Точка зрения на предстоящую войну на Ближнем Востоке

На модерации Отложенный

Государство Израиль готовится к новой войне. Формально — это будет атака на Иран. Но фактически вооруженный конфликт будет более масштабным. Так же, как и в ходе Шестидневной войны 1967 г., нынешний конфликт приведет к территориальным изменениях региональной карты.

По информации на 2008 г., Израиль занимает шестое место в мире по фактическому экспорту вооружения (2,199 млрд долларов или 3,92 % рынка). Начиная с 2001 г., Израиль постоянно наращивал экспорт ПВН и за восемь лет добился здесь рекордного показателя: 20,4 % от общего объема поставок за весь период.

Тенденция наращивания вооружения сохраняется. Кроме того, систематически активно проводится подготовка израильского населения к военным атакам противника — возможности как традиционного, так и нетрадиционного применения оружия.

Подготовительный период.
Четкое определение основного врага было обозначено в апреле 2006 г. Израильская газета Maariv сообщила, что впервые со времен Давида Бен Гуриона (первого премьера Израиля) будет изменена концепция безопасности страны. В рекомендации к новому документу первым пунктом идет: «Основные усилия необходимо направить на борьбу с угрозой использования Ираном неконвенциональных вооружений против Израиля». С этого момента началась более явная и напряженная подготовка к войне, и, судя по потоку информации последних дней, военная активность ожидается совсем скоро.

13 мая 2010 г. в газете World Tribune появилась заметка, что ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) завершил переоснащение ПРО Patriot (отражает атаку ракет дальностью 40-70 км), поставив десять модернизированных, более совершенных систем PAC Guided Enhanced Missile Plus. В этот же день позднее газета Yediot Akhronot написала, что параллельно совместно с США (по просьбе Израиля Пентагон выделил 205 млн долларов на завершение разработки системы и закупку нескольких батарей для защиты южных и северных границ Израиля) начинается ввод в эксплуатацию ПРО «Кипат Барзель» (железный купол — ивр.), полевые испытания которой были завершены в начале нынешнего года. По информации израильской газеты, «Кипат Барзель» представляет собой лишь первый, самый нижний эшелон противоракетной обороны страны, предназначенный для защиты от ракет с дальностью полета от 4 до 40 км. Помимо этого, вскоре ЦАХАЛ получит на вооружение ПРО «Шарбит Ксамим» (волшебная палочка — ивр.), которая наряду с Patriot будет отражать атаки среднего и дальнего радиуса действия.

Но это лишь базовая подготовка. Из того, что можно прочесть в открытых источниках, интерес вызывает сообщение о том, что израильская армия фактически «распыляет» оружие по всей территории страны: отдел логистики и снабжения ЦАХАЛ начал процесс передислокации стратегических складов с запасами оружия, боеприпасов, амуниции, топлива и продовольствия. Началу процесса предшествовала двухлетняя штабная работа по планированию правильного размещения запасов на случай войны. Как пишет израильский русскоязычный ресурс NEWSru.co.il, такое «распыление» поможет предотвратить уничтожение оружия в результате ракетной атаки. Однако, помимо прочего, наличие оружия фактически на всей территории Израиля дает еще несколько преимуществ: во-первых, при неожиданности наземной атаки, армия сможет держать локальную оборону и обеспечить ее практически молниеносно; во-вторых, наличие оружия в экстренных случаях может обеспечить им население, т.е., грубо говоря, использоваться для раздачи в целях самообороны, а также борьбы с партизанами (или, кстати говоря, наоборот — для создания партизанской системы, что несложно, учитывая военную подготовку большинства израильтян).
В дополнение к своим складам, израильские военные получили и американское оружие. В январе 2010 г. стороны подписали новое соглашение о размещении американских запасов ракет, авиабомб, артиллерийских снарядов, бронетехники и других вооружений и амуниций на территории еврейского государства общей стоимостью 800 млн. долларов (это вдвое превышает предыдущую стоимость), пишет журнал Defence News. Этим ресурсом по двустороннему договору могут пользоваться как США, так и Израиль.
Также началась подготовка больниц для приема раненных. В частности, речь идет о больнице «Барзилай» в Ашкелоне, где в эти дни разгорелся скандал с переносом древних захоронений. По словам израильского премьер-министра Беньямина Нетаньяху, на месте византийских могил будет построен приемный покой, защищенный от ракетных обстрелов.

