Я на рынок забежал, взял ток-шоу, сериал
Черный «Бентли» с кожаным верхом резко затормозил перед зеброй, и я приготовился обрушить весь пролетарский гнев в ответ на крики и вопли его владельца. Владелец заискивающе улыбнулся - мол, идите, на здоровье. Я тоже улыбнулся и перебежал улицу. Нам нечего было делить. Парень наслаждался жизнью, направляясь к стоянке яхт. Я бежал «продавать телевидение». Или покупать. Это уж как пойдет. А пересеклись мы на набережной Круазет в Каннах, где, собственно, торговля и происходит...
Мне всегда казалось, что слово «рынок» применительно ко всем областям человеческой деятельности - не более чем условность. Ну там где редиска, морковка, инжир или краснодарские помидоры - понятно. Кожаные куртки и китайские блузки - тоже очевидно. Даже развал машин - ничего. А телевидение? Как упакуешь «Поле чудес» или «Ликвидацию»? Оказалось, запросто... Выставка MIPTV - крупнейший в мире рынок телевидения. И, пожалуй, слово «рынок» вполне можно использовать без кавычек.
Купите монстрика...
На самом деле людей тут нет. Переступая порог Дворца фестивалей, где, кстати, проходит и Каннский кинофестиваль, люди превращаются в селлеров (продавцов) и байеров (покупателей). Есть еще мейджеры (посредники), но эти как раз тут не главные. Рынок для того или нужен, чтобы продавцы и покупатели пообщались напрямую. Чем они и занимаются.
- Надо было побольше людей брать, - сокрушается тунисец Александр. - Переговоры каждые полчаса! Я просто не успеваю!
Помимо всего прочего, тунисское ТВ пыталось продать документальный фильм про Гоголя. Наши его заказали к 200-летию, а потом отказались брать... Снимали наши в России, а продает Тунис.
- Знаешь, что интересно, - возмущается наш тунисский соотечественник. - Если бы я с вашими байерами говорил по-английски, они бы более уважительно общались. А так - сплошное высокомерие!
По многоуровневым лабиринтам бродить можно часами. Тут все - от эротики (всего одна компания, американская) до мультиков. Стендики, стенды и гигантские ангары забиты телепродуктами.
Вот огромный парень из Пакистана нежно погладил игрушечного монстра и поставил его на прилавок. Снял. Стряхнул невидимую пыль. Снова поставил. Отошел на два шага, полюбовался. Две его помощницы разложили цветные проспекты с этим зелено-красным уродцем. Большой павильон в престижном месте должен был, видимо, доказать всему миру мощь пакистанской анимации. Посетители охотно подрезали бесплатные ручки и брелоки, но вступать в переговоры о покупке явно не торопились.
Совсем небольшой стенд позволило себе телевидение Индии. И на этом, видимо, посчитало свою задачу выполненной. Отвернувшись спиной к посетителям, индийцы пили чай, смотрели свои собственные сериалы про раджу (ситкомы, судя по закадровому смеху) и от души хохотали...
Зашуганные девушки под флажком Ирана предлагали документальные исторические кадры. Не сказать, чтобы сытые европейские покупатели валом валили за этим товаром.
Совсем другое дело - монстры телеиндустрии! Те самые, кому принадлежат форматы уровня ледовых шоу, «Жестоких игр» и «Последнего героя». Напомним: все эти проекты наше ТВ в свое время купило, а потом переработало. А на основе ледового шоу потом возник наш оригинальный формат «Ледниковый период». Так вот, хозяева этих суперформатов расположились с королевским размахом. Гигантские экраны, множество переговорных, свои рестораны, макеты декораций новых телешоу...
- Они даже наши форматы покупают, - рассказывает один их российских селлеров. - А знаете зачем? Да просто, чтобы идеи не распространялись и они были бы монополистами. Скажем, шоу со свахами или когда судят по одежде. Идеи на поверхности. И вот у наших их выкупают, чтобы потом свои аналогичные форматы самим продавать...
Не укради!
Меня, как человека творческого, во всей этой истории больше всего волновала тема воровства. Нет, ну правда. Вот я прошелся, все посмотрел. Все увидел. Большого ума понять, в чем идея, не надо. И что мне мешает завтра «придумать» аналогичное шоу, поменяв маленько название, ведущих, антураж, декорации и правила?
