Безоткатное производство

Завтра группа крупных компаний по инициативе немецкого пула собирается подписать антикоррупционный пакт. Если смотреть на эту инициативу через прямую оптику торжества благородства над подлостью, то выглядит она очень даже неплохо. Вот, и Дворкович одобряет. Милов пишет с сочувствием. А если слегка подкрутить окуляры, то встанет вот какой вопрос: а вот те невидимые миру гиганты, которые поставляют в столицу мегатонны еды, – они вот, например, слышали про этот дивный пакт? Или вот эти безвестные девелоперы, с ничего не говорящими названиями своих мегаконтор?

И даже можно спросить более жестко: вот, допустим, вышел благородный Hewlett-Packard с российского рынка со слегка огорченным лицом и подпорченной репутацией (которую теперь приходится поправлять с помощью громкого антикоррупционного пиара). А ведь на его место на российский рынок просто войдут безымянные герои серых поставок. И вот получится, что пара–тройка грандов изысканно извинилась перед своими германскими избирателями за злохудожества в России, а жизнь-то пошла себе дальше. Причем, дальше она пойдет вот как: в связи со всеми этими благородными жестами германской торгово-промышленной палаты, Российскую Федерацию в мировом рейтинге коррупции в будущем году опустят еще на пару пунктов вниз. А как же? Ведь выяснилось, что тут даже «глобальные монстры» платят взятки.

Медведев только что подписал обновленный антикоррупционный план, который впервые появился в июле 2008 года. Там, как пишут эксперты, много правильного: учтены соображения всех аналитических центров. Надо менять «общественное сознание». В конечном счете, дело это небезнадежное.

Это плохо – уговаривать себя, что в России «никогда и ничего не изменится».

Вероятно, в скором времени на некоторых дверях офисов появятся наклейки: «Здесь работают без откатов», а на некоторых упаковках появится зеленый кружочек с надписью: «В этом продукте нет коррупционной составляющей». Пожалуй, это было бы неплохо. Потому что как иначе-то подсветить для общественного сознания, что кто-то перестал давать и брать взятки, и нам, рядовым потребителям следует поддержать своим рублем – этих, а не тех. Видимо, нет другого способа установить другой режим денег в нашей стране, кроме как создав лидирующую группу экономически активных субъектов, которые настойчиво утверждают «безвзяточную и безоткатную экономику».

А это значит, что «немецкий пакт» должен послужить только неким образцом, начальным примером. Сам по себе он нам ничего не даст. Серая экономика есть во всех странах мира. Вопрос в том, как проложить отчетливую границу между белым и серым и как расширять зону белого. Пишут, что в рамках медведевского плана экспертизу прошли аж 800 000 законодательных документов на предмет поиска «взяткоемкости». Законы в России уже очень хороши, дальше уже просто некуда. Тут примерно как с «избирательным правом». Сейчас было бы полезно, чтобы на каких-то избирательных участках – по инициативе, собственно избиркомов, – появилась бы наклейка: «На этом участке не осуществляются вбросы и переписывание протоколов». Для начала их могло бы быть и немного. Но это были бы воодушевляющие поступки.