Участники конфликта.
По предварительным подсчетам, минимальное число участников семь: Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, США, Турция и Сирия. Однако, скорее всего, конфликт также коснется Ливана и палестинцев (т.е. разгромив Иран, израильтяне попытаются также обезвредить и «спонсируемые» шиитами суннитские ХАМАС и «Хизбаллу»). Не исключено подключение Афганистана (точка дислокации американских баз и удобный коридор для поставки вооружения и боевиков для создания еще большего напряжения во время войны) и Пакистана (идущего в одной связке с саудитами и одновременно имеющего свои внутренние сложности, способные «взорваться» при любом удобном случае). Египет и Иордан могут вмешаться в заварушку уже во время боевых действий.

Главными катализаторами конфликта выступают Израиль и Иран. Основным объектом атак, как и заявлено в официальной концепции безопасности Израиля, будет Иран. Военный удар может быть нанесен также по Сирии. Что касается остальных возможных участников:

— Объединенные Арабские Эмираты, которые, скорее всего, попытаются сыграть самостоятельно и получить спорные с Ираном территории — острова Большой и Малый Тонб и Абу Мусса в Ормузском проливе. В своем стремлении к наращиванию военной мощи и при подготовке к войне Иран поступает крайне неосторожно с соседями и возможными будущими союзниками. Скандал вспыхнул в конце апреля, когда Корпус стражей исламской революции Ирана провел масштабные учения военно-морских сил в упомянутом проливе, стратегически важном для всех государств Персидского залива. Глава МИД ОАЭ Абдулла Бен Заяд Аль Нахъян заявил, что «между Ираном и Израилем нет никакой разницы в вопросе оккупации арабских территорий» — как Израиль оккупировал Голанские высоты, Западный берег, сектор Газа и юг Ливана, так и Иран оккупировал три острова в Персидском заливе.

— Участие Сирии и Турции в войне. На протяжении долгих лет турецкая территория является серьезным плацдармом для военных баз США, а политические силы, каким бы образом они не приходили к власти, были и остаются лояльными к Вашингтону во всех отношениях. Соответственно, не полная, но сильная лояльность проявлялась и по отношению к Израилю. Однако в 2009 г. отношения неожиданно начали портиться. Сначала из-за сериала по турецкому телеканалу, в котором военные ЦАХАЛ выставлялись страшными негодяями. Затем резкими высказываниями в адрес Израиля во время визита в Анкару премьер-министра Ливана Саад Харири 11 января 2010 г. Тогда глава турецкого правительства Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Израиль в краже пресной воды из ливанских источников, призвал Совет безопасности ООН оказать на Израиль такое же давление, как и на Иран, а в конце добавил, что Турция, как член СБ ООН, будет поддерживать Ливан в конфликтах с Израилем. Израильский МИД ответил резкими высказываниями в адрес Турции, а также скандалом с послом Анкары в Иерусалиме.

В довершение ко всему 11 мая стамбульская газета «Хюрриет» сообщила, что Турция развернула зенитно-ракетные комплексы «Хок» в секторе Искендерон (приграничный район с Сирией) с целью предотвратить удары ВВС США или Израиля по ядерным объектам Ирана или по Сирии. Однако посмотрим на это с другой стороны. Не исключено, что «хоки» могут сыграть в ворота Дамаска и Тегерана, а не их противников. Дело в том, что турки вряд ли смогут самостоятельно действовать в войне, имея базы НАТО и США на своей территории, а вот помогать, в том числе, бездействием, вполне могут. К тому же, передислокация вооружения на границе защищает и саму Турцию от возможного нападения.

Что же до Сирии, то ее осторожность в официальной риторике говорит о неготовности к каким бы то ни было военным столкновениям, даже с турецким прикрытием. На встрече с группой британских аналитиков, прошедшей несколько недель назад, министр иностранных дел Сирии Уалид Муаллем отметил, что в Дамаске готовы к миру с Израилем, однако — в счет Голанских высот. В частности, по словам Муаллема, если израильтяне согласятся отдать половину территорий — это положит «конец вражде» между странами, три четверти возврата Голан — и Сирия готова открыть израильское представительство при посольстве США в Дамаске. При полном возврате территорий сирийцы откроют полноценное посольство Израиля в Дамаске. Ключевые вопросы, касающиеся, в частности, ХАМАС, «Хизбаллы» и отношения с Ираном, в Сирии будут готовы обсуждать уже после территориального вопроса. Однако, как отмечает политолог INSS Шломо Бром, Израиль не согласится обменять завоеванную землю на посольство в сомнительной стране. Фактическое «нет» прозвучало и от министра обороны Израиля Эхуда Барака, который заявил, что возобновление переговоров с сирийцами — жизненно важный момент, поскольку иначе, вероятнее всего, вспыхнет война («Постепенная отдача Голанских высот».

