Украина не станет газотранспортным вассалом России

На модерации Отложенный

Идея объединения российской и украинской газопроводной систем, предложенная В. Путиным в начале мая текущего года, продолжает будоражить умы неравнодушных и в России, и в Украине. И вот, словами Первого вице-премьер Украины Сергей Тигипко эта российская идея, фактически была отвергнута. Но, что пытается выгадать Украина, по сути, отклонив предложение России? – вопрошают россияне…

Скорее всего, выгоду и для себя – всего лишь! Ведь вопрос слияния НАКа и Газпрома, который активно дискутируется в российских и украинских СМИ, тянет за собой - дополнительные вопросы. Кто будет модернизировать украинские магистральные газопроводы: Москва или Брюссель? Если Москва, то на какие деньги, учитывая плачевное состояние Газпрома? Если Брюссель, то зачем ЕС нужно тратиться на модернизацию трубы, учитывая, что контролировать ее захочет Москва? Симптомом чего, являются, растиражированные в российских СМИ «утечки информации», что ГТС Украины - Россия готова модернизировать без участия Европы? Что значит, туманное полуобещание - допустить Украину (в случае такого слияния) к российским месторождениям? Сохранит ли Украина транзитный статус, если главным собственником ее ГТС станет Газпром, и охранять ее объекты, соответственно, будут - военизированные подразделения Газпрома? Стоит ли, в принципе, транзитный статус того, чтобы терять в таких случаях контроль над охраняемыми объектами ГТС? Что, в конце концов, страшнее потерять: транзитный статус или контроль над территорией, где находятся объекты ГТС?

Ответов на эти и другие вопросы - может быть много. Но что важно знать и помнить? Первое. Утрата Украиной транзитного статуса, зависит не только и не столько от желания украинских властей «отдаться» Газпрому, сколько, от того, насколько и в каких объемах будут готовы европейские потребители покупать российский газ и дальше. Судя по тому, что объемы поставок Газпрома, в Европу падают, вопрос – открыт! Второе. Изменения, которые происходят на рынках газа, плюс революция сланцевого газа и расширение ниши сжиженного природного газа на европейских рынках, ставит ребром, вопрос о роли и перспективах трубопроводных поставок в целом, не говоря уже о строительстве – новых!

Это же касается и Северного, и Южного потоков, которые Россия намерена построить. Третье. Слияние Газпрома и НАКа, когда последняя (виртуально!) будет владеть 7-8% общих активов в таком «объединении», означает потерю НАКа для Украины, со всеми отсюда вытекающими. Другими словами, в случае т.н. слияния, Нафтогаз просто растворится в Газпроме, т.е. его не будет. Четвёртое. Рассчитывать на то, что Газпром, в вопросах модернизации украинской ГТС, начнёт именно с неё – сомнительно. Ведь украинская ГТС… в лучшем состоянии, чем российская. Во всяком случае, она не хуже. Поэтому Россия, во всех случаях, начнёт с модернизации… свей ГТС, а потом приступят к украинской. Пятое. С учетом ряда факторов, сомнительно, что Россия «положит» трубу Южного потока, как и не факт, что будут положены все обещанные трубы Северного потока. Это не только, по-сути, заоблачная стоимость, особенно, Южного потока, но и иная, невесёлая, реальность, например - разлив нефти в Мексиканском заливе… Нельзя исключить, что даже те страны, которые уже дали свои разрешения на строительство обходных потоков, могут их отозвать. Ведь, наконец, многие поняли, насколько экологически опасно прокладывать трубы по дну моря, и оценили, насколько сложно ремонтировать трубы под водой…

И последнее. Если основному покупателю газа, поступающего из России (ведь там, в трубе - немало, например, туркменского газа!) – Украине и странам ЕС, т.е. Западу, не дать «возможность… регулировать экспорт российского газа и его транзит», то искренность России в её предложениях по этим вопросам, несколько сомнительна!