Прокуратура присмотрелась к взяточникам

В 2009 году выявлено на четверть больше фактов коррупции, чем годом ранее. Прокуратура отчиталась о своем вкладе в борьбу с коррупцией, назначенной президентом «врагом номер один». В минувшем году выявлено на четверть больше фактов коррупции по сравнению с 2008 годом.

Такие данные содержатся в ежегодном докладе генпрокурора России Юрия Чайки, текст которого поступил в Совет Федерации. Всего же следственные органы возбудили в прошлом году 4821 уголовное дело по факту коррупционных правонарушений.

Дмитрий Медведев еще в начале своего президентского срока провозгласил борьбу с коррупцией одной из главных задач. Первый антикоррупционный план был принят летом 2008 года. В нем есть и предложения по профилактике коррупции, которая будет заключаться в более жестких требованиях к лицам, претендующим на должности судей и госслужащих. План также предусматривает развитие общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционных норм.

В апреле нынешнего года Дмитрий Медведев подписал новый указ «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы». Будучи инструментом претворения в жизнь национальной стратегии противодействия коррупции, план закрепляет перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Вместе с тем, неправительственная международная организация Transparency International в прошлом году поместила Россию на 146 место «коррупционном» в списке, состоящем всего из 180 стран. «Рынок» российской коррупции экспертами организации оценен в $300 млрд в год.

Причем, как выясняется, даже зарубежные компании, работая на отечественном рынке, прибегают к практике дачи взяток. Так, в начале апреля 2010 года автомобильный концерн Daimler признался в подкупе чиновников 22 стран, в том числе России. Среди получателей денег Daimler фигурируют Министерство внутренних дел и Гараж особого назначения президента России.

Также, власти России, США и Германии в настоящее время пытаются выяснить, действительно ли компьютерная фирма Hewlett-Packard в 2000 году солидную взятку за получение контракта на поставку оргтехники и программного обеспечения российской прокуратуре на сумму 35 млн евро. Кроме того, в феврале нынешнего года известный шведский концерн IKEA, известный своей принципиальной позицией не давать взятки, уволил топ-менеджеров своего российского подразделения за «взятку и потакание российским коррупционерам».

При этом компания назвала Россию «непредсказуемой бюрократической системой».

Таким образом, интерес к российской антикоррупционной кампании подогревается и общественным мнением на Западе, для которого объемы проблемы в нашей стране являются нонсенсом. Впрочем, уголовное дело в России по той же «попавшейся» на взятке компании Daimler так и не было возбуждено, что вызвало довольно большой резонанс: так в рунете прошли акции блоггеров, требующих раскрытия имен чиновников-взяточников, а также наказания виновных.

Все эти скандалы привели к тому, что западные компании решили включиться в отечественную антикоррупционную кампанию. 21 апреля более пятидесяти иностранных компаний, работающих в России, подписали договор, согласно которому они обязуются не давать взяток местным чиновниками, а также сообщать о каждом случае такого рода. Российско-Германская внешнеторговая палата, Международный форум лидеров бизнеса, Ассоциация европейского бизнеса и Американская торговая палата выступили с этой инициативой.

Как заявил председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс порталу Slon.ru, подписание данного соглашения имеет три цели. Во-первых, это «политический сигнал»: международный бизнес хочет показать, что поддерживает инициативы Дмитрия Медведева. Во-вторых, западные компании берут на себя обязательства воплотить в своих ежедневных бизнес-процессах антикоррупционные механизмы. И, наконец третья цель – налаживание процесса «обмена опытом». «Это касается, в частности, небольших фирм, которые оказываются в ситуации, где к ним обращаются с предложениями реализовать ту или иную схему, – как с этим обращаться и что делать», - говорит Хармс.

На этом фоне отчет российской Генеральной прокуратуры выглядит неоднозначно. С одной стороны, увеличение на четверть выявленных фактов коррупции может свидетельствовать об усилении контроля. С другой – многие громкие коррупционные дела в последнее время стали достоянием общественности вовсе не благодаря деятельности российских правоохранительных органов.