Переворот в Киргизии – наркотики, Манас и народный гнев

Временное правительство Киргизии, захватившее власть стране в ночь с 6 на 7 апреля и распустившее парламент распространило заявление, согласно которому \"Народное доверие\" готово сохранить на территории республики американскую военную базу Манас. Об этом, также как и о намечающихся через полгода президентских выборах, на пресс-конференции в здании разграбленного парламента страны заявила глава провозглашенного оппозицией страны \"правительства народного доверия\" Роза Отунбаева.

Страсти вокруг военной базы США в международном аэропорту Бишкека накалялись неоднократно как при президенте Аскаре Акаеве, так и при Курманбеке Бакиеве. Американцам удалось сохранить военное присутствие на базе, которая используется для переброски грузов в Афганистан (как ранее в Ирак) и Пакистан, лишь при условии серьезных финансовых вливаний в экономику республики. Отметим, что сразу же после того как стало известно о перевороте, официальный Вашингтон заявил о \"необходимости стабилизации в регионе\", для поддержания которой готов предпринять ряд шагов (каких именно не уточнялось).

В Киргизии пересекаются интересы трех мировых супердержав - Китая, США и России, премьер-министр которой Владимир Путин призвал прекратить насилие.

В ходе беспорядков по данным Минздрава Киргизии, погибли 74 человек, более 500 получили ранения различной степени тяжести. В Бишкеке началось массовое мародерство.

Стоит отметить, что западные аналитики скептически относятся к неоднократно прозвучавшим предположениям о возможной причастности Росси к событиям в Бишкеке. Аналитики The Guardian высказывают мнение, что \"народный гнев\" вызвали сразу несколько причин, в числе которых повышение тарифов на газ и воду, аресты лидеров оппозиции, коррупция и нарастающие клановость и авторитаризм в правящих кругах.

Вместе с тем немаловажно отметить такой фактор неофициальных доходов республики как наркотрафик. Общеизвестен факт сбора колоссальных урожаев сырья, из которого в последствии производятся наркосодержащие препараты, в Чуйской и Ферганской (Ошской) долинах.

Упомянутая выше \"нарастающая клановость\" отнюдь не является нарастающей. В Киргизии, как, собственно и в других среднеазиатских республиках, издревле существовал семейственно-родовой уклад. Баи - главы ведущих кланов - исконно делили прибыль от нелегальных поступлений с республиканским руководством. В то же время официальная власть Киргизии прилагала немалые усилия, чтобы дистанцироваться от денежного \"наркокрана\".

Небезынтересен на фоне всего вышеизложенного тот факт, что глава нынешней оппозиции, кандидат философских наук Роза Исаковна Отунбаева (тема диссертации \"Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики философами Франкфуртской школы\"), бывший Второй секретарь Ленинского райкома партии, затем Второй секретарь Фрунзенского горкома КПСС (Фрунзе - ныне Бишкек), заместитель председателя Совета министров Киргизской ССР и министр иностранных дел родилась именно в городе Ош, столице той самой области, где, в частности, идет физический \"дележ\" доходов от наркоурожаев.

Немаловажно указать, что именно вокруг Оша разворачивались кровавые события 1990 года, когда межнациональный конфликт на территории Киргизской тогда еще ССР между киргизами и узбеками вылился в резню. 14% населения страны на сегодняшний день этнические узбеки, бывший глава республики Бакиев, по некоторым данным находится в Ташкенте, а власти Узбекистана объявили о закрытии границы с Киргизией спустя несколько часов после переворота.

Вероятно географическая (наркодолины) составляющая нынешнего поворота важна не менее политической (интересы Китая, США и России) и экономической (дележ доходов от наркотрафика и Манаса). При этом мнение экспертов Guardian об эскалации \"народного гнева\" вероятно также не стоит сбрасывать со счетов.

P.S. Пока писалась данная статья премьер-министр России Владимир Путин успел пообщаться с Розой Отунбаевой, предложив ей \"необходимую гуманитарную помощь\".