Глумление над пламенем Победы стали в России обычным делом?
На модерации
Отложенный
Совсем скоро страна отметит 65-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, Победа - вечная ценность российского народа, как поется в известной каждому песне, \"праздник со слезами на глазах\". Но увы... Чем дальше отступает в прошлое май 1945-го, тем больше обесценивается молодежью Великая Победа, доставшаяся их же прабабушкам и прадедушкам нечеловеческими страданиями, кровью и голодом. Молодое поколение пребывает в уверенности, что война - дела давно минувших дней, голые строчки из скучных учебников, а для них уже наступило новое время.
Равнодушием, неграмотностью, отсутствием патриотического, да просто обыкновенного человеческого воспитания объясняет молодежь свои собственные акты вандализма по отношению к главному памятнику Победы. \"Выпили, сами не знаем, зачем осквернили Вечный огонь, мы больше не будем...\"
Человеческая жизнь коротка, а память еще короче. Но ведь не зря говорят: сколько в человеке памяти, столько в нем и человека.
В чем феномен вандалов-антипатриотов, разобрался спецкор \"МК\".
Вечный огонь - символ Победы.
Для кого устанавливают эти символы?
Для потомков. Чтобы помнили...
Так почему же Вечный огонь зачастую становится объектом вандалов?
Кто эти люди, которые покушаются на святое? И есть ли им оправдание?
\"Простите нас, ветераны! Бес попутал\"
2010 год. Нижний Новгород.
До 65-летия Победы - 2 месяца.
...В начале апреля в Интернете появился шокирующий видеоролик. 5.30 утра. Кадр №1 - компания подвыпивших молодых людей (самому младшему 21 год) пританцовывает на мемориале \"Вечный огонь\" нижегородского кремля. Кадр №2 - кто-то из собравшихся греет руки, кто-то протягивает к пламени ноги. Кадр №3 - парень с девушкой прилегли на постамент. Кадр №4 - дружная компания перепрыгивает через факел.
Бурное веселье приостановили стражи порядка.
Молодые люди категорически не согласились с доводами милиции: мол, нехорошо осквернять память погибших.
Разбирательства продолжили в ближайшем отделении УВД.
- Странно, что никто из нарушителей так и не понял, за что их задержали, - делятся сотрудники правоохранительных органов. - Во всяком случае, никаких извинений мы не услышали. Зато оскорбления в наш адрес не прекращались на протяжении нескольких часов.
Теперь виновники торжества обязаны выплатить штраф - 40 тысяч рублей за оскорбление милиционеров.
За оскорбление ветеранской памяти с молодых людей не взыскали ни копейки.
Потому как нет статьи за оскорбление памяти павших.
Мы встретились с участниками тех событий. Как они оценивают свой поступок и почему не чувствуют за собой вины?
- За что извиняться? - в телефонной трубке слышится искреннее непонимание одного из задержанных. - Что мы такого сделали? Перед кем виноваты?
- Перед ветеранами...
- А-а-а-а, - протянул парень. - Я думал, перед ментами нужно покаяться...
Свидание они мне назначили около 23.00. Предупредили: \"Гулять будем всю ночь!\"
Место встречи менять не стали - ворота нижегородского кремля. Побеседовать со мной согласились все шестеро участников скандала. Девушек, которые в то утро тоже отплясывали на монументе, кавалеры \"не сдали\": \"Они тут ни при чем, просто рядом стояли\".
Дружной толпой направляемся к Вечному огню.
Дорогу преграждают люди в форме.
- Кремль закрыт! Приходите завтра...
Ребята не спорят. Нельзя так нельзя...
После того инцидента охрану на территории кремля ужесточили. Если еще месяц назад любой желающий мог подойти и поклониться Вечному огню в любое время суток, то сейчас проход к мемориалу строго по расписанию - с 6.00 до 21.00.
- Жаль, что не пустили на место происшествия, а то бы мы показали, где и как все происходило, - расстроились ребята. - Мы ведь в тот вечер случайно здесь оказались. Гуляли по городу, познакомились с девчонками, выпили шампанского. Праздник ведь был большой! Восьмое марта. Вот сюда пришли пофотографироваться. Только камеры видеонаблюдения почему-то не зафиксировали момент наших съемок. Охранники, наверное, вырезали. В Интернет выложили только фрагмент ролика, который нас очернил. А сейчас нам шьют статью за избиение ментов. Но на самом деле мы никого пальцем не трогали. В отличие от людей в форме...
