\"Талибан\" теряет людей, а США – репутацию

Военные действия против талибов, разворачивающиеся в Афганистане, идут совсем не в том ключе, как бы этого хотелось генералам НАТО. Новейшее сверхсовременное американское и европейское вооружение, спецсредства и технические новинки так и не могут помочь солдатам с другого континента окончательно подавить талибов, сохраняющих свои позиции, как в военной, так и, между прочим, в политической сфере.

Талибская агитация заряжена не только исламским фундаментализмом и фанатизмом, вдохновляющим безработную и нищенствующую в собственной стране молодежь, но и духом «национально-освободительной борьбы». Используя лозунг ведения бескомпромиссной войны с иностранными захватчиками, радикальные исламисты вербуют в свои ряды все новых и новых сторонников.

Американское командование борется с таким эффективным «HR – менеджментом» плодами скачкообразного технического прогресса, противопоставляя живой силе стальную мощь смертоносного оружия. Так, 22 мая 2010 года, в результате мощного авиационного налета, войсками США был нанесен ряд ударов по позициям талибов в районе провинции Пактия. В результате этой акции погибло около 12 человек. Ситуация вооруженного столкновения возникла после того, как патрулирующие местность американские военные заметили двух талибов, пытавшихся установить фугасы. Военные открыли огонь на поражение и оба минера были уничтожены. Чуть позже в этот же район был подтянут боевой вертолет, уничтоживший еще 10 человек, пришедших, чтобы забрать тела убитых.

Между тем, уже ни для кого не является секретом, что «погрешности» американских военных в вопросе уничтожения мирного населения дошли до того, что само американское командование начало вести расследования наиболее вопиющих случаев. Уже несколько военнослужащих США в Афганистане находятся под следствием: их подозревают в убийстве, по меньшей мере, трех мирных афганцев. Убийство мирного жителя – наиболее крупное преступление из списка. Разговоры о том, что НАТОвские военные употребляют наркотики, применяют физическое насилие, как к своим сослуживцам, так и к местным жителям, заключают сделки с противником, уже давно ни для кого не являются новшеством. А если говорить о «внешней» критике американской армии, то здесь мы натолкнемся на огромное количество свидетельств действующих в стране правозащитных организаций, фиксирующих жестокое обращение с мирными жителями и применение пыток к некоторым из задержанных.

Ценности демократии уже настолько «привились» на афганской земле, что озлобленные и страдающие от американского военного присутствия мирные жители стали использовать инструменты и из этого, вражеского набора: прецедент состоялся 14 мая в афганской провинции Нангархар, когда сотни протестующих вышли на улицы. Они обвинили солдат НАТО в убийстве мирных граждан во время армейской операции, которую оккупационное командование провело накануне. По словам протестующих, в ночь на 14 мая солдаты НАТО убили, по меньшей мере, девять мирных жителей: мужчину с четырьмя сыновьями и четверых человек из другой семьи.

«Они были фермерами, они невиновны. Они не могут быть талибами», - сообщил Мохаммед Ариш, глава государственной администрации в Сурх Роде.

Возвращаясь к действиям военных 22 мая, следует отметить, что уже на следующий день талибами был нанесен ответный удар. В качестве объекта атаки был выбран главный аэродром американских Вооруженных сил в Кандагаре. Базу ВВС сначала подвергли массированному ракетному обстрелу (что говорит о соответствующем уровне инвентаризации «Талибана»), а затем был дан старт наступлению для живой силы исламистов. Выбор Авиабазы в Кандагаре для совершения акта мести символичен: это главное лётное поле, которое принимает тысячи военнослужащих, собирающихся уже этим летом принять участие в запланированном массовом наступлении на позиции движения «Талибан».

Естественно, 23 тыс. военных, дислоцированных на этой базе, удалось скоординировать необходимые силы для достаточного отпора исламистам: в результате длительных перестрелок военные отбили нападение. Однако даже здесь американцам пришлось задействовать военную технику: при отражении нападения использовалась огневая поддержка вертолетов. Складывается впечатление, что без техники американцам вообще бы было «нечего делать» в Афганистане, но при этом командующий американскими войсками в Афганистане генерал Маккристал в прошлом году выпросил у Барака Обамы (а тот у конгресса) дополнительно 30 тыс. солдат. Успешность их действий наиболее характерно иллюстрирует операция «Мошатрак» в провинции Гильменд. Ее анализ дает понимание того, почему американским войскам никогда не удастся «спокойно пожить» в Афганеистане.

В рамках этой военной операции больше 5 тыс. американских и британских солдат и поддерживающих их 2500 служащих афганской армии должны были выбить из Марджи всего несколько сотен талибов. Бои, шедшие около 2 недель, завершились к началу марта. Однако победа оказалась иллюзорной: исламисты под видом рабочих часто возвращались в те районы, откуда их вытеснили. Таким образом, США уже давно воюют в Афганистане в условиях партизанской войны. Талибы избегают открытых столкновений с войсками коалиции, но при этом в ночное время устанавливают в Мардже растяжки с самодельными взрывными устройствами, а днем перевоплощаются в обычных крестьян. Огромную роль в этом противостоянии играют снайперы «Талибана». В этом контексте совершенно невнятной кажется операция по проведению летнего массового наступления на силы талибов. Такие условия ведения боевых действий вполне допускают ситуацию, когда в тылу у наступающей армии окажется больше «талибов-крестьян», чем в отрядах, с которыми она столкнется непосредственно, лоб в лоб. Итог у такой «операции» будет вполне однозначным.