может, конечно, надеяться, что Китай и на следующий год «вытянет», если не весь мир, то хотя бы сырьевой рынок, продолжая реализовывать свои инвестиционные проекты.
Только вот и там скоро станет понятно, что ситуация, когда рост ВВП целиком определяется новыми бюджетными вливаниями, а повышение доли инвестиций в ВВП до 45% не свидетельствует ни о чем другом, кроме как о резко падающей эффективности этих самых инвестиций, не является здоровой. А значит - будет переосмысление того, что делается.
Одним словом, плохие новости состоят в том, что мировая экономика вряд ли будет нас сильно радовать в следующем году, а размер «пузырей», возникших на финансовых рынках, «внушает уважение», но не тревогу Бену Бернанке.
Хорошая новость - нынешний «пузырь», явно, не будет последним.
Наберитесь терпения и валерьянки!
Комментарии