Волна экстремизма накрыла Евросоюз и может перекинуться на Россию
В Европу возвращается эпоха политического насилия, заставляющая вспомнить о событиях 1970-х годов. Тогда ультралевые терроризировали Старый Свет взрывами и политическими убийствами, самым громким из которых было похищение и убийство премьер-министра Италии Альдо Моро. Сегодня «Красные Бригады», на совести которых убийство Моро, вновь возвращаются на сцену: месяц назад уже нынешнему премьер-министру Италии Сильвио Берлускони пришло письмо на бланке с логотипом этой организации.
На днях стало известно, что мэрия Москвы не дала своего согласия на проведение акции «Антикапитализм-2009» в центре города, предложив организатором мероприятия подумать над другим маршрутом. Однако активисты движения «Левый фронт», по инициативе которых проводится шествие, дали понять: они устанавливают закон для себя сами, а потому будут действовать по своему усмотрению. Ежегодный марш «Антикапитализм» проводится активистами левых и анархистских организаций. Представители леворадикальных группировок утверждают, что власти «зажимают» их за оппозиционные взгляды и требования отставки правительства Владимира Путина, однако в действительности речь идет о совсем других опасениях.
Как известно, в прошлом подобные марши нередко заканчивались столкновениями с сотрудниками милиции, потасовками и уличными драками. Впрочем, сравнение с тем, что устраивают «братья по разуму» наших «новых левых» и анархистов в Европе, наводит на мысль: все фокусы, которые выкидывали прежде левые радикалы на московских улицах - это еще пока только «цветочки». Что из себя будут представлять «ягодки» можно догадаться, вспомнив опыт Греции-2008, где ультралевые экстремисты в буквальном смысле слова перевернули страну с ног на голову. Дебош с политическими лозунгами продолжается на земле Эллады и сейчас. Результаты недавних погромов в Афинах и в Салониках - более 200 арестованных, около 20 пострадавших, поджоги машин, разбитые витрины. Насилие годичной давности породило новое насилие как снежный ком. И эта печальная тенденция наблюдается в одной из развитых и самых красивых стран Европы, на земле которой в свое время возникла величайшая цивилизация за всю историю существования человечества.
Напомним, прошлогодние беспорядки как раз начались с гибели 15-летнего Алексиса Григоропулоса, которого застрелил полицейский 6 декабря 2008 года. Именно годовщина этих событий стала причиной нынешнего конфликта на улицах Афин. Дело, конечно, не только и не столько в личности погибшего греческого юноши, поднятого на знамя левыми экстремистами. К тому же, пока суд над обвиняемыми в его гибели не состоялся (он назначен на вторую половину января 2010 года), выводы из этой трагической и темной истории делать рано. Полицейские утверждали, что сделали предупредительный выстрел, а пуля попала в юношу рикошетом, их оппоненты доказывали, что стражи порядка сознательно стреляли на поражение.
Последняя версия, однако, показалась ультралевым молодежным кругам вполне убедительной. По призыву группировки «Объединенные антикапиталистические левые» подростки начали громить автомобили, магазины и отделения банков, а также забрасывать правительственные учреждения бутылками с «коктейлем Молотова». Вскоре выяснилось, что погромщики объединены в мощную международную сеть. На второй неделе беспорядков было захвачено посольство Греции в Берлине. Не остались в стороне и российские кадры: в окна греческого посольства в Москве полетела бутылка с зажигательной смесью, анархисты попытались организовать несколько «акций солидарности» с их неизменным атрибутом - битьем автомобильных стекол.
Тот факт, что многие наши социальные недуги схожи с проблемами греческого общества, наводит на тревожные размышления. Неолиберальные реформы дестабилизировали ситуацию в Греции, и популярность анархистов возросла в разы за последние годы. Так, крупные компании породили растущую пропасть между высокооплачиваемыми менеджерами и низкооплачиваемыми рабочими, воспроизводя тем самым поляризацию социальных групп. Если, например, в США привыкли, что менеджеры получают в 10-20 раз больше, чем рабочие, для Греции это стало культурным шоком. Культура православной Греции (как, впрочем, и православной России) сильно отличается от американской. Для греков благосостояние - общественное достижение, коллективный процесс и продукт, и в обществе существовали ожидания, что так будет и впредь. Корпорации, возникшие в Греции как часть культурной экспансии капитализма, не увидели этой национальной особенности.
Эксперты свидетельствуют и о других бытовых проблемах, не позволяющих народу успокоиться и благодарно принимать нововведения последних лет. Так, цены на жилье в Греции сравнились со стоимостью квадратного метра в Соединенных Штатах. В разы переоцененная недвижимость, на покупку которой раньше мог накопить простой труженик, стала недоступной для большинства граждан. Введение евро принесло заметное уменьшение покупательной способности населения. Экономика Греции интегрировалась в экономику Европы через принятие евро в качестве национальной валюты, и вопрос о том, кто выиграл, а кто проиграл от этого новшества, все еще дебатируется экономистами. Правительство отказалось сдерживать рост цен, а бизнес повел себя именно так, как от него и следовало ожидать: он назначал такие цены, какие ему заблагорассудится, а у покупателей не было инструментов для борьбы с этим.
Рост ультралевого экстремизма в Греции, передающийся к европейским соседям, как инфекция - тревожный симптом современной геополитической картины мира. Он разрушает благостные представления о неуклонном движении Запада к дальнейшему процветанию. И заставляет вспомнить о голливудских блокбастерах, снятых в жанре антиутопии. Телесюжеты из Афин напоминают, к примеру, фильм Терри Гиллиама «Двенадцать обезьян» (1995). Слабая либеральная власть, разгул левого экстремизма (одна из таких групп как-то раз выпускает всех зверей из зоопарка), и на фоне этого появляется ученый с маниакальными идеями, который распространяет по всей земле смертельный вирус - скоро болезнь уничтожит большую половину человечества.
Нет необходимости проводить прямые и чересчур грубые аналогии с актуальным сейчас распространением свиного гриппа. Однако уже сейчас становится очевидным, что в Европу возвращается эпоха политического насилия, заставляющая вспомнить о событиях 1970-х годов. Тогда ультралевые терроризировали Старый Свет взрывами и политическими убийствами, самым громким из которых было похищение и убийство премьер-министра Италии Альдо Моро. Сегодня «Красные Бригады», на совести которых убийство Моро, вновь возвращаются на сцену: месяц назад уже нынешнему премьер-министру Италии Сильвио Берлускони пришло письмо на бланке с логотипом этой организации. Премьеру, а также спикеру парламента Джанфранко Фини угрожают убийством. Получается, все новое - это хорошо забытое старое?
Комментарии