Приключения панка при дворе Елизаветы Второй

Австралия известна своим мощным экологическим движением, ряд активистов которого оказались в правительстве лейбористов на высоких государственных постах. Среди них Питер Гаррет, которого за пределами Австралии продолжают знать, в первую очередь, как экс-фронтмена рок-группы Midnight Oil, а не как министра защиты окружающей среды, культуры и искусства Австралии.

Однако в самой Австралии Гаррет в этом году стал стремительно терять популярность, как среди электората, так и среди фанатов Midnight Oil и экологических активистов.

Ко всему этому добавляется фактическое отсутствие союзников. Кроме Великобритании и, пожалуй, Австралии, по-настоящему воевать за интересы США не готов никто.

Проигравшие себе

Это связано с рядом серьезных ошибок, допущенных в экологических программах лейбористов, разработанных Гарретом. Конечно, по сравнению с последствиями участия Австралии в иракской войне во времена премьерства Джона Говарда, просчеты Гаррета выглядят детскими шалостями, но, тем не менее, сейчас лейбористы в Австралии находятся под шквалом критики.

Для начала – несколько слов о самом Гаррете. Это личность уникальная для занимаемого министерского поста, более неформального министра, наверное, нет ни в одной стране. Питер Гаррет родился в 1953 г. в пригороде Сиднея, имеет два высших образования – юридическое и культурологическое. В годы учебы Гаррет увлекся музыкой, проявив незаурядные вокальные данные, которые пришлись «в тему» для нового стиля – панк-рока, зарождавшегося тогда, фактически, как одно из ответвлений «гаражного рока». В 1971 г. Гаррет был приглашен в качестве вокалиста в сиднейскую группу The Farm. Группа играла смесь прото-панка с хард-роком, в творчестве ощущалось сильное влияние групп Focus, Yes, Jo Jo Gunne, Gun, Jethro Tull. Период деятельности Гаррета с 1971 по 1976 г., можно сказать, покрыт мраком, отрывочные сведения можно черпать из Rolling Stone Encyclopedia третьей редакции и Энциклопедии австралийского рока. Пресса тогда про эту группу не писала, играли The Farm, главным образом, по небольшим андерграундным клубам и на пляжах перед серферами. Известно, что юный Гаррет носил в то время длинные светлые волосы, затем же постригся очень коротко, а к концу 70-х он из-за раннего выпадения волос приобрел тот имидж, который стал его «торговой маркой» и которого он придерживается сейчас: бритая наголо голова. Фотографий патлатого Гаррета в интернете найти, судя по всему, невозможно. Во времена The Farm частью имиджа фронтмена группы стали его характерные пляски на сцене, напоминающие то ли движения больного церебральным параличом, то ли какой-то невообразимый туземный танец. В сочетании с габаритами (рост 193 см.) и рельефной сухой мускулатурой часто выступавшего голым по пояс вокалиста, всё это производило на публику неизгладимое впечатление.

С 1976 г. группа приобрела название Midnight Oil (с австралийского слэнга переводится примерно как «темно, хоть глаз выколи»), которое и вошло в историю. В музыке группы появилось больше элементов скорее прогрессивного рока, чем панка. Тексты песен по-прежнему были целиком и полностью панковскими, рассчитанными на серферскую аудиторию. В 1980 г. в группе появился новый басист, в результате чего музыка Midnight Oil выиграла за счет усложнившихся, более мелодичных басовых линий, да и «в бочку попадал» этот басист намного лучше предыдущего. В том же году, уже со звучанием бас-гитары Питера Гиффорда вышел альбом Bird Noises, который пришелся критикам зело по нраву. В 1981 г. лондонский продюсер Глин Джонс, ранее работавший с группами The Who и Rolling Stones, пригласил Midnight Oil для записи альбома Place Without a Postcard. Именно на этом альбоме впервые проявилась тяга Гаррета к политической и правозащитной тематике. Дальше был альбом «10,9,8,7,6,5,4,3,2,1» (в русскоязычной неформальской среде известен как «Обратный отсчет», имеется в виду отсчет секунд до ядерного взрыва) с антиядерными текстами песен, песни с него «Сила и страсть», «Вооруженные силы США», «Короткая память» стали классическими хитами группы.

В двух последующих альбомах также обширно эксплуатировалась антиядерная и пацифистская тематика, в конце концов, Гаррет в 1984 г. баллотировался в сенат Нового Южного Уэльса в качестве кандидата от Партии ядерного разоружения на федеральных выборах. Выборы он проиграл, но известность приобрел, его имиджу не только как рок-музыканта, но и общественного активиста проигранные выборы сильно прибавили дивидендов. После этого он успевал и выступать с группой на концертах, и записывать новые альбомы, и заниматься проблемами ядерного разоружения.

В этом коренное отличие этнополитических реалий Новой Зеландии от других колоний того времени, в том числе и соседней Австралии, где аборигенов тогда, по большому счету, не считали за людей; в Австралии до сих пор существует убеждение, основанное якобы на \"научных данных\", что аборигены по генетическим причинам не могут научиться пользоваться замками и не могут служить в армии, т.к. физически не способны ходить строем.