Прерываю диалог. Разве этот факт важен в нашумевшем деле?
- Зачем вы залезли на постамент, почему стали руки греть, танцевать, прыгать через огонь? Это ведь святое место... - пытаюсь достучаться до парней.
- Так ведь на том месте постоянно молодежь резвится. Мы же не могилу осквернили, а на обыкновенный памятник забрались. Там очень скользко было, не удержались на ногах, упали. И за такую ерунду нас вандалами обозвали...
- Когда в последний раз вы возлагали цветы к Вечному огню?
- Когда в школе учились! Нас постоянно сюда водили.
- Что родители сказали после просмотра видеоролика?
- Да ничего не сказали. Пожурили слегка: зачем связались с ментами? Мы ведь уже взрослые, к чему нам нотации читать.
- Что вы знаете про Великую Отечественную войну?
- Что в школе проходили, то и знаем. Началась война в 41-м. Закончилась в 45-м. Много людей погибло. Не считайте нас отморозками, историю страны хорошо помним.
- Наверняка ваши прадедушки воевали...
Молча пожимают плечами.
- Не интересовались мы как-то...
Кажется, эта история скорее позабавила ребят, чем расстроила. Сейчас их беспокоит одно: как выплачивать штраф. 40 тысяч рублей - неподъемные деньги для молодежи Нижнего Новгорода.
И все же в конце беседы один из них опускает голову.
- Мы искренне хотим извиниться перед ветеранами. Бес попутал. Простите! Мы уважаем стариков. Заботимся о них. Вот у нас во дворе бабушка живет, так мы ей всегда бутылки из-под пива оставляем... Кстати, наше извинение повлияет на судебное решение?
На том мы и попрощались... Расставаясь, ребята ненавязчиво намекнули, что не мешало бы оплатить им потерянное время, можно пивом, и возместить деньги, потраченные ими на бензин. \"Нам, чтобы с вами встретиться, пришлось ведь ехать с другого конца города!\" - мотивировали они свои материальные претензии.
Мне почему-то не захотелось рассказать им, что в том самом нижегородском кремле работает ветеран войны - Анна Кочеткова. Должность у старушки скромная - билетерша в мужском туалете. А во время войны женщина работала медсестрой под Ленинградом. Спасала раненых, рисковала жизнью под обстрелами, видела воочию живых полумертвецов - тех, кого удавалось эвакуировать во время блокады Ленинграда. Натерпелась, настрадалась от войны вдоволь, не по-книжному. Да и сегодня ее жизнь несладкая. Вот уже больше 10 лет Анна Юрьевна встречает 9 Мая в \"кремлевском\" клозете. Работа и тяжелая, и неблагодарная, и не очень-то уважаемая.
Но после окончания рабочей смены она не торопится сразу домой - отдохнуть, а всегда подходит к Вечному огню. Смахивает пыль с постамента, убирает завядшие цветы.
Когда Анна Кочеткова узнала о случившемся, ей стало плохо с сердцем...
\"Разгромили просто так, от нечего делать\"
Раз в год Россия с помпой отмечает День Победы.
Акты вандализма над вечной памятью павших в ВОВ совершаются гораздо чаще.
2009 год. Московская область. Зарайск.
После бурного торжества подвыпивший учитель танцев местного ДК 21-летний Дмитрий Боярский возвращался домой. Около воинского сооружения остановился. Рядом с Вечным огнем на постаменте развел костер из досок и бытового мусора.
15 февраля 2010 года суд приговорили Боярского к году лишения свободы условно и обязал выплатить штраф в размере 20 тысяч 975 рублей 72 копейки за порчу муниципального имущества.
- Да, я виноват перед ветеранами, раскаиваюсь в содеянном, даже не могу объяснить, что на меня нашло в ту ночь. Пьянство всему виной, - до сих пор ищет оправдание своему поступку Боярский. - Я ведь нормальный человек, не хулиган какой-то. Учусь в институте, преподаю детям брейк-данс. Даже прошел психиатрическое обследование. Врачи вынесли заключение - вменяем, на работе выдали положительную характеристику. С предъявленными мне обвинениями полностью согласен. Действительно, неудобно как-то перед ветеранами вышло...
2008 год. Воронежская область. Село Давыдково.
