Фундамент Победы

Третий фронт – какую роль в истории великой войны сыграл тыловой фронт, не входивший в непосредственное соприкосновение с противником?

Все начиналось так. Варшава пала на 27-й день после вторжения немцев. Французы и англичане объявили войну Гитлеру без промедления, но от вооруженной борьбы воздержались. Та война получила название «странной» – по обе стороны укреплений линии Мажино солдаты играли на губных гармошках. Эта «война» превратилась в настоящую лишь после того, как армии фашиста вернулись с польского фронта и вторглись на территорию Франции. Париж пал на 34-й день вторжения.

В Копенгаген, Осло и Люксембург вермахт вошел в первый день броска. Голландия капитулировала на 5-й день, Бельгия – на 15-й. Позднее был Белград, продержавшийся неделю, и Афины, к которым итальянские герои не смогли придвинуться и за полгода, а немцы захватили через 2 недели.

Такие войны получили название «блицкрига». То были быстротечные схватки вооруженных сил. Роль тыла, роль промышленного потенциала противника в условиях блицкрига малозначима. В итоге серии «молниеносных войн» промышленный потенциал всей Европы сохранился в нетронутом виде и перешел под полный контроль Гитлера.

На эту испытанную в Европе тактику фашист понадеялся и врываясь в Советскую Россию. Изловчился добиться внезапности и в первые недели захватил Минск, Ригу, подошел к Смоленску. Но на этом рубеже блицкриг выдохся. Началась война тотальная, в которой поддержка тыла приобретает решающее значение. О роли советского тыла в противоборстве враждебных сил разговор ниже.

Именно в первые месяцы горьких поражений на армейских фронтах наш незримый тыловой фронт одержал невиданную в истории войн победу. В условиях тяжелейшего кризиса на фронтах, быстрого продвижения фашистских войск ему удалось эвакуировать, переместить в восточные районы и запустить в производство 2500 предприятий вместе с обслуживающими их кадрами и на новых местах буквально через 1–2 месяца по прибытии начать выпуск военной продукции.

К концу 1941 года на восток, главным образом в районы Урала, Средней Азии и Западной Сибири, было эвакуировано более 10 миллионов человек и введено в производство 2500 производственных предприятий. Эту операцию по масштабу и значимости вклада в дело победы следует ставить в один ряд с победой под Сталинградом. После ее завершения в противостоянии тыловых систем произошел окончательный поворот, предопределивший дальнейший ход и завершение войны.

Противоборство двух этих промышленных систем отражены на диаграммах, показывающих их соперничество от первых дней войны до окончательной победы.
В начале войны по общей численности войск гитлеровцы имели двукратное превосходство, приумноженное их опытом 2 лет боевых действий в Европе. Несмотря на тяжелые потери в первый год войны, утрату громадных территорий, на которых располагались промышленные предприятия ВПК, соотношение сил в основных родах войск к началу сталинградского наступления выровнялось.



По мере того как эвакуированные из западных районов страны предприятия возобновляли производство, соотношение сил неуклонно изменялось в пользу Красной Армии.

Особо резко изменение баланса сил противостоящих сторон выражено в соотношении самолетов фронтовой авиации. Если в начале фашисты имели трехкратное превосходство, то к концу войны в Красной Армии самолетов было в 7 раз больше, чем у противника. Господство в воздухе было полное.

Необходимо отдать дань признания организатору, руководителю и главному исполнителю той грандиозной победы тылового фронта. Имя его известно – это партия. Однако слова ВКП(б), КПСС и поныне находятся под знаком табу. В «свободных» СМИ их упоминание допускается только в связи с очередной порцией чернухи. Той, что варится на иностранные деньги и обслуживает чужие, вредоносные для России интересы. А это именно она, вездесущая, во все проникающая и безотказно действующая инфраструктура, обеспечила мобилизацию всех ресурсов общества для победы в противостоянии со всем промышленным потенциалом гитлеровской Европы. Нет сомнений, что время и серьезные исследования дадут ей дол­жную оценку в будущем.

Сражающаяся армия и героически работающий тыл – вот непосредственные исполнители и непосредственные победители в великой войне. Но следует понимать и помнить, что Победа далась еще и благодаря тому, что свой вклад в это общее дело внесли и первые поколения советских людей. Но это разговор особый.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победы советских войск на фронтах имели могучую и надежную тыловую базу. Созданная в годы первых пятилеток (1929–1941 гг.) индустриальная мощь Советского Союза показала свое превосходство над мобилизованным Гитлером промышленным потенциалом всей Европы, обслуживавшим гитлеровскую армию.

В канун юбилея экранные трепачи («ток-шоумены») на потеху зрителям языки чешут: «Кто автор Победы: Сталин или народ?». Дурят простаков примитивной простотой выбора. Но нет такой альтернативы. Это хитроумный обман. Ложь мошенников из СМИ. Каждому должно быть ясно, что Победа достигнута именно благодаря нерушимому единству народа, армии и Сталина. Не будь между ними такого единства – и не быть Победе.

Спорить с продажными хитрецами недостойно, но понимать где истоки и кто автор Победы – важно и поучительно. Если заглянуть в суть обеспечивших Победу событий, уходящих в глубину времен, то представится последовательность, которую можно схематически изобразить в виде трехступенчатой пирамиды Победы..

Мы говорим: «Победитель – советский народ» – и понимая под этим единство: населения СССР, его армии, его государства, его коммунистической партии и его национального лидера (генсека, главкома, премьера, вождя).

Это единство всегда было гармонично и нерушимо, и противопоставлять какие-либо из его элементов – это небескорыстный обман.