Почему дома россиян завалены хламом, и как с этим бороться

Можно сказать, что поздняя советская эпоха прошла под знаком потрясающего, всеохватывающего дефицита. Досуг москвичей был заполнен многочисленными путешествиями от магазина к магазину. И если видели очередь - вставали в нее. Потому что если очередь, то, значит, что-нибудь "дают". Ну в смысле продают. Или же будут продавать. Неважно что. В хозяйстве пригодится.

Неплохую конкуренцию им (в смысле, нам) в то время создавали жители ближайших регионов, так называемые приезжие: ведь в регионах не было очередей, а значит, и товаров не было. Они курсировали между своим городом и городом Москвой на так называемых "колбасных электричках". Название возникло потому, что всевозможные колбасные изделия и прочие копчености, во-первых, вызывали у гостей столицы повышенную симпатию (хотя бы потому, что относительно долго хранились), а во-вторых, издавали довольно сильный характерный чесночный запах. В электричках того времени и вправду пахло колбасой.

В те времена в официальных СМИ расхожим было понятие "закрома родины". Никаких реальных закромов в действительности вроде бы не было, однако термин был охотно принят на вооружение простыми обывателями. Закромами называли собственные антресоли и чуланчики, заставленные банками с томатной пастой, упаковками спичек, мешками сахара и прочими богатствами.

О продовольственных трофеях тех времен благополучно позабыто. Казалось, те запасы создавались на века, однако их давно подъели, а что не подъели, то испортилось и было выброшено. Значительно сложнее дело обстоит с трофеями непродовольственными.

Их приобретали так же самоотверженно и бездумно, как и останкинскую колбасу. Шли в ГУМ и занимали очередь. За чем стоим? Пока не объявляли. Обещали "выкинуть" к обеду.

Покупалось все, что бы ни выкинули. Сапоги на два размера больше - все равно возьму, на работе потом обменяю. Китайский термос - у меня их уже три, но ладно, подарю кому-нибудь.

Батарейки "Крона" - ну пусть будут батарейки "Крона", мало ли как жизнь потом сложится.

Азартно и в больших количествах приобретали вазочки из хрусталя, всяческие сахарницы и конфетницы, наборы чайных ложек, перечницы, хлебницы и скороварки. В каждом приличном доме находился целый арсенал таких подарков. Подарки мигрировали: полученную в дар мантышницу потом не грех было передарить - не заморачиваться же действительно с мантами.

А потом вдруг наступило изобилие товаров. И москвичи с боевым кличем бросились скупать впрок полотенца, наволочки, дверные замки, вантузы и картофелечистки. Еще бы - никому не верилось, что это может продолжаться долго.

Правда, одновременно с изобилием пришло и обнищание - иначе неизвестно, чем бы все закончилось. Может, дома бы рухнули под тяжестью швейных машинок, музыкальных центров и безменов.

И вот прошли, можно сказать, десятилетия. Весь этот хлам лежит на антресолях и в чуланчиках. У кого есть дачи - то на дачах. Лежит себе, пыль собирает. Выбросить рука не поднимается - как вспомнишь, сколько сил угроблено на то, чтобы добыть, ну, например, этот электросамовар, так сразу в жар бросает. Продать некому. Подарить неприлично.

Антиквариатом это никогда не станет: больно уж высоки были тиражи. Более или менее спасает переезд, но все равно большую часть несметного богатства таскают за собой из дома в дом.

Беда. Притом непоправимая. Впрочем, существуют варианты. Один мой хороший знакомый поведал, что изобрел прекраснейший способ для снятия стресса. Нужно взять советскую хрустальную вазочку, положить ее в полиэтиленовый пакет и со всей силы шандарахнуть об стену. Если не поможет - то вторую, третью и так далее. "А зачем пакет?" - спросили у него. "Как зачем? Чтобы потом осколки не выметать".

Есть все-таки мудрые люди на постсоветском пространстве.