Терроризм: движение самоубийц непредсказуемо
По мнению многих, подход к вопросам безопасности в столице отличается некоторой бессистемностью: и власти, и население реагируют на то бедствие, которое только что случилось – а новое-то может быть совсем другим.
В самом деле: когда в 1999 году взорвались жилые дома в двух районах, активность была развернута необыкновенная, в каких-то домах и кварталах даже жильцы «самоорганизовывались» и несли патрулирование по очереди, как в гражданскую войну, и в итоге всех усилий было, как считается, предотвращено несколько новых терактов. Очень скоро «жизнь вошла в нормальную колею» — жильцы позабыли не только про патрулирование, но и про всякую самоорганизацию, и ныне попытки организовать ТСЖ идут со скрипом невероятным. Своих соседей по многоэтажке мало кто узнал лучше.
Бомбы в московском метро взрываются, увы, не в первый раз. И вновь, как и в 2004 году, экстренные меры принимаются для защиты метро. Станции и переходы полны солдат внутренних войск в милицейской форме. Правда, их и до взрывов было немало. Между тем, журналисты поднимают тревогу по поводу финансовых средств, уже затраченных на безопасность метро, — точнее, по поводу недостатка технических средств, на кои были ассигнованы финансы. Как утверждает «Московская правда», целых 18,4 млрд рублей выделили на безопасность метрополитену за шесть последних лет, — а видеокамер и другой соответствующей техники почти не прибавилось.
Последняя тяжелая новость – убили федерального судью. Теперь все озабочены защитой судей, и СМИ приглашают к разговору руководителей Судебного департамента Минюста. С одной стороны, все это совершенно естественно. С другой – многих людей не оставляет ощущение, что вновь «генералы готовятся к прошлой войне». Террористы вовсе не лишены логики и изобретательности. Сейчас они взорвали метро, полюбовались, как все суетятся вокруг. Сейчас та же или другая подпольная организация может обдумывать, как бы взорвать – или что-нибудь захватить – там, где этого никто не ждет. И где никто не предотвратит их нападение.
Обречены ли мы на вечную «подготовку к прошлой войне»? Или все-таки существует комплексный подход к безопасности огромного столичного мегаполиса? Или такого подхода нет, но он возможен? Что должно измениться в политике властей и в поведении простых горожан?
Вопрос этот оказался непростым, и ответы на него – неодинаковыми. Председатель комиссии Московской городской думы по безопасности Инна Святенко в беседе с корреспондентом «Росбалта» подчеркнула, что комплексный подход к безопасности в городской политике, безусловно, есть. Привычка немедленно облеплять со всех сторон именно вновь случившееся характерна, по мнению депутата, скорее уж для журналистов – что тоже вполне естественно.
«Если говорить о взрывах в домах, — отметила Инна Юрьевна, — то народные дружины существуют около 70 лет, и не на улице Гурьянова они впервые были созданы. А уж в метро наши системы безопасности считаются лучшими в мире, — к нам же из Лондона приезжали специалисты, когда в лондонском метро случился взрыв, интересовались нашим опытом. Когда взорвалось у нас, то и антивандальные стекла в вагонах не рассыпались, и эвакуация прошла довольно быстро».
Депутат Святенко категорически не согласилась с версией о пропаже выделенных на безопасность метро денег. «Контрольно-счетная палата проверяла эти расходы. За пять лет было выделено 9 млрд рублей, — уточнила Инна Юрьевна. – И людям видно, что у нас есть и видеонаблюдение, и тревожные кнопки, и колонны экстренного вызова, и милиция.
А что касается солдат, то их появление в метро регламентируется соответствующими документами». Напомнила Святенко и о том, что каждый федеральный судья имеет право на государственную охрану, и что покойный Эдуард Чувашов этим правом на охрану, увы, не воспользовался.
«Мы уже живем в одном мире с террористами, — отметила Инна Святенко. – 30 лет назад нигде в мире не было таких систем безопасности, которых мы теперь практически не замечаем. Мы раздеваемся в аэропорту и с пониманием разглядываем носки друг друга».
Что до более скептически настроенных экспертов, то они отмечают, что желание некоей «комплексной защиты от террористов», хотя и вполне естественно, но трудно исполнимо.
«Нет никакой особой концепции безопасности, — есть способность организовать нормальную систему правоохранительных органов и правосудия, — заметил корреспонденту «Росбалта» заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности Геннадий Гудков. – И если власть не решает эту задачу качественно, — это и есть общая причина всех проблем».
Напоминая, что «от усиления режима в метро в первые две недели после теракта» особого толка ждать не приходится, Геннадий Гудков ставит во главу угла нормальную организацию и работу правоохранительной и судебной систем, которая, как считает депутат, на сегодняшний день в стране отсутствует. Гудков подчеркнул, что народ должен научиться «требовать от власти нормального правопорядка».
«Мы внесли в Госдуму закон о парламентском контроле за исполнительной властью, — рассказал Гудков. – Исполнительная власть, конечно, встает на дыбы».
Что же касается того, как простым гражданам лучше обезопасить себя от террористов, то здесь депутат Гудков невесело пошутил: «Есть три способа: уезжать из страны туда, где безопасней, построить себе имение по типу Кремля или окружить себя сплошным кольцом охраны. А все остальное – то, что я сказал».
«На всякий чих не наздравствуешься, а фантазия террористов очень хорошо развита», — напомнил корреспонденту «Росбалта» председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеслав Глазычев. По его мнению, каких-то чудесных всеобъемлющих рецептов безопасности, увы, не существует: «движение самоубийц непредсказуемо».
Центр тяжести Глазычев переносит на работу, даже столько правоохранительных органов, сколько спецслужб в части агентурной разведки. «Главная работа – в центрах, которые порождают терроризм, — подчеркнул эксперт. – Но это очень сложно, это алгебра, это высшая математика». Что же до простых москвичей, то они, по наблюдениям Глазычева, «к счастью, фаталисты, как и вся Россия, и не склонны впадать в чудовищную панику, в отличие от американцев».
Позицию Вячеслава Глазычева разделяет личный знакомый корреспондента «Росбалта», изрядное количество лет проработавший в милиции. «Определенные инструкции существуют на все виды сюрпризов, — заметил он. – А главное средство против терроризма – оперативная работа во всех сферах, внедренные сотрудники. Отмороженных же много, — где не смогли собрать информацию, там и бабахает. А простым жителям что посоветуешь! Не мотаться по подворотням в час ночи, размеренно жить. Если тебе надо ездить в метро – ты и будешь там ездить».
Комментарии