О чём трещит свеча на Громницу?

У древних славян есть исконный праздник – ГРОМНИЦА. Это особый обряд освящения и чествования так называемой громничной свечи. В его основе лежит древнеславянский ритуал почитания огня, связанный с культом Перуна.

Этот обряд сохранился вплоть до начала 20-го века и в наиболее чистом виде – в Белоруссии, где имел величайшее значение для всего народного обихода на весь год и даже на всю жизнь.

Тот же самый обряд существовал и в украинских землях: «На українських землях християнський сенс свята було скориговано в руслі аграрної обрядовості: «Старе відходить – нове настає», «Зима з весною зустрічається». Освячена цього дня свічка називалася «стрітенською», «громницею», «громовою». Нею обкурювали оселю й худобу та давали в руки вмираючій людині. Завбачливі господарі цього дня спостерігали за погодою: ясний і тихий день – буде добрий урожай і багато меду, іній – добра картопля і гречка. Казали: «Коли на Громницю півень нап\'ється водиці, то на Ярілу (6.05) віл не напасеться травиці», - тобто, при відлизі пізно зійде «паша» для худоби».

В деревнях по нескольку дворов (обычно восемь – десять) топили воск и крутили большие и толстые свечи, которые хранились в хате. Приготовляли эти свечи к урочному праздничному дню обыкновенно на Ярилу зимнего (в христ. Никола), или на Маланьицу, на Купалу и др. Воск для свечи не покупали, а приносили из своих бортей.

В праздничную ночь обетную свечу носили из дома в дом: нёс свечу тот хозяин, чей дом был на очереди.

Общим хором пели величанья, продолжая и оканчивая их в каждой деревенской хате; здесь обетную свечу ставили среди жилища, вместо подсвечника – в чашку, наполненную овсом. После обетную свечу переносили на «куть» (передний угол), и гости принимались за угощение.

Громничная свеча отличалась от всех прочих тем, что ей приписывали наиболее чудодейственную силу. В громничной свече заключается именно та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча. Как и все другие, она сучилась толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, свеча ежегодно увеличивалась прибавкою нового воска. Когда свеча доходила до одного пуда весом, её сдавали в деревенский языческий храм, откуда и брали на дом по мере надобности и с соблюдением строгой очереди. Находящуюся в храме свечу иногда, по большим праздникам, просили зажигать.

Пришедший домой спешил огнём громницы подпалить себе вдоль и поперек волосы. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы. Свечу брали на поля при начале сева и жатвы. Она охраняла межи, предотвращала заломы в хлебе, истребляла вредителей в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуты кончины и зажигали её.

С приходом христианства громничный обычай послужил прекрасной основой для нового христианского «чуда» - Благодатного огня. Это «чудо» было перенесено в Иерусалим, где не знали древнерусских ритуалов. А в самой России священники постарались сделать так, чтобы о громничных свечах забыли.