\"Живой щит\" встает на колеса

В воскресенье вечером Станислав Сутягин, который 5 марта стал \"живым щитом\" на МКАД по требованию столичных автоинспекторов, получил из автосервиса отремонтированный \"Мерседес\" S 320. Ремонт был сделан за счет ГУВД Москвы. Станислав, как профессиональный автослесарь, признался \"Известиям\", что качеством работ доволен - \"даже провели диагностику, хотя могли и не делать\". 31-я \"Волга\" второго \"заложника\" - Николая Королева из Владимира - пока в мастерской. Он ее получит на следующей неделе.

В \"живом щите\" поучаствовало сразу несколько машин. Но больше всего не повезло Станиславу Сутягину и Николаю Королеву - преступники на \"Ауди\" сильнее всего задели именно их автомобили. По поводу ремонта или компенсации гаишники с ходу сообщили: ребята, ничего не получите. Тогда Сутягин разместил видеообращение в своем блоге. С единственной, по его словам, целью - предупредить других. И начал готовиться к долгим походам по милицейским кабинетам.

Все как бы решилось само собой

- В спецполк, чтобы узнать подробности, как было оформлено ДТП, я отправился 9 марта, - вспоминает Станислав. - Начальника не оказалось. Возникло подозрение, что все спишут на аварию, то есть ремонтировать \"Мерседес\" придется за свой счет. КАСКО у меня нет, а по ОСАГО я ничего не должен был получить - виновник происшествия скрылся, платить некому. Но мне повезло - попал на прием к замначальника полка Александру Тамчуку. Он меня выслушал, попросил подождать и вызвал сотрудников, которые принимали участие в операции по задержанию. Тамчук отпираться не стал - когда я у него тет-а-тет спросил, правы ли его сотрудники, он твердо ответил: \"Нет, они поступили неправильно\". История к тому времени уже засветилась и вместе со мной в полк подъехали журналисты.

Огласка помогла - через два дня состоялась знаменитая встреча с начальником ГИБДД Москвы Сергеем Казанцевым, который обещал починить машины, попытался вручить Станиславу грамоту, но вручил только ценный подарок - настенные часы. От грамоты пострадавший самокритично отказался - не заслужил. За кадром осталось вот что:

- Тогда же Казанцев пообещал, что ремонт автоинспекция сделает за свой счет, и познакомил с офицером, который будет курировать этот вопрос. Все как бы решилось само собой.

Тем временем в ходе проверки был уволен командир 1-го спецполка ДПС Александр Козлов, а следственное управление по Москве Следственного комитета прокуратуры (СКП) завело на милиционеров уголовное дело по статье 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями), предусматривающей до семи лет лишения свободы.

- \"Мерседес\" стоял у меня в гараже, - продолжает Станислав. - Следователям по делу \"живого щита\" тоже надо было зафиксировать повреждения.

Но на осмотр они пришли только в последних числах марта. Потом я давал показания в прокуратуре. Здесь не обошлось без неожиданностей: один из свидетелей происшествия заявил, что инспектор меня остановил правильно, а машину поперек полосы я развернул самостоятельно или ее занесло после торможения. Доброжелателя называть не буду - Бог ему судья. Следователю, думаю, легко было мне поверить. \"Мерседес\" не \"Запорожец\", которого при экстренном торможении кидает из стороны в сторону. После этого прокуратура сняла арест с авто. 3 апреля около техцентра на Волгоградском проспекте мы встретились с тем самым куратором, которого назначил Казанцев, и я оставил машину в сервисе.

Станислав доволен качеством ремонта.

- Хороший, дорогой, качественный, - говорит он. - Но цену работ назвать не могу, хоть и сам автослесарь. \"Мерседес\" не новый, 1998 года, отдельные запчасти, наверное, пришлось выписывать.

Остановлюсь, но на обочине и за фурой

\"Волга\"-3110 1997 года владимирца Николая Королева, работающего охранником в Химках, приняла на себя основной удар. У \"Мерседеса\" пострадали правая дверь, крыло и порог, а у \"Волги\" разбиты вся левая сторона, колесо, рулевое управление и т.п.

- Мою \"Волгу\" поставили ремонтироваться в сервис московской автобазы N 6 в Сигнальном проезде, - рассказал \"Известиям\" Николай Королев. - Машину в столицу еще раньше доставили для прокурорского следствия. Сначала хотели ремонтировать у официального дилера, но потом оказалось, что у милиции нет с ними договора. На этой базе, как я понял, машины ГИБДД ремонтируют. Работы оценили в 75 тысяч плюс 11 тысяч рублей НДС. Сколько будут стоить детали и краска, мне не сказали. Там прилично менять надо - двери, пороги, рулевое управление и т.д. Поначалу заявили, что покрасят только те детали, которые поменяют. Я настаивал, чтобы красили все, иначе машина будет выглядеть полинявшей. Пообещали новые детали отполировать так, что разницы в цвете не заметишь. Посмотрим.

Оба пострадавших говорят, что успеху помогла огласка - на ремонт за счет милиции они и не надеялись. Но бороться с милицейской наглостью были готовы. В первом видеообращении Станислав сказал, что теперь никогда не остановится по требованию сотрудника.

- Остановлюсь, - теперь передумал он. - Но исключительно на обочине и по возможности за фурой. Даже если автоинспектору потом 500 метров до меня идти придется. Ему надо - пусть идет.

- Сделать остановку по требованию инспектора придется, - объяснил \"Известиям\" адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена. - Но водителю надо поинтересоваться, зачем его остановили. Напомнить, что следует действовать в рамках закона. Сослаться на нынешнее дело - оно запомнится.