В крошечном селе Давыдково есть только один памятник советским солдатам, куда молодожены возлагают цветы, где проводят уроки мужества школьникам, куда селяне приходят поклониться павшим в Великой Отечественной войне.
- Кто бы мог подумать, что в нашем тихом местечке появятся вандалы, - вспоминают сотрудники местного УВД.
- Дело было осенью. Двое пацанов - один заканчивал 11-й класс, второй собирался в армию - выпили, а потом отправились громить монумент. На фонарях развесили венки с братских могил, в которых погребен прах более пятисот солдат. Внутрь звезды, где по праздникам горит Вечный огонь, засунули грибок с игровой площадки детсада. Выломали надгробные плиты, вырвали и разбили православный крест.
Вандалов задержали. На вопрос, зачем вы совершили преступление, парни пожали плечами: \"Громили от нечего делать...\"
В 50 тысяч рублей оценил судья память павших.
2005 год. Челябинская область. Чебаркуль.
Группа десятилетних пацанов решила развеять скуку тушением Вечного огня у памятника погибшим воинам. Мальчишки заплевали пламя и закидали комьями снега.
- Малолетки отделались профилактическими беседами. Статьи УК, предусматривающей более весомое наказание, мы подобрать не смогли. Хотя их действия подходят под статью \"вандализм\", - рассказали сотрудники УВД Челябинской области. - Мы хотели поставить ребят на временный учет, но вмешались их родители. Не утруждая себя извинениями за выходку своих чад, они пошли в контрнаступление: на каком, мол, основании задержали и опросили детей без присутствия социального педагога? Начали строчить жалобы в комиссию по делам несовершеннолетних и прокуратуру. В итоге факт вандализма отошел на задний план.
В комиссии по делам несовершеннолетних при администрации Чебаркуля пошли навстречу родителям: уголовное дело по данному факту прекратили по причине малолетства детей.
- В действиях ребят отсутствует прямой умысел вандализма, - пояснили сотрудники комиссии. - В парке подростки оказались случайно. Они не хотели оскорбить память погибших воинов, просто собирались погулять и покататься с горки.
2005 год. Набережные Челны.
На мемориале павшим в Великой Отечественной войне 19-летний Дмитрий Слесарев отодрал 13 медных букв, чтобы сдать в пункт приема цветных металлов.
- Святое место почему-то обрело дурную славу, - поведали сотрудники правоохранительных органов. - Именно у мемориала собираются трудные подростки, ночуют бомжи. Но с проявлением вандализма мы столкнулись впервые. Обвиняемый Слесарев изрядно помучился, вырывая болты, на которых крепились буквы. В некоторых местах мраморная плитка раскололась, полностью исчезли два слова: \"Вспомним всех\" и одна буква из слова \"поименно\". Ранее Слесарев был судим за кражу цветного металла и отбывал 6-месячный срок заключения. В этот раз его просто оштрафовали на 70 тысяч рублей.
2005 год. Ноябрьск (Ямал).
Факел Вечного огня забросали банками и бутылками из-под пива. Преступники не найдены. Администрация города вынуждена была изготовить специальный антивандальный кожух.
2004 год. Озерск. Челябинская область.
Неизвестные разгромили Вечный огонь. Вандалы изуродовали мемориальную звезду, разбили восемь гранитных плит с фамилиями горожан, погибших в ВОВ.
2004 год. Великие Луки.
Неизвестные вандалы забросали венками и скамейками Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата в городском парке. В результате их действий огонь погас.
2002 года. Свердловская область. Серов.
В 2002 году бомжи атаковали Вечные огни. Серов стал первым городом, где местные власти приняли решение затушить Вечный огонь.
- Вечный огонь в Серове зажгли к 30-летию Победы, 9 мая 1975 года. Мы гордились этим фактом, думали, он будет гореть всегда, на то он и вечный, - рассказывает один из участников торжественной церемонии открытия мемориала Владимир Каретников. - Когда около огня бомжи устроили притон - грелись у памятника, варили супчик, кипятили воду на Вечном огне, - администрация района приняла решение погасить пламя. Мне тяжело было наблюдать, как тушили огонь. А знаете, люди все равно приходили к постаменту и возлагали цветы...
В прошлом году в Серове снова зажгли Вечный огонь.
\"До конца жизни буду бороться за память павших\"
Пока одни разрушают памятники и заплевывают Вечный огонь, в селе Кочубеевское Ставропольского края 70-летний Василий Кавава на протяжении последних двадцати лет борется за жизнь Вечного огня, который местные власти вынуждены были потушить из-за недостатка финансирования.
