Американский \"Герой двух наций\" сражался вместе с русскими

На модерации Отложенный

Недавно в Центральном музее ВОВ прошла выставка, посвященная Джозефу Байерли, одному из немногих солдат, воевавших против нацистов и в американской армии,  и в советской. Десантник сбежал из плена и присоединился к Красной Армии, где служил в танковом полку.

 

«Мы побежали через сосняк, охрана открыла огонь, и двое парней, бежавших со мной, были убиты. Я сумел добраться до ручья и пошел вниз по течению, чтобы сбить собак со следа», – рассказывал он.

 

После высадки во Франции в 1944 году, десантник провел шесть месяцев в немецком лагере для военнопленных, пока ему не удалось бежать. Через неделю Байерли встретил советский танковый полк. «Американский товарищ» – вот все, что он знал по-русски. Ситуацию спас политрук, немного говоривший по-английски.

 

 Бейерли вспоминал в интервью:

 

– Сказал политруку: «Я беглый американский военнопленный, хочу идти с вами и разгромить Гитлера». Тот ответил отказом. Затем подошла командир батальона, политрук ей объяснил ситуацию, и она сказала: «Да, да».

 

Вскоре, в ожесточенном бою, Байерли был ранен. Очнулся он в военном госпитале без документов и малейшей надежды вернутся домой. Однако затем десантник встретился с одним из самых высокопоставленных генералов Советского Союза.

 

«Во время посещения госпиталя маршал Жуков подошел к моей кровати и через переводчика спросил мое имя и как я там оказался. В конце он спросил, может ли что-нибудь для меня сделать».

 

Байерли сообщил маршалу, что не имеет никаких документов, подтверждающих его американское гражданство.

 

«Он ничего не ответил. На следующий день вернулся переводчик и вручил мне конверт, письмо было полностью на русском языке, и я не понимал, о чем оно», – вспоминал ветеран.

 

«Вам не нужно знать о содержании письма, – сказал переводчик. – Оно поможет доставить Вас, куда пожелаете». Благодаря письму Байерли оказался в посольстве США в Москве, а потом и дома.

 

Джозеф Байерли стал символом разрядки советско-американских отношений, известным в России как «Герой двух наций», а его сын Джон сейчас – посол США в Москве.

 

«История моего отца, то, что он сражался в Красной Армии, пусть даже недолго и в конце войны, открыла для меня огромное количество дверей, – говорит Джон Байерли. – Она очень помогла мне добиться хорошего приема у россиян, многие из которых по-прежнему очень недоверчивы к США».