Теракты в метро отвлекли нас от модернизации
Теракты в московском метро заставили на некоторое время и общество, и чиновников отказаться от обсуждения других тем, стоявших в повестке дня. Все думают и говорят о проблемах безопасности, которые никто не может решить. Между тем все остальные дела в стране идут своим чередом. В том числе и программы, запущенные правительством во имя модернизации.
Предположение, будто построив в окрестностях столицы один единственный чудо-город можно решить задачу модернизации России, великолепно демонстрирует состояние умов в российской бюрократии. Хотя идея русской силиконовой долины близка не только чиновникам. О готовности освоить государственные средства с радостью заявили многие олигархи, которым, видимо, своих денег не хватает. Стоило правительству заявить о намерении стимулировать модернизацию, как частный бизнес понес ему множество проектов, нуждающихся в государственной поддержке. По странному совпадению, однако, обнаружилось, что почти все проекты были начаты уже некоторое время назад. Иными словами, под предлогом заботы о модернизации страны, корпорации просто перекладывают на налогоплательщика часть собственных расходов. В итоге будет построено лишь то, что и так было бы построено, и безо всякой модернизации. Только населению это обойдется дороже.
Та же история происходит с принудительной заменой устаревших ламп накаливания на новые диодные лампы, которые стоят во много раз больше. Оплатить разницу должны потребители. Либеральные комментаторы возмущаются - надо решать вопрос через свободную конкуренцию между старыми и новыми лампочками. Хотя сами же признают: при существующей разнице в цене, большая часть жителей России покупать новые модели не станет, а потому все планы массового энергосбережения останутся на бумаге. Мысль о том, что можно субсидировать не бизнес, а потребителя, предоставляя ему, хотя бы на первых порах, скидку за счет средств государства, будучи глубоко антирыночной, не приходит в голову ни чиновникам, ни их либеральным критикам. Зато мысль о необходимости правительственных субсидий для частного бизнеса почему-то антирыночной никому не кажется: по данному вопросу между чиновниками и либералами наблюдается трогательное единство.
Тем временем олигархи делят между собой государственные средства примерно так же, как в феодальные времена князья и графы делили пожалованные королем поместья. Производить светодиодные лампы станет Михаил Прохоров, возглавляющий группу \"Онэксим\", а силиконовую долину отдали алюминиевому магнату Виктору Вексельбергу. Насколько эффективными окажутся соответствующие проекты говорить пока рано, но зато с полной уверенностью можно предсказать, что по окончании работы состояния этих богатейших людей России станут ещё больше.
Если у кого-то есть сомнения в буржуазном характере российского государства, если кто-то по-прежнему сомневается в том, что у нас в стране сложился \"настоящий\" капитализм, пусть посмотрит на список людей, получивших \"подряд на модернизацию\". Общественные средства помогут капиталу справиться с последствиями кризиса, так во всяком случае, надеются авторы инновационных проектов. На практике всё, конечно, будет гораздо хуже, а миллиарды долларов государственной помощи, не разрешив структурных противоречий, не спасут и не желающий измениться бизнес.
Но это выяснится гораздо позже.
Правительственным чиновникам даже не пришло в голову, что повторение американских модернизационных стратегий 70-х годов прошлого века - далеко не лучший путь решать новые задачи, поставленные в XXI столетии. Тем более что наукограды в Советском Союзе уже были - достаточно вспомнить подмосковный Зеленоград и Академгородок в Новосибирске. Они как раз вполне соответствовали задачам своего времени, но их структуры были безжалостно уничтожены в ходе либеральных реформ 1990-х годов. Теперь их восстанавливать уже поздно, а новый городок такого же типа строить просто глупо. Это все равно, что строить вдоль границ страны каменные замки, ссылаясь на то, что подобные сооружения доказали свою эффективность в ходе средневековых войн. Времена силиконовых долин ушли в прошлое вместе с песнями \"Beatles\" и первыми громоздкими компьютерами IBM PC XT. Если сегодня в \"настоящей\" калифорнийской силиконовой долине по-прежнему живет немало талантливых людей, то причиной тому не \"инновационная экономика\", а старые связи, хороший климат и комфортные условия жизни.
Создание благоприятных условий жизни для собственного населения как раз и могло бы стать вполне достойной государственной задачей. Разумеется, российскому чиновнику такая постановка вопроса кажется мелкой и недостойной серьезного обсуждения. Но именно потому все модернизационные усилия власти неизменно оборачиваются пошлой комедией. Нужно не строить силиконовую долину, а ремонтировать тысячи сельских дорог, привести в порядок провинциальные школы, больницы маленьких городов. Это и есть первейшая задача модернизации, без решения которой все остальное бессмысленно даже обсуждать.
Однако российская бюрократия не ищет простых путей, ей нужны проекты масштабные и поражающие воображение. Можно, например, сократить количество часовых поясов, игнорируя физические размеры страны и планеты. Теперь разрывы между солнечным и административным временем, и без того неизбежные на обширных территориях, станут еще больше. Но при этом простейший вопрос об отмене мучающего миллионы людей перехода на летнее время решен в 2010 году так и не был.
Для отечественной бюрократии простое все время оказывается чрезвычайно сложным, зато сложное - на удивление простым. Чиновники обожают преобразования, реорганизации, комплексные планы и масштабные проекты. Они лишь не в состоянии решить простейшие вопросы, имеющие реальное значения для жизни большинства людей. Ибо жизнь этого большинства к жизни элит не имеет никакого отношения.
И так будет продолжаться, пока остается не решенным и даже не поставленным главный вопрос, предопределяющий все остальные характеристики российской отсталости: вопрос о демократии. Но не той, провозглашаемой либералами формальной демократии, суть которой сводится к состязанию коррумпированных кандидатов на выборах губернаторов, а демократии участия и самоуправления, позволяющей людям на местах самостоятельно находить ответы на возникающие в их жизни проблемы.
Для властей все это слишком мелко, для оппозиции - неинтересно.
Остается только надеяться, что рано или поздно, граждане сами возьмутся за решение собственных проблем, отправив и правительственную бюрократию и либеральную оппозицию туда, куда они заслуживают.
Комментарии
И вывод правильный, если мы не выгоним из кремля олигархов-медвепутов, едерастов и либералов-оппозиционеров, нам конец. Выход только один - привести к власти патриотов, ставящих вопросы социальной справедливости и реализации национальных интересов России превыше всего.
Выдумали себе модное словечко, и давай его тереть на все лады. Одного только они не сказали, ЧТО БУДЕМ модернизировать? Заводов почти нет, колхозы убили еще 10 лет назад.
"Создание благоприятных условий жизни для собственного населения ", а кому оно нужно? Разве их для этого выбирали?
И с демократией точно подметил. Даже если уйдут действующие воры. сразу появятся новые, и будет так до тех пор, пока это государство не прекратит свое самостоятельное существование, или пока народ не поймет, что не решив проблему демократии в своем отдельно взятом многоквартирном доме, невозможно решить ее в масштабах государства.
Вопрос возникает - что произойдет раньше. Но прогноз пока неутешителен.
Если родится приемлемая национальная идея, возможен будет и третий вариант - госпереворот с приходом диктатора, который уберет нынешнюю власть в полном составе, и приведет страну в более менее приличное состояние.