Ювенильная страна

Путин отчитался перед Госдумой, но кто, кроме депутатов, его услышал?

Будучи пару недель назад в командировке в Питере, наткнулся в газете «Невское время» на такое рассуждение: «Вот, все только говорят, а работают лишь Медведев с Путиным» (близко к тексту). Легко сказать... и так далее.

Множество СМИ – ТВ, целые пласты коммерческой и бытовой прессы, большинство интернет-ресурсов – полны рассуждениями о том, «как», «доколе» и т.д. Аргумент для массового читателя вполне нормальный и достаточно взбадривающий. И еще земляческая гордость – тоже в пределах разумного.

Молодежь в Петербурге – другая, более открытая, с обнаженным нервом, можно сказать. И, гуляя по Невскому, слышишь примерно следующие разговоры: «Вот, зарплата никакая…», «Блин, тусуемся без денег…», «Куда пойдешь без денег…»

Понятно, что молодежь и в других странах, в основном, безденежная. Но, по моим впечатлениям, в таком эмоциональном умонастроении (эмоционастроении, эмо-настроении) пребывает вся страна. А если посмотреть на оценки банковских маркетологов, которые относят к состоятельным и богатым меньше 1% населения страны, это и неудивительно. В этом смысле, уверен, выступление Путина в Думе не задело основную часть населения, поскольку настроения населения подавляют столь слабые и, тем более, вербальные, не овеществленные сигналы.

По моему мнению, страна готова работать. А правительству в нормальных условиях вовсе нет необходимости работать: ему достаточно создать условия. Оно даже работает, только условий для развития частной инициативы становится не больше, а наоборот, меньше. Тот факт, что страна занимает место во второй сотне по экономическим свободам и периодически теряет с десяток мест в этом рейтинге, уже воспринимается как фоновая ситуация.

Разрыв между реальностями – как в советское время – нарастает. То, что мы явно живем не в период социального оптимизма – а такие периоды в конце восьмидесятых и середине девяностых помнят даже двадцатилетние, – даже не требует аргументации.

Создание условий для развития – это последовательные действия в ведущих отраслях, наличие долгосрочного видения, управление налогами, льготами, квотами. В общем, инструментальные системообразующие вопросы. Не буду даже касаться продолжающейся концентрации – формальной и неформальной – в государственном портфеле любых более или менее эффективных крупных и средних бизнесов.

Выступление Путина происходило в реальности сложившейся системы и потому на семантическом уровне, на уровне символов и смыслов, было понятно думской аудитории и не вызвало вопросов. Про бюджет и перераспределение расходов – понятно, про меры монетарных властей – тоже вроде складно, про соцподдержку и материнский капитал – все так. А вы знаете, какой реальный бум по стране в связи с программой утилизации старых авто?

Терминологическая дискуссия о том, закончилась ли действительно рецессия, представляется бессмысленной. Формально – закончилась. Но любая корпорация проходит несколько стадий жизненного цикла. Россия сейчас находится в переходном периоде из стадии «детства» к стадии «юность». В самом расцвете «ювенильного периода». В каких «юношей» вырастет страна, зависит от условий. Так что, вам, господа Медведев и Путин, вместе с газетой «Невское время» – еще работать и работать.