Наукоград в Сколково: а как же гуманитарные науки?
Отшумели оттесненные новыми событиями страсти по поводу местоположения \"инновационного наукограда\" в подмосковном Сколкове. Скептики остались при своих сомнениях, оптимисты - при, естественно, оптимизме и административном ресурсе. Но решение принято, и в том или ином виде проект будет реализован.
Экономика должна быть умной, высокие технологии обязаны войти не только на все производства, но и в каждый дом. Все, что не \"нано\", то либо из \"проклятого прошлого\", либо от лукавого.
Но я пишу этот текст не за упокой только что зачатого техногенного наукограда, да будет благословенно его рождение и продлятся дни его во веки веков! Я сочиняю эпистолу во имя научной справедливости и во здравие второго и не менее необходимого Сколкова - гуманитарного. Ведь не мною, а президентом России сказано: страна нуждается и в \"умной политике\". Прикрывшись его авторитетом, продолжу сам. А разве наша гуманитарная наука не нуждается в \"инновационном обновлении\"? Разве здесь мы впереди планеты всей? Разве в этой сфере не оказались мы в такой \"технологической зависимости\" от Запада, что никакому автопрому и не снилось?
Да, и тут у нас есть свой ВПК, сохраняющий еще старые заделы. Это, конечно, РПЦ. Ну и сумма колоссальных культурных сокровищ, созданных не нами, - так сказать \"культурные природные богатства\", открытые и намытые старателями прошлого. Но, кажется, это и всё. Современная Россия, безусловно, великая культурная держава, но, к сожалению, почти в том же смысле, что и великая энергетическая. Новую культуру мы не производим - экспортируем и потребляем по мере падающих интеллектуальных и эстетических возможностей старую. Отечественная гуманитарная наука нуждается в своем Сколкове, ибо современная Россия нуждается в новаторской гуманитарной науке хотя бы для того, чтобы оставаться самой собой!
Нынешний упадок гуманитарных наук в России объясняется многими причинами. Ряд очевидных перечислять не буду. Но нельзя не сказать о главном в ряду этих очевидностей. Мы настолько поверили в то, что Запад \"цивилизованней\" нас, а западная демократия \"научней\" нашей собственной общественно-политической жизни, что пришли к выводу: Алферовы у нас еще сохранились, а собственных Хангтингтонов и даже Бжезинских мы в принципе рожать не можем. К сожалению, таким \"комплексом неполноценности\" поражена не только столичная западническая интеллигенция, но и политическое руководство, обобщенно говоря - Кремль. При произнесении любого политического спича, обращенного что к иностранцам, что к сохранившимся еще просвещенным соотечественникам, наши политические лидеры (по собственному выбору и благодаря избирательности помощников) ссылаются почти исключительно на западных авторов - как классиков, так и современных. Из столпов отечественной общественной мысли такой чести удостаиваются (причем гомеопатическими дозами и, как правило, одним и тем же набором цитат) четыре человека:Александр Горчаков , Федор Тютчев (известно с какими словами), Петр Столыпин и Иван Ильин. Изредка к ним добавляются Дмитрий Лихачев (прямо скажем, не самый крупный мыслитель России) и Александр Солженицын. Последнего любили цитировать еще при жизни, но теперь и его нельзя вывести из общего ряда великих, но прошлых.
Да простят меня авторы текстов и их спичрайтеры (последние не простят, конечно), но в речах нашего президента, премьер-министра, министра иностранных дел (это те, кто по должности говорит от имени страны) я ни разу не обнаруживал цитат из ныне живущих отечественных авторов. Хоть Юргенса, хоть Сатарова, хоть Павловского, хоть Кургиняна, хоть Дугина, хоть... Не буду множить этот и так уже вызывающий раздражение конкурентов \"политологический\", то есть самый доступный, ряд, а тем более поднимать его до наших академических высот, в которых, уверяю вас, водятся интеллектуалы и мыслители вполне мирового уровня. Но, как ныне принято говорить, нераскрученные. Однако если наши политические лидеры не цитируют своих интеллектуалов, а только западных, кто же к этим интеллектуалам будет прислушиваться за рубежом, а тем более у нас, где, по традиции, \"умен лишь тот, кто удостоен милости начальства или на Западе за умного сошел\"?