INSS Номер 165, 8 марта 2010). При этом Барак не рассматривает вопрос об отдаче Голанских высот.

— Однако, если турецко-сирийский фактор не сильно пугает Израиль, то факт участия Саудовской Аравии пока настораживает. В конце января нынешнего года американцы объявили, что ускоряют продажу противоракетных систем Бахрейну, Кувейту, Саудовской Аравии и Катару и перемещают несколько своих крейсеров, имеющих возможность противоракетной обороны, в Персидский залив. Для США стратегически важно привлечь королевство СА на свою сторону в конфликте — чтобы защитить нефтяные потоки. Помимо открытого оказания военной помощи, Вашингтон рассчитывает, что суннитская Саудовская Аравия не поддержит шиитский Иран. Однако в равной степени и американцы, и израильтяне понимают, что пока саудиты не сделали окончательный выбор. В частности, в статье Йоэля Гуцански «Саудовский ядерный выбор» в выпуске INSS за 26 апреля 2010 автор отмечает, что королевская семья может неожиданно встать на сторону ИРИ, даже несмотря на поддержку и теплые отношения с США. Такой расклад не исключен в случае, если Тегеран проведет ядерные испытания и докажет, что он реально обладает ядерным оружием.

Припоминают саудитам и пакистанское ядерное оружие: возможно, именно Саудовская Аравия финансировала ракетную и ядерную программы Исламабада, а после 80-х гг. Пакистан разместил свои военные силы в Саудовской Аравии. Как заявил в 2003 г. тогдашний глава израильской военной разведки, генерал-майор Аарон Зеэви (Фаркаш), Эр-Рияд имел контакты о возможной покупке ядерных боеголовок типа «земля-земля» у Пакистана («Саудовский ядерный выбор», INSS, 26.04.10). Более того, обе страны оказывали содействие афганским моджахедам.

В связи с этим понятны нападки со стороны МИД Израиля на Саудовскую Аравию, обнародованные на днях в газете Maariv. Как пишет обозреватель издания Бена Каспита, министр иностранных дел Авигдор Либерман намерен начать широкомасштабную кампанию, направленную против Саудовской Аравии после того, как аналитический отдел МИД пришел к выводу, что активизировавшаяся в последний год кампания по делигитимации Израиля в большей части направляется и финансируется из Эр-Рияда. В частности, Либерман собирается передать подробную информацию на этот счет Вашингтону.
Отметим также, что само королевство Саудовская Аравия находится в довольно трудном положении и рискует лишиться своего спокойствия как во время, так и после войны. На протяжении нескольких лет вокруг границ СА разрастается нестабильность — Йемен, Ирак, Судан, ненадежным соседом де-факто является Иордания, через море Сомали.

Почему маленький Израиль не побоится напасть на большой Иран

В Шестидневной войне Израиль показал, что размер территории не является преимуществом, решающее значение имеют хорошо продуманная тактика и наличие современного оружия. И тем, и другим израильтяне обладают. Помимо этого, если в 1967 г. еврейское государство в основном могло рассчитывать только на свои силы, собранные к моменту начала войны, то в этот раз из израильского рукава явно для всех торчит американский джокер. Даже несмотря на изменения в риторике администрации Обамы, Вашингтон не оставит своего ключевого союзника на Ближнем Востоке. Как отмечают эксперты американского центра стратегического прогнозирования STRATFOR, 26 апреля 2010 г. на встречу советника президента США по национальной безопасности Джима Джонса и министра обороны Израиля Эхуда Барака, «заскочил» и глава США Барак Обама, тем самым присоединившись к обсуждению иранской ядерной угрозы. Обращаясь к Бараку, Обама заверил, что, несмотря на разногласия по палестинскому и иранскому вопросам, Вашингтон останется преданным национальной безопасности Израиля.

Интересный момент. После изменений в риторике Белого дома, авторитетный российский эксперт, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский окрестил президента Барака Обаму «бумажным тигром», а американских демократов — неперспективной партией (Е.Я. Сатановский. «Вероятные противники Государства Израиль и перспективы действий против них израильских спецслужб и армии с точки зрения политической целесообразности», ИБВ). Кроме этого, Сатановский пишет, что «в конечном счете Израилю в противостоянии с Ираном либо придется рассчитывать на собственные силы, что осложняет эту задачу, но не делает ее невыполнимой, либо действия Тегерана не оставят Вашингтону другого выбора, кроме поддержки Иерусалима, либо позиция США изменится в лучшую для Израиля сторону с приходом в Белый дом новой администрации. Пока правительство Б.Нетаньяху выдерживает в отношениях с администрацией Б.Обамы условно-позитивную паузу, временные рамки которой ограничены мораторием на строительство поселений, действие которого оканчивается осенью 2010 г.»

