Парад катастроф

Ни одного сезона за обозримые годы не прошло без того, чтобы что-нибудь не рвануло, не упало или не сломалось. Весна - осень 2008 - война в Южной Осетии, пермская авиакатастрофа, рухнувший в алтайской тайге в вертолете полпред президента в думе. 2009 открылся бойней майора Евсюкова в московском супермаркете. Летом была Саяно-Шушенская ГЭС, а затем подряд взрыв \"Невского экспресса\" и пожар \"Хромой лошади\". И вот, новый сезон - и, аккурат к параду Великой Победы, парад катастроф продолжился трагедией на кузбасской шахте. Такие разные по фабуле, все эти события современный сценарист запросто объединит в единый сюжет фильма-катастрофы. \"Я хочу, чтобы россияне улыбались, также как и я\", - заявил Медведев накануне в интервью датским журналистам. Но сограждане по=прежнему остаются, мягко говоря, неулыбчивыми. О том, почему россияне не улыбаются, а горят и погибают на работе, в поездках и на отдыхе, в материале Накануне.RU рассуждают эксперты.

По мнению экспертов, причины череды трагических событий, произошедших за время президентства Дмитрия Медведева, две - износ материально-технической базы, доставшейся России в наследство от Советского Союза, и особая российская специфика организации труда. Собственно, точка износа техники, используемой в стране, была пройдена еще в 2003 г., однако и после этого самолеты продолжали летать, электростанции - работать, и все предсказания о грядущих масштабных катастрофах казались не более чем очередными выдумками астрологов.

Промышленность и материально-техническую базу системообразующих объектов в России сгубила \"голландская болезнь\" и неопределенность политического курса, считает замдиректора фонда экономических исследований \"Центр развития\" ГУ-ВШЭ Виктор Миронов. По его словам, в последние 10 лет объемы инвестиций в экономику России неуклонно снижались.

Саяно-Шушенская ГЭС|Фото:proshkolu.ruВиктор Миронов: В силу неопреденности политической ситуации в стране, даже в период экономического роста объем притока инвестиций в нашу экономику достиг лишь 20% ВВП. Это при том, что в в Китае - 40%, в других странах странах BRIC - 25%. Стоит ли говорить, что при таком объеме инвестиций расчитывать на модернизацию системообразующих обектов не приходилось. Нефтяная отрасль не инвестировалась из-за нестабильности налоговой системы, в электроэнергетике притока инвестиций не было из-за процессов, вызванных реформами.

Вопрос: А откуда, по-Вашему, берется этот пресловутый \"человеческий фактор\", с которым связывают большинство последних техногенных катастроф?

Виктор Миронов: Это особенность нашей организации труда.

К примеру, только у нас и ни в одной стране мира шахтеров заставляют работать, нарушая технику безопасности. Все это идет от того, что качество профессиональной подготовки высшего и среднего звена в управлении на прозводстве оставляет желать лучшего.

По мнению философа, профессора МГУ и руководителя Центра консервативных исследований Александра Дугина, череда катастроф и терактов - расплата за эйфорию 90-х годов, когда власть решила, что наследство СССР вечно.

дугин александр|Фото:ru.wikipedia.orgАлександр Дугин: Тут не виноват ни Медведев, ни Путин. Проблема гораздо глубже. Происходящие катастрофы - это расплата за эйфорию 90-х годов и, отчасти, беспечность тучных нулевых. Люди проели будущее, тот самый стабфонд, о котором сейчас уже никто не вспоминает. Либеральный курс, который доминирует, предполагает жизнь одним днем, в кредит у будущего. Техногенные катастрофы, которые происходят сейчас - плановые, и это еще цветочки. Мы ставим Гайдару памятники - гибель российской промышленности, жертвы шахтеров и рабочих Саяно-Шушенской ГРЭС - это только начало, первая часть этого памятника.

Вопрос: Но то, что сейчас происходит, взрывы на шахтах, электростанциях, это как-то связано с \"ослаблением гаек\"?

Александр Дугин: Конечно, связано. Тоталитарный режим в России не возникал на пустом месте, русские - свободолюбивый анархический народ. Русский человек, конечно, увидев кнопку - нажмет на нее, даже если это ядерный чемоданчик. Русские очень увлекающиеся люди. Уход от определенной системы, как и тот бытовой либерализм, который нам прививали и пытаются привить снова, дают именно те результаты, которые мы видим.

Вопрос: А есть ли тут вина самого президента?

Александр Дугин: Вины Медведева тут не больше, чем вины кого-либо другого. Это логичный результат курса, взятого еще в 90-е, а нынешний президент тут не при чем. Его вина только в том, что он больше своего предшественника уповает на либеральное чудо. Однако, если бедствия будут продолжаться и дальше, он легко сможет стать козлом отпущения, и остаться просто печальной историей.

Вопрос: Какой Вы видите выход из сложившегося положения?

Александр Дугин: Нам нужен капитальный ремонт всей страны. А также понимание того, что никто из иностранцев не будет вкладываться в такие долгосрочные перспективы как модернизация. Это требует огромных денег. Они будут вкладывать в высокодоходные секторы и будут вкладываться, чтобы в конце получить доступ к нашим ресурсам. Так что этот ремонт придется делать своими силами.