Генерал Варенников: Я спас от \"единоросов\" Знамя Победы

Вчера на юбилейном Параде Победы по Красной площади пронесли алое Знамя Победы - со звездой, серпом и молотом в углу полотнища и «опознавательными» надписями («150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. див. 79 C.К. 3 У.А. 1 Б.Ф»).

Мало кто знает, что именно участнику боев за Берлин Герою Советского Союза генералу Валентину Варенникову мы обязаны тем, что оно сохранилось в своем исторически неизменном виде. Для этого ему пришлось дать депутатам «Единой России» самый настоящий бой.

Четыре года назад они пытались заменить его неким символом. То есть само знамя упрятать с глаз долой, а на Парады Победы, другие праздничные мероприятия выносить и вывешивать его «условное обозначение» - \"очищенное\" от звезды, серпа с молотом и надписей полотнище.

Валентин Иванович был тогда заместителем председателя комитета Госдумы по делам ветеранов и поначалу пытался образумить «партию сласти» в стенах парламента.

- Как же можно покушаться на этот символ нашей победы в Великой Отечественной войне? Почему мы должны превращаться в Иванов, не помнящих родства? - возмущался он с думской трибуны. - В таком виде Знамя Победы запомнилось каждому участнику войны, всему нашему народу. Таким мы видели его на куполе Рейхстага. Таким оно вошло в историю нашей страны и Великой Отечественной. Это же аморально и кощунственно подменять его суррогатом.

Призывы к разуму и совести не помогали: спикер Грызлов и его \"единороссы\" проголосовали за фальшивку. И тогда генерал В.Варенников использовал весь свой авторитет председателя Ассоциации Героев Советского Союза и России, чтобы отстоять священную реликвию от надругательства. До президента Путина дошел!

6 мая прошлого года Валентина Ивановича не стало... Я уже рассказывал, как впервые познакомился с ним., так что не буду повторяться (http://newsland.ru). Но несколько малоизвестных эпизодов, по-моему, заслуживают отдельного рассказа.

Однажды в квартире генерала я увидел на стене фотографию в рамке: высокий усатый гвардеец марширует впереди колонны солдат со Знаменем Победы. Супруга Ольга Тихоновна, с улыбкой пояснила: этот бравый молодец - ни кто иной, как ее муж в молодости. Но как появился этот снимок? Когда я попросил Валентина Ивановича рассказать подробности, вот что услышал:

- В июне 1945-го меня в составе сводного полка 1-го Белорусского фронта направили в Москву для участия в Параде Победы. Расквартировали нас в Ворошиловских казармах на Ленинградском шоссе. Каждый день мы часами занимались строевой подготовкой, и командующий фронтом маршал Жуков дважды приезжал инспектировать нас.

В перерывах мы окружали его, и он вел с нами непринужденную беседу. Ну, и подбадривал: \"Вы же - жуковцы!\". Сказал, что ему выпала высокая честь принимать парад, а командовать будет маршал Рокоссовский.

Во время второго приезда Георгий Константинович предупредил, что завтра, то есть 20 июня, самолетом из Берлина будет доставлено Знамя Победы. Для его встречи нужно сформировать роту почетного караула. А я как раз стоял напротив Жукова - визави, так сказать. Длинный, худой, с усами. Он посмотрел на меня и сказал командиру полка: «Вот этого гусара назначить начальником караула и подобрать ему соответствующих ребят».

20 июня военно-транспортный самолет доставил Знамя Победы на Центральный аэродром. Когда он подрулил и остановился, Егоров, Кантария и Самсонов вынесли знамя. Я принял его от Самсонова и вручил знаменосцу, которого сопровождали два ассистента.

Затем под звуки оркестра мы торжественны маршем прошли мимо представителей правительства и министерства обороны. О том, что кто-то нас в этот момент сфотографировал, я не знал. Снимок увидел совершенно случайно через 45-лет...

- А как прошел первый Парад Победы, который уже стал традиционным и описан сотни раз? Что вам особенно запомнилось?

- Да все запомнилось. День был пасмурный и сырой. Накрапывал дождь. Наш сводный полк стоял на Красной площади почти напротив Мавзолея. Нам было хорошо видно, как Сталин поднялся на трибуну, прошел от одного конца к другому и помахал всем рукой. Рядом с ним встало руководство страны.

Ровно в десять, точнее - без 3-х минут, на Красную площадь на вороном коне выехал Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. Ему доложили, что войска к параду готовы. В 10 часов пробили куранты, открылись Спасские ворота, и на серебристо-белом коне вылетел Маршал Советского Союза Жуков. Оба на крутом галопе приблизились друг другу, остановились перед Мавзолеем, и Рокоссовский отрапортовал, что войска к параду в ознаменование Дня Победы построены. Начался объезд войск.

Мы немножко переживали за Жукова и Рокоссовского. Брусчатка была мокрой от дождя, и кони могли поскользнуться. Но, слава богу, все обошлось. Мы прошли торжественным маршем - и у нас, и у всех участников все получилось отлично. Потом началось всеобщее торжество и веселье. Несмотря на проливной дождь, Москва пела и танцевала. А с ней вся страна...