\"Реформирование\" \"оптимизаторами\" в геологии

На модерации Отложенный

Реорганизация геологической отрасли в России, с ликвидацией Министерства геологии, производственных геологических объединений в составе территориальных компактных геологических экспедиций, была осуществлена в начале либеральных реформ, и сейчас - в разгар мирового экономического кризиса - она все больше походит на стратегическую диверсию оставить будущее России без резервных запасов разведанных месторождений полезных ископаемых - основного источника ее бюджетных доходов.

К этому рубежу и подходит страна сегодня - через 18 лет деиндустриализации - по рудам цветных, благородных и редких металлов. Тают запасы и других полезных ископаемых, разведанных в советское время. Разведочные работы, выполняемые самими добывающими предприятиями и появившимися ЗАО и ОАО поисково-разведочного профиля, не справляются с пополнением резервов минерального сырья. Даже по наиболее востребованным - энергетическим - ресурсам добыча превышает наращивание вновь разведанных запасов.
Развал Советского Союза усугубил положение - особенно по цветным и редким металлам: многие месторождения их, разведанные в основном российскими специалистами, оказались за границей РФ, на территориях бывших союзных республик.

Хищническая эксплуатация месторождений ускоряет процесс их истощения, особенно месторождений, разрабатываемых иностранными компаниями, или с использованием иностранного капитала. Так, директор Западносибирского геологоразведочного института академик И.И. Нестеров подвел итог: за счет неправильной разработки с 1991 года уже угроблены 20 млрд тонн запасов нефти Тюменских месторождений.

Другой пример - по драгметаллам. Канадская компания «Кинросс голд» на золоторудном месторождении «Купол» (Чукотка) добывает руду со средним содержанием золота более 35 г/т, оставляя за бортом карьера руду с содержанием золота менее 6 г/т. Таким же образом было «вычерпано» золото из месторождения «Кубака» в Магаданской области, в то время как российские компании берут в переработку руды с содержанием до 3 - 2 г/т золота (из «Доклада на XIV съезде Союза старателей России» председателя Союза В.И. Таракановского, «Золотодобыча» №123, февраль 2009). Причем все это делается с нарушением экологических норм.
С ликвидацией геологических экспедиций оказалась разорванной логическая научно-производственная цепь изучения, охраны и рационального использования недр страны: академической наукой - отраслевой наукой - геологическими экспедициями - эксплуатационными предприятиями. Раз нет экспедиций - основных потребителей научных исследований - не нужна и сама геологическая наука. Все это снижает эффективность собственных геологоразведочных работ эксплуатационников. Е.Н.Алтунин - создатель и первый руководитель советского «Главтюменьгазпрома», назвал развал геологоразведки и геологической науки «самой большой бедой» нынешнего «Газпрома», разрабатывающего еще советские месторождения. Уничтожение единой системно организованной геологической службы в стране и снижение госбюджетных ассигнований на геологоразведочные работы - вот основные причины резкого снижения открываемости новых месторождений как прямые, так и опосредованные - через подавление заинтересованности, целеустремленности и энтузиазма потенциальных первооткрывателей. Нынешние геологические комитеты - обычные чиновничьи конторы в администрациях субъектов федерации с разрешительно-статистическими функциями в недропользовании и хранилищами геологических архивов. Практических руководящих, направляющих действий в продолжении геологических исследований - особенно на поиско-разведочной стадии, - от них не просматривается.
В 2001 году Правительство РФ утвердило программу «Экология и природные ресурсы России» (2002 - 2010 годы) с подпрограммой «Минерально-сырьевые ресурсы» (Постановление №860 от 07.12.01). Подпрограмма не выполнена из-за отсутствия государственного регулирования геологических исследований и геологоразведочных работ. Организованные в ряде регионов геологические НПО, ЗАО, ОАО решают узкоспециализированные задачи, которые ограничиваются переоценкой выбранных по конкурсу перспективных площадей и проявлений полезных ископаемых на основе современных геолого-экономических параметров и технологий переработки минерального сырья. Предпочтение отдается выработанным по старым кондициям месторождениям с сохранившейся инфраструктурой. Эти задачи не соответствуют долгосрочным целям планомерного комплексного изучения недр. Поэтому и новые организационные структуры не смогут заменить прежние комплексные геологические экспедиции, охватывающие всю территорию страны.

