Нацистская версия теракта в Ставрополе

В среду вечером в самом центре Ставрополя прогремел взрыв возле дома культуры, где должен был состояться концерт ансамбля чеченского танца «Вайнах». По данному факту возбуждено несколько уголовных дел, в том числе и по ст. 205 (теракт) УК РФ. Следствие располагает двумя версиями, рассматривая причастность к взрыву боевиков и нацистов. Северокавказская версия взрыва в Ставрополе мне не кажется убедительной. Взрывать своих – это странно, смысла особого в этом нет. Поэтому неонацистская версия взрыва является наиболее вероятной.

Сейчас на ультраправых сайтах эта тема горячо обсуждается. Причем аргументы, что чеченский концерт могли посетить славяне, отметаются. Позиция нацистов жесткая: люди, приходящие слушать кавказскую музыку, – либо кавказцы, либо предатели русской культуры. В этом смысле организаторам неважно, кто пострадает во время взрыва. Это характерный мотив, который повторяется при обсуждении многочисленных неонацистских взрывов, где пострадавшими становятся лица, которые не имеют ничего общего с Кавказом.

В пользу неонацистской версии говорит дата теракта. Она почти приурочена к годовщине событий в Ставрополе. Напомню, что в конце мая – начале июня 2007 года в городе произошла серия преступлений. Сначала была массовая драка, в результате которой погиб чеченский молодой человек. На следующий день было совершено зверское убийство двух славянских молодых людей. Это спровоцировало чудовищную напряженность в городе. 5 июня все закончилось попытками провести в Ставрополе «Русский марш», местные жители громили машины и били стекла в магазинах. Благо дальше этого дело не пошло. Огромные милицейские силы были переброшены в регион. После этого включилось следствие, были возбуждены уголовные дела. Как раз по делу об убийстве двух славянских студентов привлекался человек, который числился изначально в одной нацистской организации, но после перешел в другую. Однако обвинение развалилось, и дело до сих не раскрыто. Неформальное давление даже не закончилось приговорами. Поэтому считать, что неонацисты прекратили в Ставрополе всю свою деятельность, нельзя. Ставрополь вообще является информационно очень плохо освещаемым регионом. Мы не знаем, что там. Зато я прекрасно знаю, что после 2007 года там остались две действующие группы: «Союз славянских общин Ставрополья» (СССС) и «Русский общенациональный союз» (РОНС).

Последняя организация была немного придавлена, когда в регион не пустили ДПНИ. А вот СССС выиграла конкурентную борьбу и вошла в один из советов при городе. Организация стала почти официальной.

В Ставрополе есть так называемые военно-патриотические лагеря, где как раз готовят профессиональных диверсантов. Люди там приобретают навыки использования огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Об этом все знают.

Судя по тому, как развиваются события, можно сказать, что теракт крайне профессионально организован. Но я считаю, что это – разовая акция. Организаторы не ставили цели дестабилизировать ситуацию в регионе. Это, безусловно, вызовет истерику в городе, всплеск самых разнообразных настроений и оценок. Акция «успешно» сложилась: приехал этнический коллектив, взрыв произошел за 15 минут до начала концерта. Это говорит, что теракт был направлен на поражение как можно большего количества людей среди зрителей. Акция не была приурочена к приезду Александра Хлопонина. Приедет он на следующий день, и что? У него просто появится еще одна строчка в повестке дня.

По масштабам, 7 погибших и более 40 раненых – это сравнимо только со взрывом на Черкизовском рынке в Москве в 2006 году, где погибло 14 человек и 60 пострадали. Все остальные нацистские акции меньше по масштабам. Нацисты могут записать себе взрыв в Ставрополе как мощную и удачную акцию.

Кто именно стоит за этим терактом, пока неизвестно. Это предстоит выяснить правоохранительным органам. Это может быть и некая группа энтузиастов, которая назовет себя, к примеру, «Союзом борьбы за славянское счастье». Я считаю, если следствие все же докажет, что за взрывом стоят люди, которые занимались в военно-патриотическом лагере, на этом дело и кончится. Клуб «Спас», где готовили людей, которые взорвали Черкизовский рынок, работает до сих пор, и никто не собирается прикрывать деятельность этого заведения. В Ставрополе будет то же самое. За 10 лет моих наблюдений было вынесено только 4 предписания проследить за такими клубами, а их тысячи по всей стране.

В этой ситуации власти выгодно реально расследовать теракт. Это не тот случай, когда политические мотивы будут доминировать при расследовании. Власти, на мой взгляд, мотивированы найти организаторов и исполнителей. Хотя бы потому, что, если схватят не тех, трагические события могут повториться.