Даже самому большому начальнику России не пройти сегодня в плотно сформированное и абсолютно монополизированное идеологическое поле Запада, а значит - и мира, без собственной, отечественной интеллектуальной гвардии. И этой гвардии, если наши политические начальники не будут на них ссылаться в своих зарубежных вояжах и перед отечественной публикой, не удастся идейно покорить мир и лидировать в нем. А Россия-то в этом нуждается. И президент, и премьер-министр, я в этом уверен, обязаны лоббировать на международной арене не только интересы наших бизнес-корпораций, но и интересы нашей интеллектуальной корпорации. Не ради удовлетворения авторских амбиций ее отдельных членов, а ради интересов России. И ради - совсем прагматически - того, чтобы не оказываться (даже с оригинальными и плодотворными собственными идеями) постоянно одинокими игроками в чужой идейной и политической игре, правила которой давно прописаны, а состав арбитров определен.
Если задумались об этом (после ванкуверской Цусимы) применительно к спорту, то, может, наконец, задумаемся и применительно к политике, идеям, гуманитарному знанию? Ведь это поважнее спорта!
Я понимаю, что для этого нужно изжить в себе три комплекса.
Первый - начальственного снобизма. Начальник в России подчиненного не цитирует. А у высших начальников подчиненные все. Кроме того, главный начальник у нас - и главный политический мыслитель. По определению.
Второй комплекс - \"фантомного марксизма-ленинизма\". Маркса политическому лидеру современной России цитировать нельзя, Ленина нельзя, Сталина - нельзя. Брежнева, который на десятилетия раньше Обамы высказался за безъядерный мир, нельзя. Даже Громыко нельзя. Ну а если этих нельзя, то и других, которые почитай все явные или скрытые марксисты-ленинцы, хоть и живут сейчас, тем более нельзя.
Третий комплекс - не хвали прошлое России, особенно советское, и сойдешь за своего. Наша историческая наука то ли по заданию сверху, то ли по собственному разумению, уже которое десятилетие все разоблачает и разоблачает \"проклятое прошлое\" как Советского Союза, так и \"тюрьмы народов\" России. Никаких интеллектуальных высот при этом, правда, не взяла. Мирового авторитета не наработала, но зато востребована. Уже и на Западе многие заговорили, что прошлое России не настолько отвратительно, а наши все остановиться не могут. Словом, кто же решится признаться в своем \"советизме\" - и из наших историков, и из политиков! И вообще Россия у нас нынче новая - родилась в 1991 году. А раз родилась в этом году, то какие у нее могут быть мыслители? Еще не созрели, не обучились, не образовались...
Конечно, в науке, даже и гуманитарной, запрещать ничего нельзя. Если родила наша рожденная в 1991 году историческая наука двухтомную \"Историю России. ХХ век\" под редакцией проф. А. Зубова, где нет никакой Великой Отечественной войны, а есть раздел \"Советско-нацистская война 1941-45 гг. и Россия\", так тому и быть - пусть цветут сто цветов. Правда, авторский коллектив и восторженные рецензенты, кажется, надеются, что сей труд будет увенчан Госпремией, но и это не беда. Надеюсь, впрочем, что люди, принимающие решение, прочитают хотя бы параграф, посвященный быту советских людей в 1950-80-е годы. Жванецкий после этого должен бросить писать - у историков получилось смешнее, чем у него, хотя писали вроде бы серьезно.
Но и проф. Зубова можно цитировать - все-таки современный! Пусть хоть с него начнется интеллектуальный прорыв нашей науки в мировое гуманитарное пространство.
Итак, у меня два конкретных предложения. Во-первых, учредить (как у нас водится) президентский совет по гуманитарным наукам, дабы дать этим наукам политический или даже, да простят меня ученые, административный толчок. Во-вторых, построить в приличном месте инновационный наукоград Сколково-гуманитарное.
Только не нужно слишком буквально трактовать строки Тютчева относительно того, что \"умом Россию не понять\". А посему, дескать, и современное гуманитарное знание - это не \"ума России\" дело. Федор Иванович этого не говорил...
Комментарии
Ну, допустим, переплюнуть Бжезинского мы очень даже можем, вот, пожалуйста, та же "Канцерократия" - http://ideo.ru Разница в том, что Бжезинский выхода из "империи зла" не видит, им руководит гнев, а тут он просматривается достаточно ясно. Любой большой минус рано или поздно обернется большим плюсом... Диалектика...
Или вот, опять же, рожденный идеологическим методом новый взгляд на природу зависимостей - http://ideo.ru Опять же нужны лабораторные испытания на животных, нужно сочетать с фармакологией...
Весь мир ждет прорыва на гуманитарном поприще, в России изначально понимает гуманитарку не так, как дру...
Стартовала идеология после французской революции, а потом встала на прикол, все ринулись в материализм. Коммунисты особенно засветились со своей ахинеей: \"Вы анархист-индивидуалист?\" (Швондер)...
Сейчас всё иначе. Реальная идеология конечно, отторгается еще жестче, в ходу ее суррогаты, типа PR-технологий - совершенно ненаучная алхимия. Но ничего, пробьемся...
