Борьба с легализацией преступных доходов

Финансовый кризис, несомненно, оказал влияние на характер и объемы операций, связанных с легализацией преступных доходов.

Тема находится в постоянном развитии, тенденции которого необходимо регулярно отслеживать. В этом материале сделана попытка анализа ситуации за последние полтора года.

Финмониторинг: между политикой и экономикой

Начнем с уроков кризиса. Основными тенденциями конца 2008-го начала 2009 года Росфинмониторинг назвал использование преступных денежных средств для кредитования частного бизнеса и вывод нелегальных капиталов в офшоры. Что вполне логично. Перенос внимания банковского надзора в сторону качества активов, адекватности резервирования и достаточности капитала сделал наряду с рядом других причин почти нереальной для многих предприятий возможность кредитования в легальном секторе.

Ну а капиталы, и не только преступные, как известно, всегда ищут, где спокойнее. По информации финразведки, только через банки прибалтийских государств за первую половину 2009 года из России в офшоры переведено более 295 млрд рублей.

Контроль за финансовыми потоками в условиях кризиса получил дополнительную социальную окраску. По неоднократным заявлениям в прессе руководителя Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, в его службе разработан алгоритм, позволяющий на основе наблюдения за финансовыми операциями системо- и градообразующих предприятий и их контрагентов спрогнозировать и предотвратить вывод активов, чтобы не дать проявиться «синдрому Пикалево» в других моногородах.

Нет никаких сомнений в существовании этого алгоритма, финразведкой за годы работы накоплен значительный опыт. Если воспользоваться аналогией оригинальной классификации деления всех наук на физику и собирание бабочек, приписываемой академику Ландау, то финансовый мониторинг в России, возможно, и не стал физикой, но этап собирания бабочек завершил еще до потрясений позапрошлого года. То есть проанализировать и спрогнозировать вполне реально. Что же касается «предотвратить», то в рамках существующего банковского законодательства это весьма проблематично.

Еще одной характерной особенностью кризиса, отмеченной как международными организациями, так и Росфинмониторингом, является заметное перемещение «отмывочных» операций из банковской сферы в область торговых операций и операций, связанных с рынком недвижимости, активизация преступных схем в игорном бизнесе, на рынке драгоценных металлов и камней и в среде адвокатов и нотариусов. По данным того же Росфинмониторинга, в 2009 году около 40% преступлений в области отмывания денег было совершено в финансовой сфере и более 30% — на потребительском рынке.

С учетом этих тенденций был расширен перечень организаций, обязанных осуществлять «противолегализационный» контроль. В 2009 году в этот перечень были включены потребительские кооперативы и платежные агенты по приему платежей физических лиц.

Росфинмониторинг утвердил новое Положение о проведении проверок в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (приказ от 23.05.2008 № 131). В Положении расширен перечень организаций и исключено ограничение по частоте проверок.

В рамках распространения опыта банков в борьбе с легализацией преступных доходов на некредитные организации Росфинмониторинг ознакомил эти организации с Методическими рекомендациями по практике выявления иностранных публичных лиц, разработанными комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ.

Возможно, это «заслуга» не финансового кризиса, но в прошедшем году совместными усилиями регуляторов, кредитных организаций, АРБ удалось унифицировать формат Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Министерство финансов РФ направило в аудиторские компании рекомендации при проведении проверок уделять особое внимание контролю за противодействием легализации преступных доходов.

Внимание финансовых разведок мира помимо перечисленных видов деятельности привлекли также альтернативные системы денежных переводов и… футбольные клубы. На пленарном заседании ФАТФ в июне 2009 года был рассмотрен отчет о возможности отмывания преступных капиталов при покупке-продаже футбольных клубов и отдельных игроков, при осуществлении рекламных кампаний, продаже прав на трансляции и других операциях в этой сфере. На этом же заседании были приняты новые рекомендации для компаний, осуществляющих переводы денежных средств и обмен валют.Вольфсбергская группа.

Вольфсбергские принципы

Вольфсбергская группа — инициативное объединение одиннадцати ведущих банков мира в разработке и подписании документа «Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе» (Вольфсбергские принципы).

Содержит приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Рекомендации Банка России по построению внутреннего контроля в коммерческих банках во многом повторяют Вольфсбергские принципы. При установлении коротношений западные банки иногда ставят перед российскими банками вопросы относительно следования Вольфсбергским принципам.

Вольфсбергская группа сочла своевременными разработку рекомендаций по противодействию легализации преступных доходов при выпуске кредитных карт и оказанию услуг эквайринга, а также усиление мер по повышению прозрачности денежных переводов с участием третьих банков. В результате этих мер в ноябре 2009 года введен новый формат SWIFT-сообщений.



Представляется возможным, что последние международные инициативы по совершенствованию риск-ориентированных подходов в сфере ПОД/ФТ и обсуждение перспектив их применения в российском финансовом и нефинансовом секторах могут привести к разработке новых российских нормативных регламентов, определяющих порядок оценки риска совершения клиентами операций по легализации.

