Итоги апреля - 2: насчёт национальностей

НАСЧЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

В день смеха и рождения Познера – 1 апреля – президент Медведев провел в Махачкале срочное блиц-совещание. Обратился он с туманными требованиями и к журналистам. «Невозможно противопоставлять борьбу с бандитами жизням обычных людей. Это безнравственно, это просто гадко, этого нет ни в одной стране мира – во всяком случае, цивилизованной, которая пытается бороться с терроризмом», – подчеркнул с чувством глава государства. К чему и к кому конкретно это относилось, я не понял.

Еще президент Медведев более внятно призвал журналистов и СМИ очень аккуратно подходить к материалам, касающимся терроризма, грамотно использовать терминологию на этот счет и не называть граждан России «выходцами с Северного Кавказа». Почему, я, как журналист, не понял: пишу, например, о ветеране Ничипоренко из Лотошинского района и удивляюсь, что он за четыре года фашистского плена и десятилетия жизни в дальнем районе Подмосковья не утратил ни говора характерного, ни лукавинки уроженца гоголевских мест. Пишу с удовольствием об этом. Что тут плохого? Сплошное «дело тонкое» – и Восток, и Кавказ. Только русских можно как угодно поливать. Да, соб­ственно, и ФСБ говорит о северокавказском следе.

Но самое-то показательное: суд в Кондопоге в эти же страшные дни, на котором обвиняемые – нагло улыбающиеся чеченцы – потребовали читать обвинительный приговор на двух языках. Значит, приехать в северный город, договариваться с чиновниками, милиционерами, проститутками можно и по-русски, а обвинительный приговор подчеркнуто требуют читать по-чеченски. Но они ведь граждане России, в которой все обязаны знать государственный язык! Или я не прав, господин президент?

Узбекский писатель-детективщик Рауль Мир-Хайдаров стал москвичом и рассказывает, что по делам часто ездит поездом в Узбекистан. «Даже в эту абсолютно безопасную для граждан страну – там уже 20 лет не угоняют машины, нет резонансных преступлений, нет педофилии, не похищают людей с целью выкупа – въезд только по загранпаспортам.

Загранпаспорт – это серьезный фильтр, не каждому его дают, и поэтому не всякий пытается его заполучить.

Но что я вижу по возвращении домой на российской границе? Въезжай кто хочешь! Едут люди, не знающие ни слова по-русски, семьи попрошаек с 5–6 детьми, инвалиды, 70-летние старики и старухи. Едут люди, при одном виде которых становится ясно – они тюрьму знают не понаслышке. Ни разу не слышал простого вопроса от пограничников, таможенников, адресованного приезжему: зачем едете в Москву? Кто вас ждет? Где будете жить, работать? Есть ли у вас средства хотя бы на первую неделю жизни в Москве?»

Помню, ехал в командировку в Литву, так в посольстве потребовали подтверждения банковской карточки или чека, что у меня есть 50 евро на день. А что мы сделали из Москвы? Пусть президент или премьер приедет вечером 31 декабря в центр Москвы, пройдет по Тверской и Манежной – сплошные азиаты, в основном киргизы. Их при президентстве Бакиева стало приезжать в Россию на порядок больше. Одна революция за пять лет еще может быть случайностью, но две – это уже традиция.

Власть в Киргизии выскользнула из рук президента Курманбека Бакиева. Новым лидерам страны не позавидуешь: экономика на краю пропасти. Москва готова эту дыру хотя бы временно заткнуть. Но после новых потрясений и погромов – поток в Россию возрастет, а мы видели в репортажах, что такое киргизская толпа! Неужели по-прежнему никаких заслонов не предусмотрено?

Зато руководству легко обвинять Александра Лукашенко в недружественных действиях. Как только намекнул Дмитрий Медведев на то, что батька приютил «потерявшего работу» президента Бакиева, в СМИ, словно по команде, была развернута травля. Я смотрел на эту вакханалию и лишь один вопрос занимал: а кто приютил в Москве точно так же «потерявшего работу» Акаева, который припеваючи живет в столице, наполненной соотечественниками и соратниками, да еще имеет совесть комментировать кальку событий пятилетней давности. Просто расцвет политики двойных стандартов, а мы еще пытаемся за это ЕС или кого-то за рубежом обвинять!