Как \"секретно\" модернизировать Россию? Вот доктрина

Разворачиваемся на 180 градусов. Вполне официально. Эпоха безудержного раздувания щечек российских лидеров завершилась. У процесса – экономическая подоплека.Поэтому Кремль рвется вновь записаться в \"дружбаны\" к Западу – Евросоюзу и США.

Кризис показал, что самостоятельно развиваться Россия не сможет - надо к кому-то прислониться, говорят в российском МИД.

В этой связи, как информирует \"Русский Newsweek\", на Смоленской площади подготовили проект так называемой \"Программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской федерации\".

Медведев предварительно уже ее одобрил. Фактически речь идет о новой внешнеполитической доктрине.

Из программы ясно следует: прислониться надо к Евросоюзу.

Высокопоставленный европейский дипломат подтверждает, что в последние месяцы на всех важнейших переговорах представители России говорят только о том, как Европа может вложиться в российскую модернизацию.

Деваться некуда: вся надежда на иностранных инвесторов, готовых вкладывать деньги в России и развивать вместе с российским бизнесом совместные проекты по всему миру. Тогда Россия сможет к тому же рассчитывать на приобщение к современным технологиям.

Смысл доктрины в том, что Россия намеревается не на словах, а на деле проводить внешнюю политику, в которой не будет друзей и врагов, а будут только интересы. Экономику страны надо модернизировать, и внешняя политика тоже должна работать на решение этой задачи.

Высокопоставленный источник в МИД, участвовавший в разработке документа, подтверждает: на смену холодной войне снова пришла разрядка.

России пора \"перестать надувать щеки\", изрек Медведев в ноябре прошлого года в послании к Федеральному собранию.

И поручил МИД и правительству задание - разработать перечень критериев эффективности внешней политики.

То есть определить, какие надо решать задачи, чтобы внешнюю политику России можно было признать успешной.

Кроме того, президент потребовал подготовить программу эффективного использования внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития.

Несколько месяцев департамент внешнеполитического планирования МИД работал над обоими документами и в феврале представил их президенту.

Главная причина неожиданного разворота в российской внешней политике, прежде всего в отношении к Западу, - нехватка денег, нужных для модернизации экономики, транспортной инфраструктуры и внедрения инноваций, замечает Newsweek.

Триумфальный оптимизм российских лидеров эпохи рекордно высоких нефтяных цен остался в прошлом.

В посткризисном мире Россия вынуждена искать друзей и заводить полезные экономические связи.

Денег на технологический и модернизационный прорыв в России нет.

В начале года министерство экономического развития подсчитало, что на реализацию запланированных инфраструктурных и социальных программ только до 2013 года России потребуется около $1 трлн.

Почти две трети этой суммы должны поступить из внебюджетных источников.

Еще есть программы вооружений, на которые в последние годы тратили не меньше $30 млрд в год.

Бюджет и резервы Центробанка, ставшие, по сути, единственным источником ликвидности и финансовых ресурсов в стране, не выдержат такую нагрузку.

Взятая же правительством на вооружение политика неуклонного и резкого сокращения бюджетного дефицита (с 6 до 0% за пять лет) ставит крест на идее использовать государство в качестве главного инвестбанкира.

В этом году Минэкономразвития разработало проект партнерского соглашения с Евросоюзом.

Еще в феврале авторы программы советовали наращивать сотрудничество со странами Северной Европы - у них передовые наработки в энергоэффективности и энергосбережении, нанотехнологиях, коммуникациях, арктическом судостроении и пр.



Медведев начал двигаться и в этом направлении.

Только что он съездил в Данию и Норвегию.

В Копенгагене он пригласил датских бизнесменов к участию в проекте \"Сколково\", а в Осло пошел на невиданные уступки - подписал соглашение о разделе Баренцева моря с Норвегией.

Сейчас одобренные Медведевым документы проходят согласование у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Они не публичные, а для служебного пользования и не похожи на прежние программы, которые, по словам высокопоставленного дипломата, писали в Совете безопасности. Вместо традиционных расплывчатых формулировок в них четко прописано, что и где должна делать Россия во внешней политике, а главное, - зачем.

Например, документ предусматривает экономическое завоевание стран Балтии.

В Средней Азии, согласно документу, российские компании должны скупить предприятия бывшего советского ВПК, на Ближнем Востоке - строить железные дороги, популяризировать ГЛОНАСС, а в Анголе, Сенегале, Нигерии и ЮАР - развивать ядерную энергетику.

Планируется создать зону свободной торговли между странами Таможенного союза и Сирией.

Но даже традиционно дружеские отношения России со странами-изгоями должны теперь быть наполнены экономическим смыслом.

По мере выхода из экономической изоляции Сирия, Иран, Куба, Узбекистан, а также Армения и Сербия, полагают авторы программы, должны вводить льготные условия для российских компаний.

Одновременно авторы доктрины приходят к выводам о том, что укрепление отношений взаимозависимости с ведущими мировыми державами на основе взаимопроникновения экономик и культур - в интересах России.

И к тому, что Евросоюз и особенно США - самые желанные партнеры.

Сотрудник МИД знает, что в течение последнего месяца тон диалога между Москвой и Вашингтоном полностью преобразился.

В ходе последних российско-американских переговоров представители США ни разу не упомянули Грузию, и более того - покорно кивали, когда россияне говорили, что войну 2008 года спровоцировала бывший госсекретарь Кондолиза Райс, вовремя не одернув Саакашвили.

Вашингтон уже почти гарантировал, что в ближайшее время конгресс отменит дискриминационную поправку Джексона–Вэника.

На прошлой неделе официально объявлено, что Обама приглашает Медведева в Вашингтон с ответным визитом в июне этого года.

Если встреча пройдет удачно, то до конца года Россия может даже вступить в ВТО.

Между тем, как замечает британская Times, Британия не оказалась в списке стран, с которыми Россия намерена заключить \"модернизационные альянсы\".

В целом, однако, пишет газета, (в своей новой доктрине) Россия отходит от \"резкого стиля, которого Владимир Путин в свой второй президентский срок придерживался в отношениях с США и НАТО\".

Wall Street Journal полагает, что, несмотря на столь прогрессивную доктрину, Москва все еще расходится по многим вопросам с Западом.

В частности, в области сотрудничества с Сирией по атомной энергетике, цитирует издание Newsru.com.

Иран в программе назван \"горячей точкой\", где возможно столкновение мнений с Западом, если тот пойдет на военный удар по иранским ядерным объектам.

По мнению агентства Bloomberg, Москва опасается, что влияние Обамы ослабнет, а военный истеблишмент, наоборот, приобретет больше власти.

В то же время для Москвы сохраняется так называемая \"русская дилемма\": как сохранить независимость при сближении с ЕС, пишет французская Le Temps.

По мнению директора центра Россия-СНГ при французском институте международных отношений Тома Гомара, Россия стремится позиционировать себя как одну из быстроразвивающихся стран БРИК, являясь при этом слабым звеном БРИК.