Наша сборная по хоккею - это точная модель российской власти
На модерации
Отложенный
Друзья и знакомые просили меня написать что-то по поводу нашего поражения в финале хоккейного чемпионата мира. Я не хотел, потому что мой блог развлекательный, а тут – критический бубнеж. Но иногда надо делать что-то вопреки своим желаниям. Проявлять гражданскую позицию и прочие высокоморальные качества, которым учили в начальных классах.
Наша сборная – это точная модель российской власти. Она сильна и могущественна, но любой нормальный человек понимает: без нефти и газа – фиаско. Ибо в стране практически ничего не производится, нет конкуренции – одно потребление. Как только нашей хоккейной сборной противостоит соперник с хорошей организацией, трудолюбивый и системный, так сразу поражение.
Власть иногда придумывает забавные телемосты с народом, но, в сущности, она бесконечно далека от электората. Помните, как Путин заплатил за мороженое 500 рублей? Многие хоккеисты отказываются от общения с прессой не потому, что они скверные люди, а потому что находятся на другом полюсе жизни. Получается, одним нечего ответить на каверзные вопросы (как и власти, кстати), другим непонятно, о чем говорить с миллионерами. Вроде бы и хотят спросить что-то по делу, но зачастую просто не представляют себе, как там все у этих богатых парней с клюшками устроено. Сытый голодного не разумеет, а у голодного, кроме злости на сытого, ничего за душой и нет.
Власть хочет, чтобы спортивные победы символизировали успех ее социальной политики. Хотя успех власти это не медали, а хорошее здравоохранение, социальные гарантии, качественное образование.
Наши триумфальные турниры в Квебеке и Берне показывал федеральный РТР-спорт, уже несколько лет уделяющий хоккею огромное внимание. Но власть решила попиариться, и в итоге самые ощутимые поражения в Ванкувере и Кельне показаны на общенациональном Первом канале. Много пафоса – мало подлинной жизни.
Мне тяжело об этом говорить, но я потерял ощущение сопричастности. То же самое слышал от многих друзей. В 2000-м после поражения в Питере, после 11-го места я ехал в Москву в одном купе с тренерами сборной Якушевым и Билялетдиновым. Говорили всю ночь. Я никогда никому не расскажу, о чем говорили, – это навсегда останется со мной, потому что это было и мое поражение. Ведь я три года вел хоккейную передачу на НТВ – пытался сеять оптимизм, а тут такое дело…
В 98-м в Нагано я привез хоккеистам чемодан писем от болельщиков. Вася Уткин подкинул классную идею. В программе «Щелчок» я призывал писать нашим энхаэловцам что-то доброе, ведь они были оторваны от Родины. Им нужно было почувствовать, что они играют для конкретных людей. Помните, эта была та команда, про которую Павел Буре сказал, что у него в ней не один брат Валерий, а двадцать два брата. Я поверил в эти слова, и серебро Нагано это и мое серебро тоже.
Сейчас в это трудно поверить, но тогда все игроки читали письма болельщиков.
С интересом читали, обсуждали. Морозов в интервью извинился, что нет времени ответить. Письма были из самых нереальных городов нашей страны. И даже из ближнего зарубежья. Из Израиля! Помню смешную фамилию на одном из конвертов – сестры Пчелкины. Помню письмо из Валмиерской тюрьмы, где сидят люди, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Где сейчас эти заключенные? Надеюсь, вышли на волю, и все у них в жизни хорошо.
А сейчас сборную России на крупных турнирах поддерживают тысячи сытых граждан, чье благосостояние выросло в путинскую эпоху. Менеджеры нефтяных и газовых компаний, выдвиженцы, чиновники, привыкшие не трудиться, не сопереживать, а примазываться к чужому успеху, как они примазались к природным богатствам страны. Это они смотрят Лайфру (или как там это называется) и говорят: пейте и курите, ребята, – в случае победы все забудем, но если проиграете, пощады не ждите! Понимаю, что есть и другие болельщики, но эти на передовой. Именно они скандируют за спинами корреспондентов патриотических каналов, когда те выходят в прямой эфир новостей и называют периоды таймами.
И вот я задаю себе вопрос, когда же сборная перестала быть моей? И, кажется, даже знаю точную дату. В тот день, когда игрокам презентовали «Мерседесы». Почитайте эту заметку – она короткая, но разумная. И обратите внимание на источник – малоизвестное издание называет вещи своими именами, а крупные СМИ засунули языки в ж**у с черной икрой.
Мое мнение – парни заслужили «Мерседесы» и прочие жизненные блага. Они молодцы! Но они не должны получать это точно шубу с барского плеча. Это унижает их, делает рабами, наемниками. Поэтому 23 мая чехам проиграли не Саша, Паша и Илья. Проиграла власть, которая хотела сделать хоккей инструментом влияния. Которая не умеет эффективно управлять своим талантливым народом. Неслучайно, что наши поражения – тактические. Неразумное использование собственного потенциала и ресурсов – тема для России вечная, тема печальная и, увы, актуальная.
Сейчас, естественно, много разговоров о необходимости отставки. В четырехлетней деятельности Вячеслава Аркадьевича и Игоря Владимировича я нахожу больше плюсов, чем минусов, хотя уже год мне кажется, что они исчерпали себя в качестве наставников национальной команды. Они стали тренерами-бизнесменами, рядящимися в благородные одежды энтузиастов и первопроходцев, а спорт не прощает такие подмены.
Будущее Быкова и Захаркина зависит не от нас с вами и не от ФХР, а от решения самого высокого руководства. Комично, что судьбу тандема решит другой тандем. И тот тандем чем-то похож на этот тандем. Ну, например, ростовыми параметрами. А, может, еще чем-то? Но тут я зачехляюсь – политику не люблю и не хочу в неё лезть. А то она, пожалуй, залезет ко мне. Мне это совершенно не нужно. Лучше я буду веселить вас рассказами и скетчами.
Комментарии
А страна - это кто? И где эта страна?
Победили наши - не радуемся, проиграли - не плачем.