ЦБ, комбанки, легализация, затраты

Как уже говорилось, с начала кризиса внимание надзорных органов переместилось из области организации в банках ПОД/ФТ в сторону контроля качества активов, выполнения требований резервирования возможных потерь и достаточности капитала. В течение последних нескольких лет Банк России отзывал банковские лицензии в подавляющем большинстве как раз по причине несоблюдения законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Формальным основанием для отзыва лицензий служили в основном нарушения правил формирования резервов на возможные потери и потеря ликвидности.

Выступавший на традиционной встрече в пансионате «Бор» в феврале этого года заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимир Чистюхин обозначил по итогам осознания уроков кризиса основными направлениями развития надзора: надзор за концентрацией рисков в банках, прозрачностью их деятельности, качеством капитала, укреплением систем управления рисками и качеством корпоративного управления.

А вот по результатам анкетирования, проведенного консалтинговой группой БФБ по заданию Ассоциации региональных банков России, деятельность банков по ПОД/ФТ в числе претерпевшей принципиальные изменения под влиянием кризиса не названа. И хотя банки считают необходимым устранение неоднозначности отдельных положений «антиотмывочного» законодательства и устранение несогласованности в подходах к его исполнению Банком России, ФСФМ и ФСФР, гораздо большее влияние, по их мнению, кризис оказал на подходы к оценке финансового положения заемщиков и эмитентов.

МАНИВЭЛ

Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов. Действует по мандату Совета Европы и одновременно является региональной организацией по типу ФАТФ и отчитывается также перед ФАТФ по итогам работы. В данный Комитет входят страны Совета Европы, не являющиеся членами ФАТФ. Страны Совета Европы, бывшие членами Комитета, но впоследствии ставшие членами ФАТФ, также имеют право остаться членами Комитета. Каждая страна представлена в нем тремя экспертами. Одной из основных форм работы Комитета является проведение взаимных оценок стран-участниц аналогично оценкам в рамках ФАТФ. Российская Федерация является членом МАНИВЭЛ, и первый раунд оценки Россия прошла в июне 2000 года и в 2002 году направила отчет о прогрессе, достигнутом после первого раунда. В сентябре 2003 года (уже после того, как Россия стала членом ФАТФ) был проведен второй раунд оценки. По результатам второго раунда экспертная группа отметила прогресс по сравнению с первым визитом и осталась довольна работой российских государственных ведомств и компаний.

Подсчитать затраты на осуществление мер по ПОД/ФТ в масштабах банковской системы непросто. Состав и величина затрат на осуществление контроля заметно варьируются в зависимости от размеров и структурных особенностей кредитных организаций. В одних банках, пользуясь предоставленной регулятором возможностью, возложили дополнительные обязанности ответственного лица по ПОД/ФТ на действующего сотрудника, не всегда даже повышая ему заработную плату. В других же были созданы целые подразделения со штатом высококвалифицированных специалистов и, соответственно, оборудованием дополнительных рабочих мест. Тем не менее эффективное противодействие легализации — процесс высокотехнологичный, и поэтому всем кредитным организациям пришлось обзаводиться специализированным программным обеспечением разной функциональности и цены. Но поскольку все основные затраты уже произведены несколько лет назад, а текущие расходы на поддержание системы ПОД/ФТ достаточно стабильны, то финансовый кризис и обусловленные им смещения в характере и объемах сделок, подпадающих под «антилегализационный» контроль, в этой сфере банковской деятельности, скорее всего, особенно ничего не изменили.

Разве что настойчивое желание ФСФР распространить на банки требования к подготовке и обучению кадров, изложенные в Положении, утвержденном приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. № 256 (несмотря на то, что в пункте 1 этого документа в перечне организаций, на которые он распространяется, написано «за исключением кредитных организаций»), может значительно увеличить расходы на обучение сотрудников. Но это вопрос не борьбы с легализацией, а неразрешенной между Банком России и ФСФР проблемы дуализма кредитных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

По сообщению Росфинмониторинга, в сентябре прошлого года эксперты МАНИВЭЛ признали «значительный прогресс и эффективность работ в развитии российской национальной системы ПОД/ФТ».

К сожалению, ни формат статьи, ни компетенция автора не позволяют учесть и оценить все факторы, внутренние и международные, прямые и косвенные, качественные и количественные, положительные и отрицательные, сопровождающие становление национальной системы ПОД/ФТ. Большого же смысла совершать простые арифметические действия со статистическими данными из пресс-релиза Следственного комитета и из сообщений Росфинмониторинга нет. Но можно добавить один явный минус для работников отрасли — постоянный стресс для банковских сотрудников, вынужденных сообщать в Росфинмониторинг сведения не позднее дня, следующего за совершением (выявлением) соответствующих операций. Ну а плюс — неуклонное повышение финансовой грамотности части населения, совершающей эти операции.