Россия не возьмет на себя ответственность за Катынь
На модерации
Отложенный
Интервью с историком Зауром Гасымовым, сотрудником Института европейской истории города Майнца.
− Сразу же после катастрофы президентского самолета под Катынью многие западные публицисты с далекой от реальности эйфорией писали о польско-российском примирении, эта тональность сохраняется и сейчас.
− Действительно, немецкая пресса чрезвычайно много писала о польско-российском примирении. Надо сказать, что в Германии ожидают улучшения отношений между Варшавой и Москвой. Основная причина немецкого давления − направление политики Европейского союза и его стремление к тесному диалогу с Россией, а также (хотя, скорее, прежде всего) – вопросы поставок газа и нефти в Европу. В то же время многие журналисты на самом деле не ориентируются в реальной польской истории. А ведь дело здесь не только в согласии на поставку в Россию польского мяса или о газопроводе Nord Stream. Поэтому в Германии с такой легкостью говорят о необходимости улучшения отношений на линии Россия – Польша, эти теории часто оторваны от действительности, они сильно \"на вырост\".
− Вы считаете, что показателем российских намерений будет полное выяснение обстоятельств катастрофы президентского самолета?
− Скажем так: нынешняя ситуация могла бы положить хорошее начало улучшению взаимных отношений и ведению открытого диалога. Такой диалог должен быть когда-то начат. По моему мнению, мы сможем говорить о начале откровенного диалога только тогда, когда будут открыты официальные результаты расследования причин катастрофы под Катынью, а, насколько я знаю, следствие еще не окончено.
По поводу польско-российских отношений я скажу прямо: это отношения между европейским демократическим правовым государством (каковым является Польша) и государством авторитарным, находящимся на европейской периферии. Польша исторически связана с Белоруссией, Украиной и кавказскими республиками, она борется за их демократизацию, будучи в этом сильно заинтересованной. Российские же элиты вообще не ставят цель демократизации – ни собственной страны, ни республик, которые они называют \"ближним зарубежьем\". Так что польская вовлеченность в дела бывших советских республик воспринимается в Москве с большим подозрением. В российском обществе и сейчас царит убеждение, что Польша и Запад - это главные враги.
К этому добавляется еще российская фобия, связанная с Кавказом, НАТО и т.д.
Я скажу так: сегодняшняя политическая позиция России на международной арене (о чем несколько дней назад также подробно писала в \"Sueddeutsche Zeitung\" Соня Цекри (Sonja Zekri)) основана на том, что на лице Путина никогда не должна появляться грусть. Президент Киргизии, который впустил в страну американских военных, ушел; Ющенко перестал быть президентом, а Янукович постепенно лишает Украину самостоятельности. Страны Балтии и другие европейские страны переживают кризис, а Россия в это время извлекает огромную выгоду за счет постсоветских республик, которые платят ей доллары за нефть и газ. Лех Качиньский был известным критиком нарушения прав человека в России и больших имперских амбиций этого государства в Европе. Так что его смерть прежде всего означает прекращение этой критики.
− По вашему мнению, жесты Владимира Путина и Дмитрия Медведева в отношении Польши, это только видимость?
− Российская элита уже давно распрощалась с горбачевской критикой советского прошлого, так как Москва уже не заинтересована в валюте от Запада. Горбачев играл роль западного человека, чтобы деньгами залатать дыру финансового кризиса. В самом Советском Союзе его воспринимали иначе: в 1989 году он направил войска в Тбилиси (погибло 19 человек), в январе 1990 – в Баку (погибло 130 человек), а в 1991 в Вильнюс. Сейчас под присмотром Путина происходит реабилитация культа Сталина. Взять на себя ответственность за Катынь означало бы для россиян подорвать собственную историю, поэтому я считаю, что ни российские элиты, ни российское общество до сих пор к этому не готовы. В этом отношении я реалист.
В России до сих пор нет объективных исторических исследований ни о пакте Гитлера со Сталиным, ни о вторжении России в Польшу, ни тем более на тему Катыни. Это связано с тем, что в настолько авторитарной стране историки полностью необъективны и зависимы от власти, особенно, когда речь идет о современной истории. Несмотря на это, я придерживаюсь мнения, что польские историки должны искать диалога с российскими коллегами. А что до участия польских военных в параде на Красной площади – я бы не переоценивал это событие.
Комментарии
Навязывать лишнюю ответственность за чужие дела не надо. Подождём окончания расследования.
Комментарий удален модератором
Возможно, что польский президентский самолёт действительно был уничтожен гэбистами, как свидетельствуют некоторые факты, в частности - сообщения на ряде сайтов об убийстве журналиста А.Мендерея, снявшего видео на месте катастрофы.
Прошлые (даже совсем недавние) гэбистские дела свидетельствуют о том, что данная версия весьма правдоподобна.
Чтобы было понятнее, о чём речь, прилагаю несколько ссылок на свои соответствующие публикации (кстати, в некоторых из них упомянуты и другие подобные материалы, например - статьи журналистов "Новой газеты", в том числе и Анны Политковской).
http://newsland.ru
http://hroniki.info
...
Или Вы уже как следует отпраздновали, и перепутали 1-е мая с 1-ым апреля ?
Поздравляю с праздником ! Закусывайте !