Исполнители-виртуозы
О «Катынском деле» пишут много, но как-то в тени остается один вопрос.
Почти 22.000 расстрелянных.
А кто «их исполнял», выражаясь на профессиональном сленге палачей?
Секрета тут нет.
Руководство операцией было поручено наркому госбезопасности Меркулову В.Н., его заместителю Кобулову Б.З. и начальнику 1 спец. отдела НКВД Баштакову Л.Ф.
Понятно, что член ЦК ВКП (б) Меркулов (будущий генерал армии) и кандидат в члены ЦК ВКП (б) Кобулов (будущий генерал-полковник) «осуществляли руководство».
А вот начальник 1 спец. отдела – это уже теплее.
Баштаков Леонид Фокеевич, 1900 – 1970.
Крестьянский сын, учился в гимназии (Самара), ушел из 7 класса. По профессии – конторщик-счетовод, в этом качестве пришел на работу в ОГПУ в 1922 г., член партии с 1926. Работал в экономическом отделе, а с 1938 по 1942 г. – в «специальном отделении». Потом был начальником Высшей школы НКВД-НКГБ-МГБ. В 47 лет, в звании генерал-майора ушел на пенсию (ордена: Красной Звезды – за Катынь, Красного Знамени, Ленина). В 1950-е работал начальником секретно-шифровального отдела Министерства геологии СССР, затем – персональный пенсионер.
Еще конкретнее была работа непосредственно отвечавшего за «исполнение».
Блохин Василий Михайлович, 1895 – 1955.
Крестьянский сын, пастух, унтер-офицер запасного полка (в боевых действиях не участвовал). С 1918 – в Красной Армии, член партии с 1921. В ВЧК – с 1921.
С 1926 по апрель 1953 неизменно занимал должность «коменданта ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ».
В этом качестве генерал-майор госбезопасности Блохин непосредственно руководил «исполнениями». Оценить, сколько было всего «исполнено» под его руководством, трудно – работал в Москве (Варсонофьевский пер., д.2/10), постоянно выезжал в командировки, в том числе и по «Катынскому делу». Очевидно, за 27 лет речь шла о СОТНЯХ ТЫСЯЧ, расстрелянных под его руководством.
Василий Михайлович не чурался «ручной работы».
Мастер надевал кожаный фартук, краги, очки и брался за дело. По свидетельству одного из калининских чекистов, его «охватил ужас», когда он увидел, как работает В.М.
Между тем, сколько можно судить по фотографии, ничего «инфернального» в лице Василия Михайловича нет. Обычное «чекист-лицо»: глаза-щелочки, узкие губы, выражение «собранное». Да и в жизни генерала, кавалера орденов Ленина, Красной Звезды, Знак Почета, Красного Знамени (как раз за Катынь), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, едва ли было что-то «джеймс-бондовское». Работа, часто ночная, вечные командировки. Пайки, премии, дома отдыха …
Советская номенклатура. Правда, после смерти Сталина фортуна от него отвернулась – был лишен звания генерал-майора в 1954 «как дискредитировавший себя за время работы в органах». Чем «дискредитировавший», непонятно. Вскоре после несправедливой опалы Василий Михайлович умер.
Среди «виртуозов Москвы», трудившихся под руководством В.М., первым считался Петр Иванович Магго, 1879 – 1941.
Латыш, батрак, 2 класса средней школы. Член партии с 1919.
Как говорят, по лицу этого вислоусого человека в очках можно было легко принять за сельского учителя.
Он служил во внутренней тюрьме ВЧК-ОГПУ, дослужился до начальника. С этой должности добровольно ушел с понижением – в рядовые сотрудники особых поручений комендатуры.
Судя по приказам по ОГПУ-НКВД, капитан госбезопасности Магго П.И. лично убил в период 1927-1940 гг. 10.000 (десять тысяч) человек. Ордена: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Судя по легендам, семьи не имел, т.к. много пил.
Примерно тот же путь прошел полковник Петр Яковлев – добровольно отказался от должности начальника спецавтобазы НКВД, чтобы пойти рядовым сотрудником особых поручений комендатуры.
Можно сказать массу слов и пафосных, и наукообразных.
