Развивая европейскую безопасность
На этой неделе я вместе с представителями НАТО буду обсуждать вопрос о продвижении диалога между Соединенными Штатами и нашими ближайшими союзниками о перспективах европейской безопасности. Сделаю я это по той причине, что США твердо верят: любые решения о безопасности Европы необходимо принимать в тесном взаимодействии с нашими европейскими союзниками и партнерами. Мы ничего не будем решать в отношении наших европейских союзников и партнеров без их участия.
Соединенные Штаты Америки и Европа могут гордиться своими совместными достижениями. Мы построили самый успешный альянс в истории, альянс, который обеспечивает мир в евроатлантическом регионе 60 с лишним лет и помогает превращать Европу в образец демократии и процветания. Эти достижения помогают сохранять и приумножать институты безопасности, в первую очередь, НАТО и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые создавались десятилетиями путем взаимодействия американцев и европейцев. Но сейчас мы должны задать вопрос о том, как эти институты, которые столь хорошо служили нам, должны приспособиться к вызовам и возможностям новой эпохи.
НАТО пересматривает свою \"стратегическую концепцию\", содержащую основополагающие принципы стратегии альянса по противостоянию угрозам безопасности, чтобы подготовить его к вызовам XXI века. Россия также выдвинула новые идеи по вопросам европейской безопасности. Эти моменты заслуживают вдумчивого изучения и обсуждения. Госсекретарь Хиллари Клинтон изложила наш подход к европейской безопасности в своем январском выступлении в Париже. Как отметила госсекретарь, Соединенные Штаты считают, что Европе не нужны новые договоры и институты. Вместо этого Америка будет стремиться к созданию более безопасной Европы с учетом меняющегося характера стоящих перед нами угроз, соблюдая при этом основные принципы действующих институтов, таких как НАТО и ОБСЕ.
Мы будем всеми силами отстаивать данные принципы, продвигаясь вперед по следующим параллельным направлениям. Во-первых, мы должны сотрудничать в рамках расширения наших обязательств в отношении взаимной прозрачности всех наших вооруженных сил, как обычных, так и ядерных, а также других оборонительных систем в Европе, включая противоракетную оборону. Мы надеемся делать это совместно с Россией. Мы больше не смотрим на Европу с позиций антагонизма времен \"холодной войны\".
Для укрепления доверия в Европе необходимо осознание того, как соседи понимают свои собственные вызовы безопасности, и как они намереваются противостоять им. Новый договор СНВ демонстрирует, что доверие и уверенность лучше всего укреплять за счет наращивания обмена информацией о нашей доктрине, силах и намерениях.
Мы выступим с рядом предложений об усилении военной прозрачности за счет реализации некоторых мер, включая обмен военными данными и посещения объектов. На этой неделе Соединенные Штаты опубликовали информацию о численности своего арсенала ядерных вооружений. Мы считаем, что в интересах нашей национальной безопасности сохранять максимальную прозрачность в отношении американской ядерной программы. Мы призываем другие государства сделать то же самое.
Во-вторых, мы будем изучать возможности для взаимного сокращения численности и количества мест дислокации обычных вооруженных сил. Это должно соответствовать потребностям сегодняшнего и завтрашнего мира, но не вчерашнего дня. Мы также должны отойти от той практики, когда наши военные проводят свои учения по сценариям, далеким от реальности. Вместо этого нам следует совместно разрабатывать планы противостояния реальным угрозам, особенно тем, которые возникают за пределами Европы.
В-третьих, нам надо уделять больше внимания и выделять больше ресурсов на противодействие и борьбу с угрозами европейской безопасности, которые возникают за пределами Европы. Опасность возникновения войны между крупными державами, которая столетиями преследовала Европу, снизилась, хотя региональные очаги конфликтов остаются. Это огромное достижение, но сегодня континент сталкивается с новыми и зловещими угрозами: это распространение оружия массового уничтожения и попадание его в руки деструктивных режимов, обладающих технологиями создания баллистических ракет; это угроза террористических нападений, чему способствует сохранение убежищ террористов в приграничных районах Афганистана и Пакистана; это перспектива кибератак со стороны криминальных группировок и прочих актеров; это значительные проблемы, связанные с энергетической безопасностью.
Ни у одной европейской страны нет иммунитета от таких угроз; они оказывают свое воздействие на все страны Европы в равной мере. Это подчеркивают наши совместные действия в рамках натовских Международных сил содействия безопасности в Афганистане, а также наши усилия в борьбе с международным терроризмом. Мы должны сосредоточить свои усилия на противодействии этим внешним угрозам, а также усовершенствовать нашу систему безопасности и договоренности в этой области, дабы успешно противостоять тем опасностям, которые грозят нам сегодня.
В-четвертых, нам нужен более эффективный механизм предотвращения и разблокирования конфликтов и урегулирования кризисов, обеспечивающий ослабление кризисных ситуаций до их эскалации. Российско-грузинский кризис в августе 2008 года напомнил всем нам, что мы не можем воспринимать безопасность в Европе как нечто само собой разумеющееся, не можем благодушествовать. Чтобы исключить повторение таких событий, мы выступаем за создание в рамках ОБСЕ Механизма предотвращения кризисов. Этот механизм в случае возникновения напряженности между странами-членами ОБСЕ будет способствовать предотвращению кризисов еще до их начала. А в случае их возникновения он позволит ОБСЕ быстро предложить гуманитарную помощь, помочь в обеспечении прекращения огня и проведении беспристрастного мониторинга ситуации. Мы также считаем, что ОБСЕ должна способствовать проведению консультаций в случае серьезных энергетических или экологических проблем, и направлять своих специальных представителей для расследования случаев вопиющих нарушений прав человека.
И наконец, мы должны подтвердить, что безопасность в Европе неделима; мы должны подчеркнуть важность территориальной целостности для всех стран Европы, а также право государств самим выбирать свои альянсы безопасности. Устойчивая безопасность в Европе требует мира и стабильности для всего континента – а не для новой или старой Европы, не для Восточной или Западной Европы, не для стран НАТО или государств, не входящих в этот альянс. Она объединяет партнеров и друзей, стремящихся к стабильности и процветанию, которые приходят вместе с демократическими нормами ЕС и НАТО.
Нам нужна открытая и все более единая Европа, в которой все страны, включая Россию, в полной мере играют свои роли. Неделимость безопасности означает также, что все европейские страны должны соблюдать определенные общие правила: прежде всего, это приверженность суверенитету и территориальной целостности государств и право стран самим свободно выбирать свои альянсы. Угрозе применения силы нет места в отношениях между европейскими державами. Мы также не можем позволить, чтобы крупные страны обладали правом наложения вето на решения малых государств. И что самое важное, мы не можем допустить восстановления сфер влияния в Европе.
Соединенные Штаты в прошлом веке дважды пересекали Атлантику для защиты Европы, а во времена \"холодной войны\" стояли плечом к плечу с нашими союзниками. Мы делали это, потому что у нас общие ценности и общая безопасность – признавая, что мир и стабильность в Европе жизненно важны для безопасности США. Все это настолько же верно сегодня, как и в XX столетии. Именно поэтому мы активно и деятельно проводим дебаты о будущем европейской безопасности.
Сделать предстоит многое, поскольку нам нужна полностью демократическая, надежно защищенная, мирная и процветающая Европа. С такими принципами мы можем укрепить и гарантировать европейскую безопасность в новую эпоху.
Комментарии