Программа утилизации автомобилей должна быть продлена

После высказываний директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова о том, что деньги на программу утилизации могут закончиться уже в мае, полагаю, что скептики и критики программы, предрекавшие её крах, возьмут свои слова назад. Да, некоторые вещи в ней пошли не так, как изначально планировалось, к каким-то деталям проявляли повышенное внимание, а о каких-то совсем забыли, и так далее, и тому подобное. Однако главный вывод – программа не просто сработала, но сработала успешно: предприятия автопрома получили поддержку в виде заказов на новые машины, из эксплуатации выведены старые, небезопасные автомобили, часть автопарка страны обновилась. То есть, перефразируя Остапа Бендера, можно сказать: «Желание обновить автомобиль у населения есть, и желание это немалое!»

Другим достижением программы следует считать созданный ею определённый психологический эффект: новости о том, что программа работает, вызвали ажиотаж среди покупателей, и число желающих приобрести новый автомобиль выросло. Причём многие готовы это сделать и без всякой утилизации, а, например, по программе льготного автокредитования или даже без неё. Понятно, что сразу такие настроения не отразятся на статистике продаж, но, например, уже в мае–июне цифры продаж могут быть выше аналогичных периодов прошлого года. А далее, если опять не случится никаких экономических катаклизмов, можно будет ожидать последовательного увеличения объёмов продаж, как год к году, так и месяц к месяцу. Но при этом будет наблюдаться изменение структуры продаж: если рост первых месяцев будет обеспечен за счёт более дешёвых автомобилей, то в дальнейшем будут расти продажи более дорогих машин.

Считаю, что программа утилизации должна быть продлена.

Состояние государственных финансов позволяет выделить на это дополнительные средства. Целесообразно её продлить не на какой-то календарный период, а, допустим, до следующего момента, когда закончатся деньги: это может произойти и ещё через три месяца, и к концу года, неважно. Тогда надо будет решать, выделять ли средства ещё; а если раньше иссякнет поток желающих утилизировать свою машину, то оставшиеся деньги можно будет зарезервировать для программы утилизации с новыми условиями. Главное, что принимать решение о выделении средств надо уже буквально после праздников, чтобы не допустить снижения активности автовладельцев, желающих поучаствовать в программе. Нельзя, чтобы они разочаровались, чтобы у них возникло ощущение, что их обманули с программой утилизации, и новый автомобиль со скидкой они не приобретут.

Менять параметры программы сейчас не вижу смысла. Они вполне рабочие. Проанализировав итоги работы по программе, когда она закончится, можно будет внести какие-то изменения. Например, теоретически можно снизить возраст выводимого из эксплуатации транспортного средства с 10 до 7, а может, и до 5 лет. В последнее время высказываются мнения, что нужна аналогичная программа утилизации грузовиков и автобусов, но здесь есть много вопросов, и пока введение такой программы вряд ли возможно.

Если подвести некий итог, то можно сказать, что программа утилизации откровенно порадовала, как самим фактом своего появления и глубокой её проработкой (с привлечением к разработке программы участников рынка и экспертов), так и оперативно принимаемыми чиновниками решениями по программе, стремлением сгладить все «шероховатости».