А то, что вытесняется, отторгается, так это понятно - идеология есть угроза сложившемуся миропорядку, угроза разрушению всех мифов, на которых, как на ниточке держатся сегодняшние отсталые гос. системы. Идеология (научная) - это для государства сегодня похуже терроризма...
Государству под названием Современная Россия как раз таки не хватает идеологии, под которую нужно строить новое общество. Без идеологии, скорее в результате деидеологизации, мощная страна СССР вместо операционного стола, на котором ей могли вырезать опасные опухоли, отмеченные идеологами, была отдана на растерзание мясникам вроде ельциных-чубайсов. А мясники не построили страну, они её сварганили, так получилось потому, что идеология общества, строившего страну не существовала, а ельцины-чубайсы, как евреи, к обществу себя не относили и в идеологиях не нуждались, они себя ставили выше.
То, что сделали гуманитарии в 1991 и 1993 г.г. по своей науке со страной и Третьяков в частности вызывает желание посадить их на жестокий голодный паек и дождаться момента, когда вымрут гуманитарии, не способные понять текущие общественные процессы и предсказать их результаты.
Мечтает Третьяков о гуманитарном Сколкове с большими деньгами, но не понимает Третьяков, что не допустят его и гуманитариев к управлению такими деньгами, свои ваксельберги, а не третьяковы у гуманитариев найдутся.
А не вернуться ли гуманитариям, к которым относятся и философы, к изначальной сути инновационных центров, по которой деньги должны выделяться под родившуюся идею или под конкретный проект? Гуманитариям и карты в руки, чтобы объяснить обществу условия, при которых центры, подобные Сколково, заставят науку работать, будут жизнеспособны и приносить пользу стране, объяснить народу, что выделять большие деньги под объект Сколково будет означать манипулирование объектом, а не управление наукой, и понять, что манипуляция - не развити...
Старая имперская модель - на вылет. Вот ее суть-идеология - http://ideo.ru
!. Я давно утверждаю, что Интернет изменит мир, как когда-то книгопечатание, вызвавшее изменения в сознании народов под воздействием увеличившейся информации.
2. В качественно ином мире государственность также должна претерпеть изменения. Но пока агонии старых статичных моделей, как вы утверждаете, не наблюдается.
3. Под понятием старой модели надо понимать определение Энгельса о государстве как аппарата, предназначенного для подавления одного класса другим. Таким образом, старая, статичная модель государства, по вашему определению, должна опираться на частную собственность, порождающей классы.
4. Переход к другой модели государства должен предполагать отказ от частной собственности, то есть к соц. революции, что было в 1917 году. Иного пути может не быть.
5. Переход к иной модели должен быть теоретически обоснован, что нужно для веры в него среди масс. На этом переходе, как раз и нужны идеологические разработки, идеи, которые вы отвергаете. Как быть? Наверное, все же сейчас необходимо усиливать идеологиче...
Да, что такое культура, ответьте мне.
Вторая ссылка - нужно читать.
Это определение меня никак не может устроить, и ваше определение культуры не впишется в вашу же теорию.
В разработке теорий такое же значение имеют определения, как и сама теория.
Взглянем на проблему определения культуры ещё с одной стороны.
Я считаю, что нет отдельных финской, норвежской, шведской культур, но есть культура скандинавских народов. Также я считаю, что нарезание географических территорий по национальному признаку не может являться достаточным условием для существования и признания культуры. Я также считаю, что культуру поведения человека на бытовом уровне нельзя признавать за культуру в общем смысле. Творчество народа - что это? Составная часть культуры или элемент?
Так что такое культура с точки зрения гуманитария?
Или без создания гуманитарного Сколково я не получу достойного ответа?
Но по части отсуствия экономики как науки. Экономика, как и философия, должна объяснять экономические отношения и законы. В ХХ веке человечество получило две общесттвенных системы, капитализм и социализм. Маркс дал прекрасную критику капитализма, его идеи неоспоримы. На основе его "Капитала" развились идеи социалистических революций, у которых основным лозунгом было разрушение "старого мира". Но Маркс не дал идей построения нового общества, идей создания экономических моделей государства. Политэкономия социализма состояла из разрозненных положений по планированию, учету и т. д., но как системное учение не существовала, и социализм в СССР строился без теоретитческой идеи. А эта идея должна была предусматривать направления эволюции социализма. В результате идеологи социализма не понимали, как его надо развивать и социалистический строй в СССР вступил в естественную фазу застоя.
познания. Дело в том не явиться Сколково точкой Раскола РФ. Точкой глобального
сепаратизма на научной инновационной основе.Или будет допущена возможность
сделать зону национальным скрепом? А не станет она национальны склепом
и пантеоном российских надежд.?