Несмотря на значительное сокращение потребности минерального сырья внутри страны, в связи с деиндустриализацией, наращивание его добычи диктуется увеличением экспорта - прежде всего углеводородов и металлов, а также минеральных удобрений. Даже в ущерб собственной экономике! Дело в том, что наши недродобытчики-олигархи, «приватизировав» вместе с месторождениями государственную инфраструктуру промыслов и рудников, продолжают присваивать (и прятать в оффшоры) львиную долю доходов от добычи природных ресурсов, т.е. природную (горную) ренту - тоже государственную, общенародную собственность (по Конституции РФ). Другая часть ее уводится государством тоже за рубеж, в т. н. «Фонд национального благосостояния», но используется для погашения заграничных долгов тех же олигархов. На внутреннее потребление страны остаются крохи, позволяющие лишь регулировать темпы снижения этого национального благосостояния.

Масштабы и методы этого государственного грабежа растолкованы наивным россиянам доктором экономических наук С.А. Кимельманом в беседе, опубликованной «Советской Россией» №68 от 02.07.09, в «Отечественных записках» №12 от 02.07.09. Предложенные КПРФ законопроекты «О рентных платежах...» и «О правах граждан РФ на доходы от использования природных ресурсов РФ» Госдума отвергла голосами «Единой России».

Увеличивающийся дефицит руды для российской металлургии восполняется металлоломом. Кроме основных поставщиков «втормета» - металлообрабатывающих производств - резко возросла армия неорганизованных сборщиков из незанятого населения - бомжей и других безработных. Расплодилось множество легальных и нелегальных пунктов приема «черцветмета». Ими уже очищены от металла свалки, а жилища - от бытового «цветмета». Покушаются даже на газовые вентили, провоцируя взрывы бытового газа. Грабят садово-огородные участки: железные ограды, водопроводные трубы, электрические провода.... Все принимается пунктами сбора по дешевой цене - порою единственной статье доходов безработных. Активизировались и железнодорожники по разборке запасных станционных путей, веток до остановленных заводов и даже до тупиковых станций. По данным Росстата, за первые 15 лет реформ протяженность железных дорог РФ сократилась на 3000 км. Может, и рельсы БАМа будут проданы Китаю, ввиду нерентабельности этой магистрали в нынешнем капиталистическом хозяйстве России? (После вывозки по ним туда же природных ресурсов).

В добычу российского минерального сырья активно внедряется иностранный капитал. Вот только известные мне из СМИ и от коллег-геологов факты. Уже 26% добычи нефти в России приходится на иностранный капитал. Якутские алмазы добывает иностранная компания «Алроса». Канадская «Кинросс голд» гребет золото из богатейшего месторождения «Купол» на Чукотке (13% общей добычи золота в РФ в 2008 году). Китайское ООО «Лунсин» уже имеет 20 горнодобывающих предприятий по Сибири. К чему это приведет - спрогнозирую на республике Тыва. Так теперь называется бывшая Тувинская АССР.
Тыва усилиями советских геологов была превращена в природную жемчужину Сибири. В советский период (1944-1991 гг.) в этой маленькой по сибирским масштабам республике (170 тыс. км2) разведаны крупные месторождения железа, цветных и редких металлов, золота, каменного угля, асбеста; действовали Ак-Довуракский асбестовый, Хову-Аксинский кобальтовый ГОКи, Терлигхайское ртутное РЭП, два угольных разреза; работали и трудятся до сих пор старательские артели по добыче россыпного золота. В общем, есть во что вкладывать капитал. Вот он и вкладывается - теперь уже иностранцами. Российско-Шведское СП построило здесь обогатительную фабрику на Тарданском месторождении золота.