- Ничего не мешает, - признает Сангаджи Тарбаев, экс-кавээнщик, а сейчас гендиректор компании, «производящей телевидение» (сериал «Игрушки», «Видеобитва» - это его проекты). - Но после того как ты что-нибудь своруешь, с тобой просто не будут разговаривать в мире. Все же понятно, тут трудно кого-либо обмануть.
Сангаджи тоже купил некий сериал. Какой, за сколько, у кого - страшная тайна. Тут, кстати, о своих покупках никто не распространяется. Организаторы только гадать могут, на какую сумму и сколько сделок было заключено.
- И все равно покупать выгодно, - рассуждает Тарбаев. - Ты получаешь не только идею, а ее детальную разработку. Вплоть до рекомендуемого времени - когда это лучше показывать!
Наш ответ анимэ
Ладно, понятно. Покупать выгодно. Посмотрим, что продают. По моим грубым оценкам, процентов 30 всей выставки - это анимация. Жирафы с квадратными головами, слоны в ромашку, орлы с мордами крокодилов, улыбающиеся треугольники и разноцветные кляксы... Производителей мультфильмов - невероятное количество. В основном на этом рынке широко развернулись ребята из Кореи, Китая и Японии. И, если судить по количеству представителей этих стран и уровню их стендов, продается все это замечательно. Анимэ в моде по всему миру.
На этом фоне наша анимация представлена довольно скромно. Например, стендом «Союзмультфильм», где продают отечественную классику - от «Ну, погоди!» до попугая Кеши. Тут же предлагают и права на коммерческое использование любимых персонажей... Богатым странам все это едва ли потребуется, а вот каналы для русских в мире - вполне даже рады, наверное, такое купить. Но, впрочем, не великий бизнес.
Большой стенд у «Смешариков». Эти круглые мультперсонажи - вполне конкурентоспособны. Правда в Европе они продаются как «Кикорики», прости, Господи... А в Британии и вовсе Gogoriki... Час от часу не легче. «Кикориков», кстати, почему-то продают немцы.
- Это наша компания, - объясняет Илья Попов, владелец «Смешариков». - Просто мы делегировали им полномочия.
А вот мультиндустрии у нас правда нет - технологий не хватает, людей.
Очень много сериалов. На все вкусы. И не только «Доктор Хаус». Тут тебе и про любовь, и про вампиров, и про что угодно. И опять же - как на рынке. В зависимости от производителя - продукты совершенно разнообразного уровня. От дешевеньких и страшненьких - до шикарных и недоступных. Американцы и британцы тут, безусловно, в лидерах. На данный момент сериал номер один в мире - это «Доктор Кто». У нас его покажут, видимо, нескоро. За те деньги, которых он стоит, можно всего набрать до кучи, а вот отдача от иностранных сериалов такого уровня у нас невелика. Так какой смысл тратиться?
А вот мы предложили миру наше кино. Под названием «Тайга» канал «Россия» торгует сериалом «Ефросинья». Девушка из российской глубинки призывно улыбается с рекламных плакатов, которые тут развешаны на каждом шагу. Удачный опыт на этом фронте уже есть. Скажем, «Однажды будет любовь» с успехом показывали в Греции. Но чтобы этот бизнес стал действительно прибыльным, сериал надо продать сразу в несколько стран. А такая экспансия нашим «Санта-Барбарам» пока не под силу. Но торгуем! Скажем, у нас пока еще даже не показывали сериал «Доктор Тырса» с Михаилом Пореченковым в главной роли, а тут его уже продают. Правда, успешно или нет - говорить пока рано. А еще наши торгуют советской киноклассикой. Правообладатели на «Семнадцать мгновений весны» и «Ошибки резидента» готовы поделиться своими сокровищами.
Наши же традиционно охотно покупают ситкомы. Вот Тарбаев один купил у канадцев. Канал СТС прикупил сразу несколько проектов. Интересно, что в среднем между покупкой и воплощением сериала в жизнь проходит около года. Иногда и больше.
Еще продается много познавательного ТВ. Вечные темы - история, динозавры и биографии великих. Это на ура уходит, но стоит не так уж и дорого. Чаще всего такие продукты каналы делают для себя, а уж потом продают. То есть когда они появляются на рынке - деньги уже «отбиты» и это лишь дополнительный заработок. Тут наши активны! Та же «Россия» предлагает массу документальных проектов, и этот товар не залеживается. Первый канал был представлен студией «Красный квадрат», которая разрабатывает почти все отечественные проекты. Не знаю, как с покупками, но за столиком переговоров постоянно кто-то гостил.