Маори ели белых из-за нехватки белковой пищи

В 1986 г. к ядерным вопросам в свою сферу компетенции Гаррет внес еще и проблему бедственного положения аборигенов. Группа совершила гастрольный тур по бушу штата Северные Территории вместе с рок-группой The Warumpi Band (эта группа состоит из этнических австралийских аборигенов, выходцев из резерваций этого штата и с островных территорий, под руководством местного белого, бывшего школьного учителя). Творческим результатом поездки явился вышедший в 1987 г. альбом Diesel and Dust, который считается лучшим альбомом в истории группы; на этом альбоме были записаны главные два хита группы \"Beds Are Burning\" («Кровати в огне») и \"Dead Heart\" («Мертвое сердце»). Эти песни известны и российским слушателям достаточно широко, клип \"Beds Are Burning\" иногда показывают по российским музыкальным телеканалам. В 1990 г. был выпущен альбом Blue Sky Mining, который имел уже кроме правозащитной и экологической, явно лейбористскую направленность. Из-за активной гражданской позиции Midnight Oil критики в то время называли «совесть Австралии».

Дальше уже начинается история Гаррета скорее как политика, а не музыканта. Хотя и после 1990 г. группа записывала альбомы, всё равно рекорды Diesel and Dust и Blue Sky Mining и по продажам, и по оценке публики и критиков, побить не удалось. Зато в политике карьера Гаррета пошла в гору. С 1989 г. Гаррет возглавлял Австралийский фонд сохранения, в 1993 г. он оставил эту должность в связи с вступлением в Международный совет Гринпис. В 1998 г. он снова вернулся на пост президента Фонда сохранения и пробыл там до 2002 г. Помимо этого, он принимал участие как советник в ряде организаций, также создал Фонд серфинга США, который является, несмотря на название, в первую очередь, экологической, а не спортивной организацией.

Группа известна своими скандальными акциями против деятельности ряда транснациональных компаний. \"Под раздачу\" Гаррета в свое время попали такие корпорации, как Exxon Mobile, McDonalds, Coca-Cola и многие другие. А бывшему австралийскому премьеру Говарду Гаррет, должно быть, снится в кошмарных снах после выступления Midnight Oil на закрытии Сиднейских олимпийских игр в 2000 г. Кому интересно - могут посмотреть это выступление на Youtube, также там можно посмотреть запрещенные на австралийском телевидении клипы \"Труганини\" и \"Кладбище в душе\"; первый запретили из-за сцены сожжения британского флага, второй - из-за явно агрессивного отношения к McDonalds.



Что угрожает раю на Земле

За свою общественную деятельность Гаррет был неоднократно удостоен наград, в том числе Ордена Австралии. В конце концов, в июне 2004 г. Гаррет пошел на федеральные выборы в Палату представителей от партии лейбористов по своему родному округу Кигнсфорд Смит. Это вызвало бешенство со стороны экологов, однако ситуация объяснялась просто: Гаррет, по его словам, просто не верил в перспективы зеленых в большой политике Австралии. Победа Гаррета была легкой и убедительной. Уже в следующем году он был назначен руководством лейбористов на должность теневого секретаря парламента по миротворчеству и культуре. Первоначально Гаррет декларировал прежние убеждения, хотя и допускал заявления вроде «я игрок в команде лейбористов». Оставаясь, вне сомнения, лицом партии и харизматической фигурой, Гаррет, тем не менее, озвучивал мысли руководства партии. Он перестал открыто выступать против альянса США и Австралии, хотя во время редких совместных концертов Midnight Oil всё равно исполнял антиамериканские и пацифистские песни, критиковал вторжение в Ирак. По словам Гаррета, он отстаивает защиту окружающей среды внутри партии. Вне партии Гаррет до сего момента придерживался «корпоративной этики», т.е., из хаты сор не выносил. Так случилось и с урановыми рудниками: несмотря на то, что Гаррет и во время творческой деятельности в составе Midnight Oil, и будучи «зеленым», придерживался позиции сворачивания добычи урана в Австралии, как только позиция лейбористов относительно урана смягчилась, смягчилась и позиция Гаррета.

По большому счету, членство в лейбористской партии добавило Гаррету политических возможностей и статуса, но резко снизило его харизму среди огромной армии фанов Midnight Oil и «зеленых» по всему миру. Значительно подорвали авторитет Гаррета среди международного экологического движения его действия в 2006 г. во время выборов в штате Виктория, когда он призывал, чтобы электорат зеленых отдал свои голоса за лейбористов, поскольку у зеленых нет перспектив. В ответ на это бывший товарищ Гаррета по партии зеленых, лидер партии Боб Браун публично объявил, что Гаррет продался, а лейбористы – больше не союзники зеленых, а их противники. Совсем уже не панковские и не гринписовские действия – агитация за христианские ценности в сенате, несмотря на то, что в Австралии церковь отделена от государства, а живут там далеко не одни только протестанты.

