Сколько Польша стребует с России за Катынь

На модерации Отложенный

Публикация Росархивом документов, подтверждающих польско-германскую версию катынского расстрела, привлекла внимание всего мира. Все крупнейшие мировые издания отметились сообщениями о том, что Россия наконец-то призналась в расстреле польских офицеров. Однако в самой России ряд историков и политических деятелей заявили, что опубликованные Росархивом документы — фальшивка.

Насколько важна катынская тема для российской внешнеполитической линии, говорит тот факт, что каждому из наших лидеров приходилось отдельно извиняться перед поляками. Притом что официально ответственность Советского Союза была признана еще в 1990 году.

О том, зачем были опубликованы эти документы и являются ли они подлинными, корреспондент KM.RU беседует с публицистом, автором книги «Катынский детектив» Юрием Мухиным.

- Почему эти документы были опубликованы именно сейчас?

— Накануне, 19 апреля в Думе прошел круглый стол «Катынь: правовые и политические аспекты». В нем принимали участие известные историки Юрий Жуков, Андрей Сахаров (директор Института истории РАН) и другие. Основной вывод, который там был сделан, – «катынское дело» сфабриковано. А в основе его лежат якобы рассекреченные Росархивом документы. В этих документах лично я насчитал порядка 50 признаков фальсификации – одни сразу бросаются в глаза, другие менее заметны, но сомневаться в том, что это состряпанные в архиве фальшивки, не приходится. Эта сенсация с рассекречиванием документов затеняет тот факт, что депутат, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин направил президенту России депутатский запрос, в котором высказал наше единодушное мнение – «катынское дело» нужно пересмотреть с учетом фактов, которые сегодня игнорируются, и закончить обвинительным заключением. И передать это дело в суд для публичного рассмотрения. Я уверен, что в случае публичного рассмотрения дело будет рассмотрено объективно, потому что в таком случае сами прокуроры побоятся статьи за возбуждение уголовного дела против заведомо невиновного.

Тут еще есть интересное совпадение – 28 апреля, в день публикации на сайте Росархива т. н. секретных документов, мы, участники круглого стола в Госдуме, давали пресс-конференцию, на которую почти никто не пришел, потому что все были увлечены этой липовой сенсацией (Росархива).

- Эти документы ведь публикуются не впервые?

— Официально они были опубликованы в журнале «Вопросы истории» — а тогда это был государственный журнал — в 1993 году.

- Допустим, что эти документы поддельные, в таком случае существуют ли подлинные?

— Вероятнее всего, они частично уничтожены. Например, существовало письмо Берии под номером 794Б («Б» означает Берия), отправленное 29 февраля, в котором он писал, что, в связи с тем что Польша объявила Советскому Союзу войну, держать пленных польских офицеров в том состоянии, в котором они на тот момент находились, опасно. А пленные поляки были на тот момент просто расконвоированы, многие просто жили в городах. Берия предлагал осудить их судом особого совещания, приговорить к трем-пяти годам заключения, отправить в лагеря и заставить работать, получив таким образом время для того, чтобы решить их дальнейшую судьбу. И вот тут есть тонкость – дело в том, что особое совещание не имело постоянного состава, оно состояло из министра, наркома или замнаркома НКВД и еще нескольких лиц, Берия же предложил особое совещание составить из трех человек – Кобулова, Меркулова и Башлакова. Именно эта, последняя страница письма с предложением этих трех кандидатур была взята для (нынешней) подделки. К ней прикрепили четыре страницы текста, написанного уже в наше время (о чем у нас имеются заключения экспертов-криминалистов), и получился тот документ, который опубликовал Росархив. Документ о том, что Берия предлагает сформировать тройку (а они на тот момент уже были запрещены) для расстрела пленных польских офицеров.



- А письмо Шелепина о необходимости уничтожить дела польских офицеров?

— Это страшная липа! Страшная, потому что глупая. Его, разумеется, никогда не существовало. Во-первых, оно написано от руки, но имеет исходящий и входящий номера. Зачем писать письмо от руки? Для того, чтобы не пропускать его через канцелярии, чтобы не показывать никому, кроме адресата. Образцы таких писем существуют (например, письмо от Игнатьева Сталину), они не имеют никаких номеров — они передавались лично.

Далее, письмо явно составлено поляками, в нем присутствует, например, такая фраза: «для советских органов эти дела не представляют интереса» или «по инициативе советских органов власти». Не мог человек, владеющий русским языком и живущий в СССР, сказать «советских органов власти», это все равно что сказать сегодня «думских органов власти». А вот у поляков название «советы» для нашей страны было в ходу. Тем более такого не мог сказать Шелеков. Ну и кроме того, там масса неточностей и ошибок, которые бы Шелеков никогда не допустил. В предыдущей фальшивке написано, что решение о расстреле принималось политбюро ЦК ВКПБ, а у него написано, что это решение ЦК КПСС. Он что, не знал, что партия переименована, и не видел разницу между политбюро и ЦК? Притом что сам был членом политбюро и членом ЦК.

- А сколько все-таки человек было расстреляно?

— В этом вопросе нужно верить немцам. Они считают, что расстреляли 12 тысяч человек. Притом что учет у них был не слишком скрупулезный. Когда вопрос о точной цифре стал важен, они делали запрос в Польшу об офицерах, которые находились в советском плену, и вставляли их имена в списки. Но тут еще необходимо добавить, что порядка трех тысяч польских граждан было расстреляно НКВД по приговору суда.

- Зачем сегодня, спустя столько лет, вновь поднимается эта тема?

— Затем, что началось это совсем не сегодня. Эта провокация была затеяна еще Геббельсом — для того чтобы сплотить Европу, напугав ее советским вторжением. Дальше этот миф поддерживался для того, чтобы входившая в Варшавский договор Польша находилась в напряжении и воспринимала СССР как врага. Это напряжение впоследствии поспособствовало развалу Варшавского договора.

- Но ведь документы опубликованы по личному указанию Дмитрия Медведева?

— Зачем он это сделал — лучше спросить у него самого. Но тут нужно помнить, что до него и Горбачев, и Ельцин, и Путин – все каялись.

- К каким последствиям может привести такая политика?

— По прикидкам польского «Института национальной памяти», компенсация за уничтожение «цвета польской нации», которую они потребуют от России, может достигнуть ста миллиардов долларов – это примерно по тысячи долларов с каждого россиянина.

Бороться с польской пропагандой трудно, этому институту ежегодно выделяют по семьдесят миллионов долларов на пропаганду. Если же говорить о не материальной стороне дела, тот тут, конечно, главный минус для нас – эта глубокая ненависть, которую Польша теперь испытывает к России. Поляки — наши соседи, и такие отношения с соседями еще не шли на пользу ни одному государству.

- Может ли сегодня научная общественность что-либо противопоставить такой государственно политике?

— А где она, эта научная общественность? Те историки, которые получают деньги из бюджета, затаились и ждут, что же скажет власть – расстреливали или нет. А среди тех, кто поддерживает польско-германскую версию, историков не так уж и много. В то время как любой, кто решит уделить этому вопросу время, кто столкнется с «катынским делом», очень скоро поймет, что расстреливали немцы.

Ученые, которые чувствуют свою ответственность перед страной и историей, они не молчат, а открыто заявляют о своей позиции.