Применят ли стороны ядерное оружие?

Теоретически возможна даже ядерная битва. Хотя не верится, что одна из сторон решится на это. Однако на данный момент известно, что Израиль располагает ядерным оружием, Иран же всего лишь вероятно располагает им. К тому же, у ИРИ нет таких мощных ПВО, какие есть у израильской стороны. Более того, некоторые израильские политологи ставят под сомнение даже сам факт наличия у Тегерана ядерных технологий.

Бытует мнение, что наличие у Ирана ядерных боеголовок опасно еще и тем, что такое оружие попадет в руки террористов. В этой связи хотелось бы процитировать одного из крупнейших американских экспертов Брайана Дженкинса (RAND Corp.) о террористах «ядерного движения» 1975 г. Так, Дженкинс пишет, что «Усама бен Ладен, конечно, хотел получить ядерное оружие. Он добивался этого 15 лет. И, без сомнения, если бы он имел его, то использовал бы. «Аль-Каида» часто говорит о ядерном оружии, но доказательств, что оно у террористов есть или что есть условия для его изготовления, отсутствуют. Если у «Аль-Каиды» нет таких возможностей, то встает вопрос о покупке ядерного оружия у государств. И тут обращают на себя внимание главным образом Пакистан, Иран и Северная Корея. Более 30 лет Иран давал убежище, обучал, снабжал и посылал террористов, чтобы напасть на американские и израильские цели. Но поможет ли ядерный Иран «Аль-Каиде» или «Хизболле» вступить в ядерный клуб?»

По мнению Дженкинса, опасения, что ядерное оружие попадет в руки террористов, напрасны по следующим причинам. Во-первых, между суннитской «Аль-Каидой» и шиитским Ираном отсутствует доверие и отношения довольно напряженные (стоит предположить, что так же дела обстоят между ИРИ и суннитскими ХАМАС и «Хизболлой»). Во-вторых, что более важно, нет никаких доказательств, что государства когда-либо вообще предоставляли террористическим группировкам нетрадиционное оружие. По мнению США, Иран и Сирия являются пособниками терроризма (и не исключено, что обе страны вместе начали атомные работы), но ни одна из спонсируемых группировок ни разу не применяла и даже не угрожала применить ядерное оружие против Израиля или США. Более того, ХАМАС и «Хизболла» пользуются довольно примитивными ракетами. И, в-третьих, Иран вряд ли захочет «поделиться» высокими технологиями, поскольку это в некоторой степени растворит понятие государственной власти, поскольку нет никаких гарантий, что боевики не будут размахивать ядерными ракетами перед носом своих вчерашних спонсоров (INSS, Nuclear Terrorism: Threat to the Public or to Credibility?).

Цели войны

Помимо ослабления силы Ирана, угрожающего стереть Израиль с карты и нарисовать там, видимо, фантастическую страну Палестину, израильтяне преследуют и другие, вполне очевидные цели — территориальные. Послевоенная расстановка сил возможна следующая:
— присутствие израильской армии на иранской территории по схеме присутствия американских военных в Афганистане и Ираке;
— отдача территории Ирана или ее части под контроль США (при этом, скорее всего, западная часть Ирана будет формально объединена с восточной частью Ирака и приведет к хаосу);
— передача территории Ирана или ее части под контроль международных сил, поскольку в силу ряда причин, Израиль и США не смогут удерживать под своим контролем всю территорию Ирана.

Более того, во время военных действий Израиль сможет продемонстрировать свою военную мощь и испытать в реальности новое вооружение и новые военные стратегии.

Если израильтяне, помимо ИРИ, атакуют Сирию, то смогут окончательно закрепиться на Голанских высотах, а, возможно, и продвинутся далее — вплоть до Алеппо (где, по слухам, был сирийский ядерный центр). Не исключено, что будет вестись и параллельная борьба с палестинскими вылазками против израильтян. Поскольку же стороны находятся в сильно разных весовых категориях, ситуация может измениться и на Западном берегу реки Иордан, а также в Газе.

При разделе Иранской республики и быстрой реакции ОАЭ смогут вернуть себе те самые три острова в Ормузском проливе, которыми пока они вынуждены владеть совместно с Тегераном. Это укрепит стратегические позиции Эмиратов.

Остальные акторы, в частности, Саудовская Аравия и Турция, могут как выиграть, так и пострадать. Обе страны, по крайней мере, в большей или меньшей степени готовы к военным действиям. Нейтралитет поможет им без ущерба пережить события, а выступление не на иранской стороне — возможные приобретения.