В общем, после таких демаршей стало понятно, что назад дороги нет и «зеленые» своего блудного сына назад не примут. Это видело и руководство лейбористов, в декабре 2006 г. новый лидер партии Кевин Радд назначил Гаррета теневым министром по проблемам изменения климата, защите окружающей среды, культуры и искусства. В 2007 г. на федеральных выборах Гаррет был переизбран в сенат, при этом еще раз «прославившись» на весь мир своей неудачной шуткой про то, что лейбористы, когда придут к власти, изменят всю свою политику. В каждой шутке есть доля правды. Когда в ноябре 2007 г. лейбористы, придя к власти, сформировали кабмин, Гаррет получил место министра защиты окружающей среды, культуры и искусства. При этом министром по проблемам изменения климата была назначена Пенни Вонг, но ее министерство всё равно подчинялось министерству Гаррета, фактически, являясь его подразделением. В истории Австралии такой перетасовки должностей в кабмине еще не было.

Дальнейшие действия Радда и Гаррета по охране окружающей среды действительно в чем-то соответствовали предвыборной шутке Гаррета. Первым действием Гаррета на своем посту было решение углубить землечерпалкой акваторию мельбурнского порта Филлип Бэй. Зеленые восприняли решение, естественно, в штыки. В 2008 г. он разрешил расширение производственных мощностей по добыче урана в Южной Австралии, затем – вредное производство на Тасмании. Теперь уже не только зеленые, но и Фонд сохранения стал настроен против Гаррета.

Однако в 2009 г. политика Гаррета резко изменилась. В декабре 2009 г. Гаррет вынес отрицательное решение по строительству дамбы в Трейвстоне. В марте того же года он вернулся к концертной деятельности вместе с группой Midnight Oil, во главе с Гарретом они дали концерт в Мельбурне, выручка от которого пошла на помощь пострадавшим от пожара в буше в штате Виктория. Также вместе с Midnight Oil на благотворительном концерте выступили группы Bliss N Eso, Hunters & Collectors, Kings Of Leon, Crowded House, Jet, Wolfmother, исполнители Джек Джонсон, Габриэлла Клими, Кейси Чемберс, Шэйн Николсон, Трой Кассар-Дейли, Лайам Финн, Пол Келли. Также Midnight Oil отыграли два концерта в Канберре. Несмотря на то, что Midnight Oil отыграли свои наиболее политизированные хиты US Forces, The Dead Heart, Read About It, и т.п., по Австралии ходили слухи, что лейбористская цензура утверждала список песен, которые должны были исполняться на концертах, убрав оттуда самые крамольные и непримиримые вещи (хотя, на фоне поддерживаемого лейбористами альянса с США, что уж может быть крамольнее, чем песня US Forces).

В том же 2009 г. Гаррет форсировал программу теплоизоляции индивидуальных жилищ, которая была начата им еще в 2007 г. Смысл программы заключался в том, чтобы сократить энергозатраты с целью уменьшить производство электроэнергии и тем самым помочь экологии. Для того, чтобы затраты на отопление жилищ в холодное время года и кондиционирование в теплое время года уменьшились, правительство субсидировало работы по изоляции жилищ при помощи фольги и ряда вспомогательных материалов, т.е. предлагалось традиционное металлическое покрытие жилищ заменить на фольгу. В дальнейшем также планировалось превратить новое изоляционное покрытие в солнечные батареи. В итоге в результате неправильно выполняемых работ в течение второго полугодия 2009 г. и первых месяцев 2010 г. произошло 95 пожаров, 4 человека погибли от ударов током из-за того, что крепили фольгу в местах, где проходила проводка. В конце концов, лейбористы отстранили Гаррета от руководства программой изоляции, оставив ему только должность министра окружающей среды, культуры и искусства. Пенни Вонг перестала быть подчиненной Гаррета, ее ведомство стало самостоятельным. Была введена новая должность – министра, помогающего министру по изменения климата и эффективности энергии, на него был назначен Грег Комбет, на которого теперь возложены бывшие обязанности Гаррета по теплоизоляции домов.

Мнения в Интернете на австралийских форумах по этому вопросу, главным образом, против Гаррета:

Это подтверждает, что певцы должны петь. Это (присутствие Гаррета на министерском посту – Р.М.) так же глупо, как иметь кинозвезду губернатором (по всей видимости, речь идет об Арнольде Шварценеггере).

Типичный старый хиппи без идей никогда не должен быть министром, не имея квалификации, чтобы быть в правительстве, он всегда был идиотом.

«Извините» на футболке теперь уже не сработает (имеется в виду концерт в 2000 г., когда участники группы в ответ на отказ премьер-министра Джона Говарда извиниться перед аборигенами вышли на сцену на закрытии Сиднейской олимпиады в футболках с надписью «Sorry»).

Таким образом, Австралия имеет шансы превратиться из страны с образцово-показательным экологическим движением в страну – пример неудачной политики «экологизации» страны. Беда в том, что лейбористы отказались от сотрудничества с зелеными и с Фондом сохранения, при этом поставили на государственные посты людей, которые хорошо разбираются в акциях протеста, но слабо представляют себе предмет своей компетенции.