Киргизия деньги возьмет, а американскую базу не закроет

На модерации Отложенный

Новые власти Киргизии российские деньги возьмут, а американскую базу не закроют: так к России относятся не только в Бишкеке.

Сегодня, 12 апреля, первый зампред временного правительства Киргизии Алмаз Атамбаев заявил, что Россия предоставит Киргизии безвозмездную финансовую помощь на сумму, превышающую $150 млн. Об этом гранте с Москвой договаривался еще бывший президент Курманбек Бакиев, но Атамбаев, по его словам, объяснил российским партнерам, «что ситуация чрезвычайная и сумма гранта должна быть больше».

И главное – в ходе того же выступления Атамбаев заявил, что Бишкек по-прежнему пока не собирается закрывать американскую авиабазу «Манас». А ведь именно это было условием выделения гранта для Бакиева (во всяком случае, так совпало, что о намерении закрыть базу он сообщил тогда же, когда Москва пообещала деньги). Затем, правда, Бакиев почему-то передумал, и киргизские власти заявили о том, что речь идет лишь о «перепрофилировании авиабазы в Центр транзитных перевозок Пентагона». Российские журналисты и политологи писали тогда о том, что Киргизия прогнулась под Вашингтон и предала Москву. Поэтому когда бакиевское правительство было свергнуто, Путину даже пришлось оправдываться, заверяя журналистов, что он не имеет к этому никакого отношения. Что, впрочем, лишь только укрепило подозрения журналистов в причастности Кремля.

Казалось бы, у Москвы действительно появился шанс увеличить свое влияние на Киргизию. Недавний переворот сопровождался всплеском антиамериканских настроений, толпы возбужденных людей, блуждающие до сих пор по Бишкеку, периодически набрасываются на журналистов, требуя от них признания, что они американцы или евреи, – и лучше уж им в этом не признаваться. А вот к России отношение вполне лояльное, причем не только со стороны рядовых жителей, но и со стороны новой элиты. Например, один из новых киргизских лидеров Роза Отунбаева долгое время жила в Москве, училась на философском факультете МГУ и всегда считалась одним из наиболее удобных для России политических лидеров. Но вот парадокс: Отунбаева была первой, кто сразу после переворота заявил, что Бишкек намерен соблюдать двусторонний договор об американской авиабазе.
Не исключено, конечно, что Бишкек ещё поторгуется. Об этом свидетельствует довольно пространная формулировка в сегодняшнем выступлении Атамбаева: «Мы – цивилизованная страна, и будем выполнять свои международные обязательства. Но мы будем смотреть, может быть, какие-то договоры были заключены в ущерб народу или за взятки».

Эти слова могут быть сигналом Вашингтону о том, что им тоже неплохо бы оказать Бишкеку финансовую помощь, чтобы контрпредложение России, подкрепленное несколькими сотнями миллионов долларов, не выглядело слишком заманчивым. Неизвестно, получит ли Бишкек что-то от США или нет, но очевидно, что американцы сохранят свою базу как минимум до конца операции в Афганистане.

Решение по американской авиабазе в Киргизии – символично, оно демонстрирует общее отношение к России, сложившееся на мировой арене. Это нельзя назвать изоляцией: Путин и Медведев успешно встречаются с лидерами самых разных государств, включая наиболее влиятельные мировые державы, такие, как США, КНР и страны ЕС. Но это полное политическое бессилие, когда даже самые близкие (во всех смыслах) России страны, получая от Москвы все, что им нужно, затем открыто игнорируют интересы Кремля, отделываясь заявлениями о дружбе и поддержке.

Киргизия – далеко не единственный пример. 2 апреля из Венесуэлы в сторону Белоруссии отправился первый танкер с нефтью – он проплывет через половину земного шара, чтобы доставить через одесский порт черное золото для батьки Лукашенко, и все это при том, что Минск вроде бы как до сих пор строит Союзное государство с Россией, одним из главных экспортеров нефти. Ладно бы ещё батька изменил Москве с какой-нибудь Саудовской Аравией, так ведь нет, – с Венесуэлой. Это, примерно, как когда жена изменяет с лучшим другом, – болезненно вдвойне.

Не более «пророссийским» оказался и Янукович. Еще до выборов он стал откровенно заигрывать с ЕС, а сегодня в Вашингтоне впервые встречается с Бараком Обамой, где, как ожидается, будет просить помочь с кредитом от МВФ, – и тоже, вероятнее всего, в обмен на что-то. При этом, как и Киргизия с Белоруссией, Украина вполне успешно добивается от Москвы того, что ей нужно: в субботу встретились Путин и новый украинский премьер Азаров, после чего было объявлено о том, что Москва готова пойти на скидку по газовому договору в размере 4 млрд долларов. Между тем накануне этой встречи Азаров сообщил о том, что Украина сделала России предложение о повышении цены за аренду базы в Севастополе.

Похоже, пока у Москвы есть только два партнера, отношения с которыми складываются на полностью взаимной основе: Никарагуа и Науру. Они никак не ущемляли российских интересов (просто за неимением такой возможности), зато признали независимость Абхазии и Южной Осетии. Не совсем безвозмездно, конечно.