Но для меня психология этих людей – абсолютная загадка. Гораздо в большей мере, чем психология сексуальных маньяков вроде Чекатило и т.д. Там, по крайней мере, можно «отделаться», сказав «псих».
А здесь?
Комментарии
Что глаз на ж.пу натягивать.
......Магго П.И. лично убил в период 1927-1940 гг. 10.000 (десять тысяч) человек.......
СПИСОК
СОВЕТСКИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ И РАБОТНИКОВ НКВД,
учавствовавших в массовых убийствах польских офицеров в 1940 году*
Берия Л.П., комиссар госбезопасности
Берешков, полковник
Богданович, ст. лейтенант
Бородынский П.
Борисовец, ст. лейтенант
Василевский, капитан
Волков, полковник
Губаев, ст. лейтенант
Демидович, капитан
Егоров С.Е., майор, в 1945 г. генерал-майор
Зарубин В.М., в 1945 г. генерал-майор
Иванов, капитан
Кадищев, майор
Киршин (или Кирскин), комиссар
Косынкин П.Е., генерал
Круглов С.Н., генерал
Куприянов, полковник
Лебедев, майор
Лейбкинд, ст. лейтенант
Лебедевский, полковник
Мазур Павел, майор
Меркулов В.Н,, генерал
Миронов, полковник
Молотов В.М.
Морский, агент
Райхман Л.Ф., генерал
Розуваев Яким, шофер
Рыбак Л., полковник
Серов И.А., комиссар госбезопасности
Сиротский, агент
Старикович, лейтенант...
Поэтому, любые домыслы уместны. Тот кто скрывает информацию, заведомо не чист.
Я знаю, что некоторые участники расстрелов прекрасно дожили до самой смерти в Москве. Ул. Садовая Триумфальная 4-10, построенный по указанию Берии, для сотрудников НКВД.
"Прокуратура направила в Пярнуский уездный суд дело 86-летнего Яна Пяхна (Jan Pahn), которого обвиняют в причастности к депортации эстонцев в Сибирь в конце 1940-х годов. Об этом сообщает газета Postimees.
Власти полагают, что Пяхна, работавший оперуполномоченным Хийумааского отделения министерства госбезопасности Эстонской ССР, весной 1949 года принимал участие в опознании 14 семей, которые подлежали высылке с острова Хийумаа. Это квалифируется как геноцид и нападение на гражданское население.
Двоих Пяхна арестовал лично, а еще шестерых доставил в порт Лехтма, откуда их на следующий день отправили в Татарский район Новосибирской области. Всего, по данным обвинения, на основании его показаний в Сибирь был выслан 41 человек, в том числе беременная женщина и двое детей до 12 лет. Восемь человек умерли в ссылке.
В соответствии с эстонским законодательством, участие в депортациях считается преступлением, не имеющим срока давности."
Я дрожал, как отлетающие души.
Запишите меня в список негодяев,
Если он теперь еще кому-то нужен.
Запишите, запишите меня в список,
Только вряд ли это что-нибудь изменит...
Никакая боль не будет мне сюрпризом,
Ведь за столько лет мы превратились в тени.
И за столько лет мы живы почему-то...
Как же так, что разобраться не приспело?
Это ж сколько люди видели салютов?!
Ну, конечно же, ни одного расстрела.
За Уралом, за лозунгами рьяными
Пятилетка шла, как полагается,
А мы вдупель напивались пьяными,
Чтоб не сомневаться и не каяться.
А в то лето было жарко - воздух каменный.
Днем мне матери их снились, было муторно,
А всю ночь, чтоб заглушались вопли в камерах,
Во дворе мотором харкала полуторка.
Мы топили в страхах заповедь Христову,
Было тошно, было жутко, было гадко,
Но за Родину, вождей внимая слову,
Мы душили сумасшедшие догадки.
Но за Родину, за Родину,
Душили сумасшедшие догадки.
......................................................
...
Вот именно,посмотри как потомки убийц возмущаются,если вообще кто-то начинает вспоминать об этом кошмарном времени...Они хотят,чтоб все это было по принципу-уничтожены и забыты.