В феврале 2008 года в Красноярской информационной печати ООО «Лунсин» объявило конкурс на строительство горнодобывающего предприятия на Кызыл-Таштыгском полиметаллическом месторождении. Эта фирма базируется сейчас в столице республики, и интересы ее наверняка не ограничиваются упомянутым месторождением.

Федеральная власть, пекущаяся о зарубежных инвестициях, может одобрить внедрение иностранного капитала в горнодобывающую промышленность Тывы: ведь одним дотационным регионом в РФ будет меньше. Однако добытые иностранными фирмами полезные ископаемые (или доходы от их продаж) направятся, в основном, за рубеж, а не на внутреннее потребление нашей страны. Для этого туда же, за границу, не мешкая, построят железную дорогу. Таким образом, экономическое отторжение Тывы от РФ станет де-факто. А первый импульс к политической «самостоятельности» дал ей (как и другим автономиям) еще первый президент РФ Б.Н.Ельцин призывом «брать суверенитета сколько проглотите», что вызвало всплеск национализма и массовый выезд из республики российских специалистов, направленных сюда для подъема экономики, образования и лечения вымиравшего от туберкулеза туземного населения. Продолжение такой политики - это путь к «Сибирскому Косово», только без шумных демонстраций и под одобрительное напутствие бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс, что-де недра Сибири не должны принадлежать только России. Тыва - не единственная национальная республика в составе РФ, и внедрение в них иностранного капитала (особенно в разработку недр) - это путь к расчленению РФ суверенизацией национальных автономий.Россия уже превратилась в сырьевой придаток Запада, в страну с несамодостаточной экономикой, сильно зависящей от импорта продовольствия. Две трети приходной части бюджета страны наполняется продажей природных ресурсов. Причем наибольшая доля доходов поступала от продажи энергоресурсов благодаря высоким (до кризиса) ценам на нефть и газ. Зато до 50% продовольствия и больше половины промышленных товаров импортируется. Оплата - из средств, вырученных от продажи невосполнимых природных ресурсов. Значит, мы их попросту проедаем. Падение цен на энергоносители, вызванное мировым финансово-экономическим кризисом, ведет к краху такую экономику, а вот истощение разведанных запасов полезных ископаемых и как следствие - снижение их добычи и продажи ставит под вопрос скорый выход России из кризиса как суверенного государства. Аналогичные опасения высказаны на XIV съезде Союза старателей России.

При текущих темпах добычи и восполнения запасов полезных ископаемых обнуление их резервов произойдет уже в среднесрочной перспективе, а по нефти к 2015-2020 году (по И.И.Нестерову), с неизбежным падением добычи - прежде всего энергоресурсов. Это ставит под вопрос увеличение экспорта их с вводом в строй действующих восточных нефте- и газопроводов. Восточную трубу планируют заполнить нефтью восточносибирских месторождений. Но в Восточной Сибири на сегодня нет запасов нефти промышленных категорий на экономически приемлемых расстояниям от трассы, и даже при формированном режиме начатых разведочных работ «они могут появиться не раньше чем через 8-10 лет». Но труба-то прокладывается, а китайцы строят нефтеперегонные заводы и даже бензоколонки под российскую нефть! Чем будет расплачиваться путинское правительство «профессионалов» (с врачом во главе геологии!) за неустойку с подачей нефти? Опять «Фондом национального благосостояния»?

Не столь уж велики, как недавно огласил по ТВ президент Д.Ф.Медведев, и разведанные в советское время запасы газа, чтобы заполнить им еще и восточную трубу. Для этого необходимо будет резко увеличить его добычу, что невозможно без разведки новых месторождений (по Е.Н.Алтунину).
В середине июня на заседании Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых России (ГКЗ) премьер В.В. Путин озвучил свои соображения, что-де надо собрать в некое единое учреждение (ведомство) все дела, касающиеся геологии, разведки и охраны недр страны. Наконец-то - через 18 лет «либеральных реформ»! - руководство России начинает прозревать и соображать, что без изучения и разведки природных ресурсов РФ не сможет существовать даже в статусе сырьевой «энергетической державы». Ведь это конец и российскому олигархату!