Что еще продают? Одна немецкая компания, например, торгует видами городов. Не только, конечно, но в основном этим. Вот вы, скажем, снимаете кино. И герои у вас колесят по России - то в Питере они, то в Москве, то в Новосибирске. Интересно - жуть! А теперь подумайте, сколько будет стоить гонять по стране съемочную группу. Кошмар! А так набираете номер, и вам присылают три кассеты с видами нужных городов. Хочешь зимой, хочешь летом. Хоть дождь, хоть снег... Монтируй на здоровье! Сидят твои актеры в хрущевке в Черемушках, а зрителю кажется, что они в Мадриде, скажем, или в Бухаре... А еще в ассортименте - киты в живой природе, памятники разные, да что угодно... Интересно?
Презентуют и новые технологии. До нас это, конечно, не скоро дойдет, но дойдет же. Скажем, ТВ в 3D можно уже сейчас смотреть. Нацепил очки - и перед тобой объемный футболист бегает. Жуть. Эффект, кстати, далеко не однозначный. Раньше такое называли голографическими картинками. И я никогда не понимал, в чем тут радость... Но скоро и без очков 3D-телевизоры появятся. Да и это не конец. Совмещение Интернета и ТВ - дело техники. А техника свое дело знает туго. Вот, скажем, показывают мне кино. А тут реклама. Ну реклама и реклама. Так в конце ролика про машины вопрос: хочешь протестировать новую модель? Нажми на пульте красную кнопку. Нажал? Все! Ты уже в Интернете - катаешься на машинке бизнес-класса.
- Вам до этого еще далеко, - с нагловатым лицом сказал парень со стенда чудо-технологий, - а у нас во Франции это появится через месяц-другой.
Ну и нечего хвалиться!
В стране лилипутов
Мне интереснее всего было узнать, что там нового в мире с проектами. И ребята из ведущих компаний не разочаровали.
Во-первых, создатели «Жестоких игр» придумали новый проект, для которого выстроили огромный павильон все в той же Аргентине. Многоуровневая конструкция служит для того, чтобы участники преодолевали совершенно немыслимые препятствия. Там и грязь, и канаты, и бассейн, и всего навалом... Страшно. Но формат, судя по всему, будет культовым.
Еще одна новинка - огромная квартира, в которую помещают участников. Огромная - это я не для красного словца. Кровать размером с одноэтажный домик, раковина глубиной в несколько метров... Просто почувствуй себя Гулливером в стране великанов! И вот по этой «квартирке» и надо пробежаться на время. Как? Ваше дело! Но кто-то в канализационные трубы лезет, кто-то в ведро с водой падает... Жутковато, но ой как интересно...
В еще в одном шоу звезд запрут в неком полуподвальном помещении на три ночи. И там им, как в незабвенном «Факторе страха», придется пройти множество гадких испытаний - и с червяками, и с разной мерзостью.
Как всегда, отличились японцы. Эти придумали шоу «Лица». Смысл в том, что несколько участников являют человечеству свои головы, а все остальное скрыто «под столом». И перед этими головами - трубка. А из трубки может что угодно выпасть. Жаба, скажем, или поток воды. Задача - среагировать как-нибудь, без использования рук. Японцы над этим очень смеются...
Много программ на тему семейных отношений. Вот, например, парень приводит родителям девушку. И задача его убедить - что это его вторая половинка. При том что половинка ведет себя довольно вызывающе. Как выстроить отношения? Вот на это и шоу строится.
А турки еще дальше пошли! Они просто решили выбрать идеальную семью. Вот ты, скажем, участник. Так, для начала выбираем дедушку. Претендентов несколько, испытываешь их по-всякому. А потом останавливаешься на одном. Потом бабушку ищем, тетю, дядю, жену, детей... очень увлекательное занятие...
Нет, скучать нам, телезрителям, точно не придется. И идей у создателей шоу и сериалов - масса. Главное, чтобы нам все это показали... А ведь правда смотреть нечего...
Комментарии
----
нет уж, сами смотрите свой ящик. главное, чтобы Вам все это показали, может в дурку быстрее загремите.