Василий Кононов – партизан или диверсант?

На модерации Отложенный

Уже двенадцать лет Василий Кононов является живым воплощением борьбы с «фальсификаторами истории», как их понимает официальная Москва.

Суд над советским ветераном, наравне с ежегодными маршами легионеров СС в Риге, стал для российских властей символом «возрождения нацизма» в Латвии. Вчерашнее оглашение вердикта Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, подтвердившего законность обвинений Кононова в военных преступлениях, грозит перерасти в символ «возрождения нацизма» уже в масштабах всей Европы.

Для официальной Москвы Василий Кононов – красный партизан, борец с фашизмом, мученик за правду, жертва «латвийского реваншизма».
Для российского общественного мнения он, прежде всего – ветеран Великой Отечественной войны, товарищ по оружию, бросить которого в трудную минуту – подло. И эту позицию легко понять.
К тому же вид 86-летнего старика, несправедливо, по мнению российских властей, объявленного в собственной стране военным преступником, вызывает у большинства россиян чувство обычного человеческого сострадания.

Для официальной Риги Василий Кононов – советский диверсант, такой же представитель оккупационных войск, как и военнослужащие германского Вермахта.
Для сегодняшней Латвии – наследницы довоенной независимой республики – во Второй Мировой войне нет ни положительной, ни отрицательной стороны, обе противоборствующие силы воспринимаются как одинаково враждебные и преступные по отношению к латвийскому государству и её жителям. Раз обе стороны равновелики в своём зле и преступности, то и судить за военные преступления можно представителей как немецкой, так и советской армии.
Именно такая логика сделала возможным предъявление обвинений Василию Кононову в совершении им военных преступлений – жестоком убийстве жителей латвийской деревни Малые Баты в 1944 году.

Для Василия Кононова и его сторонников убитые жители Малых Батов – пособники нацистов, причастные к уничтожению группы красных партизан, и согласно законам военного времени понесшие за это наказание.


Девять жителей деревни были казнены красным партизанским отрядом, находившимся тогда под командованием подрывника Василия Кононова.

Для официальных латвийских властей убитые жители Малых Батов – мирные граждане Латвии – шесть мужчин и три женщины, которые были убиты с особой жестокостью группой советских диверсантов без каких-либо серьёзных на то оснований.
По словам выживших свидетелей, жители не оказывали сопротивления отряду Кононова, двое из них были убиты с особой жестокостью – сожжены заживо, одна из расстрелянных женщин ждала ребёнка, а всё имущество убитых после завершения карательной акции было разграблено.

Как расходятся российская и латвийская оценки деятельности Василия Кононова во время войны, так же расходятся мнения официальных лиц двух государств касательно вынесенного вчера вердикта ЕСПЧ.

МИД России поспешил выступить с заявлением, общий смысл которого можно свести к одной фразе – «мы этого так не оставим», в Риге же вердикт суда был воспринят как подтверждение правоты латвийской позиции в данном деле.

При всём при этом, несмотря на общее удовлетворение, выказываемое официальными властями Латвии, в их заявлениях чувствуются нотки опасения по поводу того, не ухудшит ли вынесенный вердикт налаживающиеся латвийско-российские отношения.
Из-за подобных нюансов складывается впечатление о некоей несвоевременности для латвийской дипломатии одержанной ею же победы в Страсбурге, которая может свести на нет все усилия официальной Риги по улучшению отношений с Москвой.

Защита Василия Кононова уже успела заявить о намерении настаивать на пересмотре дела.
Россия, скорее всего, в этом её поддержит. Латвия тоже вряд ли уступит.

Но один итог можно подвести уже сейчас: у главного героя этой истории – Василия Кононова уже никогда не будет спокойной старости.
Никогда.