Российская наука, похоже, дошла до крайности

На модерации Отложенный

Председатель комитета ГД по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев на пленарном заседании рассказал о том, что накануне ( цитирую по стенограмме) «в комитет пришла большая представительная делегация профсоюза работников академической промышленности, Академии наук России и заявила: \"Просим помощи защитить академическую фундаментальную науку в связи с тем, что дошла до крайности\".

«И, что интересно, они послали письмо неделю назад президенту страны, на 17 мая, на понедельник, назначен митинг, в день открытия годичного общего собрания Российской академии наук. И учёных, (была трёхчасовая беседа ), удивляет и возмущает не то, что бюджет Академии наук снижен в этом году на 3,5 миллиарда рублей, и не то, что законодательная база и в пресловутом законе 308 Академии наук не решена( акционерное общество, бюджетная организация - до сих пор ясности никакой нет), а удивляет то, что отношение к науке, если сравнить, что было 65 лет назад, когда мы отмечали первый раз великую Победу, и сегодня, в дни празднования 65-й годовщины, резко отличается. И поэтому мне кажется уместным оценить уроки Победы, итоги войны с точки зрения сегодняшнего состояния науки.

Первый урок. Если государство действительно хочет быть сильным, самодостаточным, самостоятельным и независимым с высоким качеством жизни своих граждан, без науки и образования не обойтись. В 30-е годы, когда Советский Союз начал индустриализацию, финансирование науки с 30- го по 40-й год увеличилось в 25 раз. Параллельно приведу пример: с 1990-го по 2000 год финансирование науки тоже изменилось в 25 раз. Вы понимаете, в какую сторону. Тогда было создано 50 новых институтов и 73 лаборатории, и к 41-му году страна подошла с мощной, развитой наукой.

Урок второй. Объединение усилий государства и науки приводит к синергетическому, мощному суммирующему эффекту. Уже на второй день войны внеочередное заседание президиума Академии наук СССР постановило немедленно эвакуировать все учреждения Академии в наук в пять заранее подготовленных районов: Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия и Казахстан, где за 20 предшествующих лет Советский Союз создал мощную производственную и экономическую базу.

А в сочетании, в комбинации с наукой, это превратилось в гигантский центр научно-производственно-образовательно-военный. И он стал ковать победу.

Третий урок Великой Победы. Если перед обществом ставятся ясные, чёткие задачи, если ставится понятная программа, то это резко мобилизует, ускоряет каждого гражданина на творческую деятельность. Выдающийся учёный академик Владимир Иванович Вернадский писал в 1942 году: \"Мысль человеческая есть явление планетарное и бесценное\", и мысль в те годы работала очень напряжённо. Ведь по сути, с точки зрения сегодняшнего дня, Великая Отечественная война стала мощнейшим инновационным прорывом нашей науки. В 1941 году начали с трёхлинейными винтовками и на фанерных самолётах, а через два года, через два года в 1943 году воевали с автоматами, на современных самолётах, \"Катюши\", и танк Т-34, особенно образца 1944 года, общепризнан, был признан лучшим танком Второй мировой войны. И удивительно, что, если в начале войны её называли, Великую Отечественную войну, называли войной моторов, то в конце называли войной интеллектов, и общепризнанно, безоговорочно, что эту интеллектуальную войну выиграли наши учёные.

И четвёртый урок. В самые тяжелейшие годы войны наука стремительно развивалась. Были созданы шесть новых институтов, пять республиканских академий наук, в 1943 году создана Академия педагогических наук, в 1944-ом Академия медицинских наук. И, кстати, в 1944 году исполнилось 220 лет Академии наук. Торжественно отметили юбилей, приехало 123 учёных из 19 стран, и на заключительном заседании в Большом театре лауреат Нобелевской премии американский физик Макс Борн произнёс: \"Величественна, грандиозна и непобедима та страна, которая имеет такую науку\".

\"Сегодня мы об этом, увы, сказать не можем\", - закончил Черешнев.