День Победы за колючей проволокой

- Пацаны! 9 мая на Курган бессмертия повезут!

Это новость быстрее молнии облетела казармы Брянской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников. Вот радости-то ребятам!


Курган Бессмертия - огромный мемориал в центре города в честь воинов-освободителей области, всех фронтовиков. Приехать сюда, возложить цветы к подножью - это и честь для ребят, и радость. Потому что, потому что... кому не хочется хоть немного подышать воздухом свободы?

В брянской «малолетке» сейчас большая реконструкция. И в стенах, и в душах. Перестраивают на европейский манер. Вместо казарм будут кубрики - небольшие комнаты на несколько человек. Вместо железных «шконок» современные деревянные кровати. Все для того, чтобы приблизить быт юных колонистов к домашнему. Ну, а компьютерный класс с выходом в Интернет им давно не в диковинку.

Но общая суматоха, в которой участвуют и сами ребята, никак не мешает им готовиться к празднованию 65-летнего юбилея Победы.

Брянщина - край партизанской славы. Поэтому патриотическое воспитание «малолеток» - один из стержней их перековки. Живы еще здесь и героические освободители области от фашистов, и старые партизаны, и другие герои Отечественной. С ними и будут в эти дни встречи воспитанников БВК. Для них они готовят большую праздничную программу. В ней и юморина, и устный выпуск стенгазеты. И песни в сопровождении самодеятельного ВИА «Малолетка». Стихи собственного сочинения - о Родине, о маме у окошка, любимой девушке, родной сторонке...

Душа и организатор патриотических и литературно-художественных праздников директор школы Анатолий Захаров. Влюбленный в свою профессию историк, заслуженный учитель России. Его кредо: вы - наши дети. Не мы вас судили, но нам возвращать вас к свободной и честной жизни. Мы хотим, чтобы вы приобщились к знаниям, раскрыли дремлющие в вас таланты, из преступников превратились в честных, нравственно закаленных парней, способных противостоять превратностям жизни.

С помощью начальника колонии А.Мамченко директор Захаров организовал в стенах школы три комнаты-музея: Первой мировой войны, Истории героической партизанской бригады им. К.Е. Ворошилова и Афганской кампании 1979-1989 гг. С дополнениями о двух чеченских войнах.

Надо видеть, какой эффект производят на его «пацанов» стенды с фотографиями их сверстников из Брянщины, отдавших свои цветущие жизни в далеких горах Афганистана, Чечни, Северного Кавказа...

Несколько лет назад этот душевный человек организовал литературно-художественную студию «Созвучие» и уже дважды с помощью спонсоров издавал отдельными книжицами литературные опыты своих студийцев.

- Творческий порыв в ребятах надо всячески поддерживать, - убежден директор-подвижник. - Через стихи они очищают душу. Мы вручаем сборнички стихов каждому автору. Посмотрели бы вы, с каким видом они показывают их в отряде, дарят матерям, любимым девушкам...

Очень тревожит персонал БВК, что львиная доля подростков осуждены за тяжкие преступления - убийства, грабежи, разбои, изнасилования. Многие уже пробовали наркотики. В основном это дети из неблагополучных семей.

Но есть и судимые за «мелочи»: за драку, за «курицу»...

Что, спрашиваю, нужно сделать, чтобы мальчишки и девчонки всегда пели и плясали только на свободе и никогда - за колючей проволокой? Как уберечь их от правонарушений?

- Нужно вернуть детям детство, - говорят воспитатели «малолетки». - А то отобрали у них бесплатные кружки, спортивные секции, дома творчества - весь полезный и содержательный досуг. А потом и их самих норовим по поводу и без него за решетку упечь. «План» по раскрываемости выполняем. Заключение в «зону» подростка должно применяться только за тяжелые преступления: коллективные убийства, разбой, изнасилования. Для других правонарушителей изобретайте что угодно - исправительные работы по месту жительства, в жэках, на предприятиях, в школах...

Есть в БВБ своя психологической лаборатории.

- Я работаю здесь уже 16 лет, - рассказывает ее начальник Татьяна Кривоноженкова. - И вижу, как за последние годы упало интеллектуальное развитие осужденных ребят. Попадают к нам подростки все более педагогически запущенные, ограниченные, жестокие и агрессивные, с крайне низким уровнем нравственности.

По мнению сотрудников БВК, главная причина подростковой преступности - колоссальное социальное расслоение общества, нищета и беспросветность многих российских семей. Когда мать и отец не могут дать сыну самого необходимого, он чувствует себя обделенным и идет брать то, что, как он считает, у него незаслуженно отняли. А самая лучшая профилактика - дать школьникам занятие по душе, раскрыть их таланты в творчестве и спорте. Если не позволить ребенку самоутвердиться в хорошем - он обязательно утвердит себя в плохом.

В Брянской БВК ребята получают четыре профессии - оператор ЭВМ, электромеханик, каменщик, швея-моторист. Колония заботится, чтобы после выхода на волю «выпускник» имел крышу над головой и работу.

Но хозяину порой не до сантиментов. Ему нужен специалист, а нянчиться с вышедшим на волю молодым «зэком», натаскивать его на профессию он не собирается. Он и без того в кризис своих работников сокращает по максимуму.

Вот и получается: то, чего государство недодает ребятам на воле - оно стремится возместить им за тюремным забором. Экономя на организации полезного и бесплатного досуга, занятий для ума и сердца, оно тратит втрое больше средств на их перевоспитание за «колючкой».

Конечно, большинство «выпускников» идет на свободу с желанием «завязать». Со своим «понятием»: как бы ни была трудна жизнь, и это не повод снова вставать на кривую дорожку. В колонию ворота широкие, а обратно очень узкие. Те, кто это усвоил, стремятся найти работу, готовятся и поступают в институты, женятся, заводят детей. И с благодарностью вспоминают воспитателей и учителей «малолетки».

Но это будет потом. А пока все мысли ребят - о завтрашнем Дне Победы. Ведь некоторых за примерно поведение и учебу ждут условно-досрочное освобождение, встреча у ворот с мамой и любимой девушкой...
... Так что должно делать общество, чтобы мальчишки и девчонки всегда пели и плясали только на свободе и никогда за колючей проволокой?