Шестнадцать лет ельцинско-путинской экономики показали, что она не способна объять необъятные просторы России и не способна осуществлять долгосрочные проекты развития страны. Эту неспособность в наибольшей мере и прежде других отраслей испытала геологическая отрасль. Не «конкурсность» и не «конкурентность» - в погоне за быстрой окупаемостью и сверхприбылями, а плановость и комплексность работ на длительный период необходимы в изучении недр страны, в тесной увязке с долгосрочными перспективами экономического развития регионов страны, и прежде всего Сибири и Дальнего Востока. А это возможно только в рамках плановой экономики - экономики созидания и развития, а не проедания и разбазаривания невосполнимых природных ресурсов. «Только государство способно обеспечить ... масштабную разведку полезных ископаемых», - утверждает производственник Е.Н.Алтунин. «Государство должно само вести геологоразведку, а потому продавать промысловикам на территории, а запасы... Но для этого нужно восстановить Министерство геологии», - настаивает академик И.И.Нестеров.
Но если нынешние руководители РФ декларируют все-таки изменить структуру экономики страны, надо восстановить структуру отрасли и на первых порах хоть завершить советскую «незавершенку». Главными направлениями, включающими геологические исследования (или способствующими им) могут быть:
- освоение месторождений в зоне БАМ в соответствии с разработанным в советское время инфраструктурным планом создания здесь территориально-производственных комплексов;
- освоение месторождений республики Тыва и сопредельных районов Саяно-Алтайской горной области с прокладной железной дорогой в Тыву и обустройством водного пути по Саянскому водохранилищу;
- продолжение строительства железных дорог Лабытнанги - Норильск и Тында - Якутск;
- улучшение автодороги Якутск - Магадан и продолжение ее далее на восток до Анадыря (с меридиональными ответвлениями);
Список первоочередных объектов должен быть уточнен и дополнен после всестороннего изучения сложившейся ситуации, кадровых и ресурсных возможностей страны. Но неизменным должен быть форсированный режим их освоения. Время упущено!
Надо решительно пресечь иностранную интервенцию в разработку минеральных ресурсов России, а допуск иностранных инвестиций ограничить перерабатывающей их промышленностью. Несколько строк о ней, хотя и не совсем по теме. «Зацепило» промелькнувшие в «Вестях ТВ» сообщение, что Россия не только строит бензоколонки за границей, но заключила контракт на строительство нефтеперерабатывающего завода в... США. Вместо того чтобы синхронно с добычей усиленно развивать отечественную промышленность по глубокой - в перспективе безотходной - переработке полезных ископаемых, и не импортировать, а экспортировать продукты и материалы, полученные из российского сырья. Вот прямой путь к ликвидации безработицы, повышению благосостояния народа и выходу из кризиса нынешней ресурсодобывающей России, ибо «... перерабатывающий минерально-сырьевой сектор был, есть и еще долго останется основой и базисом экономики России» (по экономику С.А.Кимельману). Фактический путь страны прямо противоположен.
Из всего выше изложенного следует, что проблему восстановления и ускоренного развития государственной геологической службы надо решать в срочном порядке, начиная с организационной структуры, собирания еще оставшихся советских геологов, восстановления стипендиальной системы подготовки молодых специалистов, восстановления промышленной базы технического обеспечения геологоразведочных работ и т.д.

Нынешний экономический кризис мировой капиталистической системы в отличие от предыдущих инициировал в большой мере истощением природных ресурсов Земли. Основной их резерв остался только на территории России. Поэтому кризис больше всего ударил по России обвалом цен на полезные ископаемые, прежде всего на энергоресурсы. Так, может быть, он специально организован против России?