- И сдались ему эти памятники? - не разделяют энтузиазм Кававы земляки. - Помимо монументов проблем хватает. Да и не наше это дело - хлопотать за память павших. Чиновники должны беспокоиться...
Мы связались с Василием Яковлевичем.
- Вы уж меня извините, если я матом начну ругаться? Сил моих больше нет бороться с государством, - начал беседу пенсионер. - После развала Союза в нашем крае затушили все Вечные огни. Власти утверждают: нет денег на поддержание пламени. Так и говорят: \"Где взять 30 тысяч в год? Ну или хотя бы 15?\" Уже много лет по всему Ставрополью огонь включают раз в год, на 9 Мая. Зажигают пламя ровно на столько, сколько длится торжественное мероприятие. 20 минут поговорили, цветы возложили, а затем факел гасят, газовый баллон закрывают и увозят. Вот мне и приходится воевать за эти огни. А недавно мне в нашей администрации сказали: \"Если такой настырный, то дай денег на Вечный огонь\". Но как же так? Ведь когда солдаты шли воевать, никто из них не ставил условие: \"Дайте денег - пойдем защищать Родину\".
Василий Яковлевич хорошо помнит время, как зажигали Вечный огонь в его родовом селе Кочубеевское.
- Я лично в 1968 году сопровождал на мотоцикле огонь в станицу. Везли факел с Мамаева кургана на бронетранспортере. Почетной колонне предоставили преимущественное право проезда. На подъезде к Кочубеевке все село вышло встречать пламя. Когда в парке зажигали огонь, грянул духовой оркестр. Помню, одна женщина потеряла сознание. Люди не скрывали слез, вспоминали близких, погибших на фронте...
Недолго полыхало пламя Вечного огня в Кочубеевском.
- Я ведь каждый день сюда приходил поклониться памяти павших, - продолжает мужчина. - Но вот однажды заметил: не горит огонь. Думал, сломалось что-то. На следующий день прихожу - опять нет пламени. Что такое? Стал обращаться в разные инстанции. А мне от ворот поворот: \"Ты не воевал, вот и не лезь не в свое дело\".
Василий Яковлевич и впрямь не воевал. В 41-м ему стукнуло всего три года.
- Воевал мой отец, - продолжает собеседник. - Он не вернулся с фронта. Похоронки мы так и не дождались. Пришла бумага - \"пропал без вести\". Мать думала, может, он попал в госпиталь или оказался в плену. Она ждала его до последнего. А перед смертью взяла меня за руку и сказала: \"Сынок, дождись отца, он обязательно вернется\". Я ждал... Даже опубликовал письмо в местной газете: \"Отзовись, отец\". Вскоре после той публикации ко мне приехал незнакомый мужчина. Я предложил ему чай, кофе. Он попросил что-то покрепче. Выпил. Расплакался: \"Отзовись, отец\" - это вы и про меня написали. Я тоже давно ищу батьку\". И тогда я понял, что нас таких миллионы. Ведь это надо понимать, что такое ждать и что такое память. Вот почему я борюсь за Вечный огонь...
Несколько лет назад Василию Кававе пришла телеграмма от однополчанина отца: \"Яков Кавава погиб под Сталинградом\". Теперь имя Якова Кававы - в списке павших во время ВОВ.
- Из Кочубеевского района на фронт ушли 6700 человек. Вернулись - 1400. Имя моего отца выбито на мемориальной стене. Выходит, я не зря боролся за Вечный огонь. Полгода назад местные чиновники сдались - огонь в Кочубеевском зажгли. Теперь я воюю за мемориалы в соседних селах. А в прошлом году решил издать книгу. Произведение назвал \"Тест на человечность\". Но в Кочубеевской администрации мне отказали в содействии, наши предприниматели считают, что произведение - не формат, а сотрудники типографии запросили 45 тысяч за издание рукописи. Не поддержали меня и в совете ветеранов: \"Раз на фронте не был, мы не обязаны тебе помогать\". И тогда я решил сам распечатать эту книгу. 5 экземпляров раздам внукам. А то не станет меня, кто же будет бороться за память павших?
Статья 214 УК РФ - \"Вандализм\":
\"Вандализм - осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - наказывается штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев\".
Нижний Новгород-Москва.
Комментарии